Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2016 г. N А353-12/16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Скорость" на действия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах РСО-Алания согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002520) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
15 декабря 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания и Управления РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что:
1.В п. 20 Технического задания Заказчиком установлено требование к химическому составу воды, с указанием максимального содержания количества примесей. Заявитель считает, что обязанность производителей товаров (материалов) доводить до узкого круга потребителей такие характеристики товаров(материалов), как химический состав, не закреплена действующим законодательством, Закон о контрактной системе не обязывает участников иметь товар (материал) в наличии на момент составления заявки на участие в аукционе, и не имея данный товар на руках участник не может знать конкретные значения химического состава.
2. В Техническом задании установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, которые содержат подробные требования к упаковке, такие, как: "на каждую единицу потребительской и транспортной тары наносят маркировку в соответствии ГОСТ 9980.4-2002, содержащую следующие данные: наименование предприятия (фирмы)-изготовителя; наименование страны-изготовителя; юридический адрес изготовителя и (или) продавца; наименование, марка и сорт материала; наименование цвета; масса нетто; масса брутто; количество единиц потребительской тары и масса нетто единицы потребительской тары; номер партии; дата изготовления (месяц/год); обозначение нормативного документа (НД)\ технического документа (ТД) на материал; товарный знак предприятия (фирмы)-изготовителя; информация об обязательной сертификации (по материалам, подлежащим обязательной сертификации); информация о добровольной сертификации; информация о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе); символ штрихового кода для товаров розничной торговли в соответствии с правилами Европейской ассоциации товарной нумерации и Совета по унифицированному коду (EAN/UCC) и национальной организации нумерации EAN (на добровольной основе); назначение и способ применения; правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования и утилизации материала; меры предосторожности при обращении с материалом; основные потребительские свойства или характеристики материала; срок годности или гарантийный срок материала; надпись "Беречь от огня" для легковоспламеняющихся материалов; состав (пленкообразующее/растворитель); знак опасности; транспортное наименование груза; номер ООН; классификационный шифр; номер аварийной карточки (при транспортировании груза железнодорожным транспортом); манипуляционные знаки, основные и дополнительные надписи характеризующие транспортную маркировку по ГОСТ 14192-96".
Заявитель считает, что требование о предоставлении участниками закупки в заявке на участие в электронном аукционе конкретных характеристик (описаний) упаковки (тары) используемого товара, в том числе материалов, используемых при изготовлении тары, сырье, используемом при производстве товаров, необоснованно.
3. В поз.17 "Грунт" Технического задания Заказчик установил требования, которые, по мнению Заявителя имеют избыточный характер по дорожно-климатической зоне. Северная Осетия находится в 4-ой дорожно-климатической зоне, и требования заказчика по остальным дорожно-климатическим зонам несут избыточный характер. Заявитель считает, что использование асфальтобетона предназначенного для дорожно-климатической зоны, отличной от 4, будет ухудшать его качество, а следовательно выполнение работ с использованием данного асфальтобетона может быть признано ненадлежащим.
4. В п. 1.6 Проекта контракта Заказчиком установлено: "оригинал документов по способу обеспечения обязательств должен быть представлен Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта".При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении оригинала документа банковской гарантии в установленный срок.
Отсутствие оригинала банковской гарантии у заказчика (бенефициара) не влияет на возможность получения актуальной информации о состоянии банковской гарантии, так как согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе, банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
В объяснении по существу жалобы Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания указал, что:
1.При формировании Технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности".
Заказчиком в поз. N20 Технического задания "Вода" в показателях воды используется термин "максимальное содержание" (показатель изменению не подлежит)", что указывает на необходимость указания в составе заявки не конкретного значения, а максимального значения указанных показателей предусмотренных ГОСТом 23732-2011 без изменения наименования показателя.
Таким образом, исходя из требований технического задания участник должен предложить не конкретные значения по составу воды, а максимальные значения показателей соответствующее ГОСТ 23732-2011, что не нарушает законных прав участников закупки.
2. Довод Заявителя о нарушениях действующего законодательства при установлении требований к упаковке несостоятелен, так как согласно подпункта 3 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирована, требования, а том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
По поз. N "Краска" Заказчиком установлены требования к эмалям в соответствии с ГОСТ Р 51691-2008 действующим на территории РФ, в том числе в соответствии с п.5.9 и 5.10. указанного стандарта, которые устанавливают необходимость соответствия упаковки эмалей ГОСТ 9980.3. и маркировка эмалей ГОСТ 9980.4.
Перечисленные характеристики следует классифицировать не как требования к упаковке эмалей, а как требования к маркировке эмалей не противоречащие ГОСТ 9980.4, в соответствии с которым техническим заданием установлено, что на каждую единицу потребительской и транспортной тары наносят маркировку в соответствии ГОСТ 9980.4-2002, содержащую следующие данные: наименование предприятия (фирмы)-изготовителя; наименование страны-изготовителя; юридический адрес изготовителя и (или) продавца; наименование, марка и сорт материала; наименование цвета: масса нетто; масса брутто; количество единиц потребительской тары и масса нетто единицы потребительской тары: номер партии; дата изготовления (месяц/год); обозначение нормативного документа (НД)\ технического документа (ТД) на материал; товарный знак предприятия (фирмы)-изготовитеяя; информация об обязательной сертификации (по материалам, подлежащим обязательной сертификации); информация о добровольной сертификации; информация о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе), символ штрихового кода для товаров розничной торговли в соответствии с правилами Европейской ассоциации товарной нумерации и Совета по унифицированному коду (EAN/UCC) и национальной организации нумерации EAN (на добровольной основе); назначение и способ применения; правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования и утилизации материала; меры предосторожности при обращении, с материалом; основные потребительские свойства или характеристики материала; срок годности или гарантийный срок материала; надпись "Беречь от огня" для легковоспламеняющихся материалов; состав (пленкообразующее/растворитель); знак опасности; транспортное наименование груза; номер ООН; классификационный шифр; номер аварийной карточки (при транспортировании груза железнодорожным транспортом); манипуляцией ные знаки, основные и дополнительные надписи, характеризующие транспортную маркировку по ГОСТ 14192-96.
Указанные требования к маркировке не нарушают нормы ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание материалов не устанавливает иные требования к материалу, обозначения и терминологии, не предусмотренные техническими регламентами, стандартами и другими требованиями.
3. Довод Заявителя по поз. 17 "Грунт" несостоятелен, так как в указанной позиции установлены требования к грунту в строгом соответствии с ГОСТом 30491-2012, а именно, число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания в зависимости от дорожно-климатической зоны и месторасположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде приведены в таблице.
Данные, характеристики приводят общую классификацию (детализацию) характеристик грунта для дорожно-климатических зон ГОСТ 30491-2012, поскольку при описании характеристик Заказчиком используется термин "приведены в таблице", и не нарушают нормы ст.33 Закона о контрактной системе, т.к описание материалов не устанавливает иные требования к материалу, обозначения и терминологии не предусмотренные техническими регламентами, стандартами и другими требованиями.
Кроме того, участники закупки не лишены возможности указания в заявке 4 дорожно-климатической зоны, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки товары в том числе должны соответствовать всем требованиям СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05,02-85, который определяет принадлежность регионов к соответствующей зоне.
Довод заявителя о том, что использование асфальтобетона предназначенного для дорожно-климатической зоны отличной от 4 будет ухудшать его качество, недостоверен, поскольку требования поз. N17 технического задания устанавливают требования не к асфальтобетону, а к грунту.
Грунт для приготовления асфальтобетона согласно ГОСТ 9128-2013 не используется. Также следует отметить, характеристики циклов замораживания-оттаивания образцов из укрепленных грунтов дорожно-климатических зон отличных от 4 имеют более высокие показатели морозостойкости, что не свидетельствует об их худшем качестве.
4. Довод Заявителя о том, что условия контракта о предоставлении оригинала документов по способу обеспечения обязательств нарушает нормы Закона о контрактной системе не состоятелен.
Статья 45 Закона о контрактной системе определяет требования к содержанию условий банковских гарантий и к сведениям подлежащим к включению в реестры банковских гарантий.
Часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе устанавливает порядок размещения в ЕИС и подписания электронной подписью документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта и проекта контракта победителем электронного аукциона до подписания контракта Заказчикам.
Вышеуказанные нормы закона, не содержат запрета на установление условия о предоставлении оригинала документов по способу обеспечения обязательств после заключения контракта т.е. после его подписания Заказчиком.
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе не регламентируют виды, условия и порядок предоставления документов после заключения контракта.
Кроме того, согласно норм гражданского права, отношения не регулируемые действующим законодательством регулируются условиями гражданско-правовых договоров.
Довод Заявителя о подтверждении его позиции письмом экономического развития РФ от 26.01.2015 г. NД28и-128 недостоверен, поскольку указанное письмо содержит разъяснения о порядке предоставления банковской гарантии в случае отзыва лицензии у банка и не содержит разъяснений запрещающих наличие в контрактах оспариваемого заявителем пункта договора.
Данное условие контракта включено в контракт Заказчиком для формирования по каждой отдельной закупке оригиналов документов и сверки документов с документами размещенными участником в ЕИС, с целью достоверного и своевременного их представления впоследствии заинтересованным лицам, контролирующим органам, так как Заказчик не вправе влиять на сохранность и сроки хранения информации и документов размещенных в ЕИС.
Таким образом, условия контракта о предоставлении оригинала документов по способу обеспечения исполнения контракта в течении 5 рабочих дней с момента заключения контракта не противоречат ст. 45 и ст.70 Закона о контрактной системе и тем более, не создает условия для ограничения конкуренции, поскольку при получении банковской гарантии подрядчик (принципал) не лишен возможности на получение ее оригинала, как сторона договора (соглашения) о выдаче банковской гарантии, заключаемого между ним и банком (гарантом).
Определенные Банки заявляют условия, по которым требования выплаты Бенефициаром сопровождается представлением оригинала банковской гарантии Гаранту и/или передача Принципалом Гарантии Бенефициару, является согласием Принципала на предоставление Гаранту права требовать от Принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных Бенефициару по банковской Гарантии. Включение указанных условий не препятствует заключению Контракта, но препятствует требованию выплаты Бенефициаром.
Также просит обратить внимание на то, что действия Заказчика никак не могли ограничить права и интересы заявителя, поскольку согласно данных ЕГРЮЛ (выписка прилагается) находящихся в свободном доступе в сети интернет, в рамках основных и дополнительных видов деятельности ООО "Скорость" отсутствует деятельность связанная с выполнением каких-либо работ на автомобильных дорогах.
В объяснении по существу жалобы Управление РСО-Алания указало, что в соответствии с "Порядком взаимодействия Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия-Алания", утвержденном Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.03.2007 N55 Управление, как уполномоченный орган получил заявку от Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания 30 ноября 2016 года.
Объект закупки: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах, согласно техническому заданию и сметной документации.
Пунктом 16 утвержденной заказчиком - Комитетом дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания заявки на проведение указанного электронного аукциона установлено: требования заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки: состав и виды выполняемых работ должны соответствовать техническому заданию и требованиям нормативных документов в области проектирования.
Согласно п. 17 утвержденной заказчиком - Комитетом дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания заявки на проведение указанного электронного аукциона установлено: наименования документов, подтверждающих качество, технические характеристики товара, работ, услуг: в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Следовательно, в силу прямого указания закона заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Требования Заказчика к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в Техническом задании и сметной документации Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Аукционной документации выполнение работ, товары, технология и методы их производства на объекте должны осуществляться в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми документами - строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами и правилами (СанПин), территориальными сметными нормами (ТСН), нормами пожарной безопасности, техническими и технологическими рекомендациями (ТР), определяющими нормы и правила ремонтно-строительных работ, товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчика позиция 20 "Вода" должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011, где используется термин "максимальное содержание" (показатель изменению не подлежит)", что указывает на необходимость указания в составе заявки не конкретного значения, а максимального значения указанных показателей предусмотренных ГОСТ 23732-2011.
Таким образом, исходя из требований технического задания участник должен предложить не конкретные значения по составу воды, а максимальные значения показателей соответствующее ГОСТ 23732-2011, что не ограничивает конкуренцию и не нарушает законных прав участников закупки.
2.Согласно Приложению N1 к Техническому заданию Заказчика позиция 17 "Грунт" должен соответствовать требованиям ГОСТ 30491-2012.
В указанной позиции установлены требования к грунту в строгом соответствии с ГОСТ 30491-2012, а именно, число циклов замораживания-оттаивания и температуру замораживания в зависимости от дорожно-климатической зоны и месторасположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде.
Данные, характеристики приводят общую классификацию характеристик грунта для дорожно-климатических зон ГОСТ 30491-2012, поскольку при описании характеристик Заказчиком используется термин "приведены в таблице", где описание материалов указаны в строгом соответствии с указанным ГОСТ 30491-2012.
Кроме того, участники закупки не лишены возможности указания в заявке 4 дорожно-климатической зоны, поскольку согласно инструкции по заполнению заявки товары в том числе должны соответствовать всем требованиям СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85, который определяет принадлежность регионов к соответствующей зоне.
Довод заявителя о том, что использование асфальтобетона предназначенного для дорожно-климатической зоны отличной от 4 будет ухудшать его качество, необоснован, так как требования поз. N17 технического задания устанавливают требования не к асфальтобетону, а к грунту.
Указанная Заявителем выдержка из Технического задания
Заказчика извлечена из позиции п. 12 "Краска" Технического задания, где Заказчиком установлено следующее: Краска должна соответствовать ГОСТ Р 51691-2008. Внешний вид покрытия - после высыхания эмаль должна образовывать однородную, без кратеров, пор и морщин поверхность. Допускается незначительная шагрень. Адгезия, баллы, не более 2. Эластичность типа У1, диаметр бойка 8 мм)*, см, не менее 40 . Твердость по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А), отн. ед.*, не менее 0,30. Срок службы атмосферостойких эмалей (1 группа) в условиях эксплуатации (У1, ХЛ1, УХЛ1, В1, 01, Tl, OM1): не менее одного года. Сырье и материалы, применяемые при производстве эмалей, должны соответствовать требованиям НД или ТД и быть разрешены к применению органами Роспотребнадзора. Запрещается применять в эмалях тяжелые металлы ртуть/кадмий/мышьяк.
На каждую единицу потребительской и транспортной тары наносят маркировку в соответствии ГОСТ 9980.4-2002, содержащую следующие данные: наименование предприятия (фирмы)-изготовителя; наименование страны-изготовителя; юридический адрес изготовителя и (или) продавца; наименование, марка и сорт материала; наименование цвета; масса нетто; масса брутто; количество единиц потребительской тары и масса нетто единицы потребительской тары; номер партии; дата изготовления (месяц/год); обозначение нормативного документа (НД)\ технического документа (ТД) на материал; товарный знак предприятия (фирмы)-изготовителя; информация об обязательной сертификации (по материалам, подлежащим обязательной сертификации); информация о добровольной сертификации; информация о знаке соответствия товара государственным стандартам (на добровольной основе); символ штрихового кода для товаров розничной торговли в соответствии с правилами Европейской ассоциации товарной нумерации и Совета по унифицированному коду (EAN/UCC) и национальной организации нумерации EAN (на добровольной основе); назначение и способ применения; правила и условия безопасного хранения, транспортирования, использования и утилизации материала; меры предосторожности при обращении с материалом; основные потребительские свойства или характеристики материала; срок годности или гарантийный срок материала; надпись "Беречь от огня" для легковоспламеняющихся материалов; состав (пленкообразующее/растворитель); знак опасности; транспортное наименование груза; номер ООН; классификационный шифр; номер аварийной карточки (при транспортировании груза железнодорожным транспортом); манипуляционные знаки, основные и дополнительные надписи характеризующие транспортную маркировку по ГОСТ 14192-96.
Таким образом, по позиции 12 технического задания Заказчиком предлагается к использованию Краска которая должна соответсвовать требованиям ГОСТ Р 51691- 2008. Положениями п. 2 и п.п. 5.10.1 указанного ГОСТ 51691-2008 регламентированы требования к маркировке установленные Заказчиком в техническом задании.
Следовательно, в ГОСТ 51691-2008 в разделе 5.10 "маркировка" содержится требование о соответствии маркировке по ГОСТ 9980.4, что отражено в полном объеме в соответствии с требованиями указанных ГОСТ в Техническом задании Заказчика.
4.Согласно приложению к утвержденной Заказчиком Комитетом дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания заявке, указанное приложение содержит проект Государственного контракта, п. 1.6. которого содержит следующее условие:
"Подрядчик, в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту, предоставляет обеспечение исполнения Контракта (способ обеспечения обязательств: в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет) в размере, установленном в аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на 1 месяц.
Оригинал документов по способу обеспечения обязательств должен быть представлен Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения настоящего Контракта".
Часть 11 статьи 26 Закона о контрактной системе определяет, что к деятельности уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок, за изъятиями установленными в части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе: в части недопустимости возложения на такие уполномоченные учреждения полномочий на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.
В связи с чем, считают доводы жалобы не обоснованными, жалобу не подлежащую удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30.11.2016 года в Единой информационной системе Управление РСО-Алания разместило извещение N0310200000316002520 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах, согласно техническому заданию и сметной документации (далее - Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 30.11.2016 года Управлением РСО - Алания, на основании заявки на проведение закупки Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания от 30.11.2016 года N1005 (далее - Аукционная документация).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 20 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать воду, соответствующую ГОСТ 23732-2011. Водородный показатель воды рН должен быть не менее 4 и не более 12,5. Допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров. Окисляемость воды должна быть не более 15 мг/л. Допускается к применению вода при интенсивности запаха не более двух баллов, и т.д.
То есть, пункт 20 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации соответствует требованиям ч. 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержит показатели, в том числе качества воды по ГОСТ 23732-2011, позволяющие определить соответствие закупаемых работ, с использованием товаров, установленным заказчиком требованиям.
2. В соответствии с подпунктом 3 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирована, требования, а том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 14 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать краску (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог, которая должна соответствовать ГОСТу Р 52575-2006, маркировка которой должна отвечать следующим требованиям:
Маркировка должна быть нанесена на потребительскую и транспортную тару непосредственно или в виде этикетки, в соответствии с ГОСТ 14192-96 и ГОСТ 19433-88. Маркировка должна быть выполнена типографской печатью либо другим способом, обеспечивающим сохранность маркировки в течение срока хранения материала. Маркировка материалов для дорожной разметки должна содержать следующие данные:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование предприятия-изготовителя;
- область применения;
- правила и условия безопасного хранения и транспортировки;
- юридический адрес предприятия-изготовителя;
- массу нетто;
- массу брутто;
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- дату изготовления;
- номер партии;
- срок годности;
- обозначение нормативного документа, по которому изготавливается продукция.
На транспортную тару, предназначенную для красок (эмалей), должен быть нанесен манипуляционный знак "Боится нагрева" по ГОСТ 14192-96/знак опасности "Легковоспламеняющаяся жидкость"/классификационный шифр - 3212 и класс опасности 3 по ГОСТ 19433-88.
Требования к упаковке. Упаковка для красок (эмалей) должна соответствовать ГОСТ 9980.3-2014 с учетом унификации размеров транспортной тары в соответствии с ГОСТ 21140-88.
То есть, пункт 14 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации соответствует требованиям части 3 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из пункта 17 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации, следует, в ходе исполнения контракта необходимо использовать грунт, соответствующий ГОСТу 30491-2012, получаемый смешением на дороге или в смесительных установках грунтов с органическими вяжущими и активными добавками, в том числе минеральными вяжущими или без них.
Предел прочности на сжатие при температурах 20 и 50°С*, МПа, не менее 0,5. Предел прочности на растяжение при изгибе водонасыщенных образцов и сжатие при температуре 20 °С*, МПа с учетом применения, не менее 0,4.Коэффициент морозостойкости*, не менее 0,8. Набухание*, % по объему, не более 4,0. Кроме того, в прилагаемой таблице указано число циклов замораживания-оттаивания и температура замораживания в зависимости от дорожно-климатической зоны (от I до IV) и месторасположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде.
При этом, число циклов замораживания-оттаивания и температура замораживания в зависимости от дорожно-климатической зоны (от I до IV) и месторасположения слоя укрепленного грунта в дорожной одежде, указанные в таблице по пункту 17 Приложения N1 к Техническому заданию соответствует требованиям ГОСТа 30491-2012.
Учитывая, что общеизвестным является нахождение РСО-Алания в VI дорожно-климатической зоне, требования к грунтам, указанные в пункте 17 Приложения N1 к Техническому заданию Аукционной документации соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 1.6 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлено, что подрядчик, в обеспечение надлежащего исполнения обязательств по контракту, предоставляет обеспечение исполнения контракта (способ обеспечения обязательств: в виде безотзывной банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет) в размере, установленном в аукционной документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта на 1 месяц.
Оригинал документов по способу обеспечения обязательств должен быть представлен Заказчику в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Порядок обеспечения исполнения контракта установлен статьей 96 Закона о контрактной системе.
Однако, статьей 96 Закона о контрактной системе не предусмотрено право заказчика на установление обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении в ходе исполнения контракта оригинала документа, обеспечивающего исполнение обязательств по контракту.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям статьи 96 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации, которая не соответствует требованиям статьи 96 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "Скорость" на действия уполномоченного органа - Управления РСО-Алания и государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах РСО-Алания , согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002520).
2. Признать Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания нарушившим статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА353-12/16 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностных лиц Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания
Управление Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд
Оператор электронной площадки АО ЕЭТП
ПРЕДПИСАНИЕ N А353-12/16
об устранении нарушений законодательства РФ
о контрактной системе
22 декабря 2016 года г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
на основании решения Северо-Осетинского УФАС России от 22 декабря 2016 года по делу NА353-12/16, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Скорость" на действия уполномоченного органа - Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) и государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (РСО-Алания, г.Владикавказ, ул. Фрунзе, 24) при осуществлении закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах РСО-Алания, согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N0310200000316002520) (далее - Аукцион),
и в результате проведения внеплановой проверки проведения закупки, руководствуясь частями 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному заказчику - Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания в трехдневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0310200000316002520 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения и искусственных сооружений на них в Алагирском, Ардонском, Дигорском, Ирафском, Пригородном районах РСО-Алания, для чего при подготовке проекта контракта для направления победителю Аукциона, привести пункт 1.6 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации по электронному аукциону N0310200000316002520 в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе с учетом решения Северо-Осетинского УФАС России по делу NА353-12/16 от 22.12.2016 года, путем внесения в нее соответствующих изменений.
2. Оператору электронной площадки - АО ЕЭТП предоставить возможность Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания исполнить пункт 1 настоящего предписания.
3. Комитету дорожного хозяйства РСО-Алания, Управлению РСО-Алания и оператору электронной площадки - АО ЕЭТП в срок до 11.01.2017 года представить в Северо-Осетинское УФАС России подтверждение исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2016 г. N А353-12/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2016