Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2016 г. N 2-57-15180/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ":Нерсисян Е.В., Михайлиной С.В., в отсутствие представителей ООО "Прометей Плюс", уведомлены письмом Московского УФАС России от 19.12.2016 NМГ/60705,
рассмотрев жалобу ООО "Прометей Плюс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг, обеспечивающих надежную эксплуатацию инженерного оборудования, систем конструктивных элементов зданий ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" в I квартале 2017 года. (Закупка N 0373200230516000208) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.12.2016 NМГ/60705 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации отсутствует обоснование применения следующих товаров:
п.9 Эмаль НЦ-132 тип 1; п.11 Эмаль НЦ-132 тип 2; п. 12 Эмаль НЦ-132 тип 3; п.24 Выключатель автоматический однополюсный; п.43 Сталь полосовая; п.44 Сталь; п.45 Выключатель автоматический.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что все товары, требования к которым установлены в Форме 2 предусмотрены сметным расчетом, размещенным в составе аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы отсутствуют в составе жалобы.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования о соответствии товаров ГОСТ без указания каким пунктам Формы 2 соответствуют указанные ГОСТ, что затрудняет заполнение заявки на участие в аукционе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товара определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам.
- п.5 "Эмаль ПФ-115 тип 1": Цвет: Зеленый; бежевый; серо-голубой; красный; вишневый, черный; Сорт: Высший.
Заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в случае перечисления характеристик одновременно через запятую и точку с запятой, участник должен указать по своему выбору одно из значений перечисленных через знак ";", при этом предоставив все выбранные значения перечисленных через знак ",".
Комиссией Управления установлено, что согласно таблице 1а ГОСТ 6465-76 эмаль высшего сорта черного цвета не изготовляется, таким образом не представляется возможным определить потребность Заказчика.
- п.8 "Лента изоляционная прорезиненная": Длина ленты в одном рулоне: 20; 50; Наружный диаметр рулона: Должен быть не более 200.
- п.27 "Проволока стальная сварочная": Масса мотка проволоки: не менее 10; Внутренний диаметр мотка: Может быть 100 и/или 175 и/или 260 и/или 400; Высота мотка: Может быть 50 и/или 85 и/или 90.
Согласно доводам жалобы, данные требования являются избыточными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил возражений относительно довода жалобы, а также затруднился обосновать необходимость установления таких требований.
- п.31 Олифа натуральная
- п. 32 Краски масляные тип 1
Комиссий Управления установлено, что в Форме 2 требования к указанным товарам установлены следующим образом:
Олифа натуральная |
Олифа
Цвет по йодометрической |
должна быть льняная высшего сорта; льняная первого сорта, конопляная
Может быть 200 и/или 40 |
Краски масляные тип 1 |
Шкале
марка краски |
и/или 1600
МА-15; МА-25 |
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что данные пункты не учитывались при рассмотрении первых частей заявок участников аукциона.
- п.32 "Краски масляные тип 1": Марка краски: МА-15; МА-25; Цвет: сурик железный.
Комиссией Управления установлено, что согласно таблице 1 ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" краска марки МА-25 сурик железный не изготовляется, таким образом не представляется возможным определить потребность Заказчика.
- п.35 "Раствор строительный": средняя плотность: <1500, тяжелые или легкие.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.4.12 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" тяжелые растворы имеют среднюю плотность равную 1500 или более.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что данные пункты не учитывались при рассмотрении первых частей заявок участников аукциона.
- п.51 "Смеси сухие строительные тип 2": В качестве вяжущих материалов: Должен применяться портландцемент, шлако-портландцемент; Содержание известкового вяжущего в смеси: не более 20.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.1.2 ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия" портландцемент и шлакопортландцемент являются цементным вяжущем.
- п. 59 Гипсовые вяжущие высшей категории: Марка Г-2;Г-3;Г-4;Г-5;Г-6,Г-7.
Комиссией Управления установлено, что согласно таблице 5 ГОСТ 125-79 (СТ СЭВ 826-77) "Вяжущие гипсовые. Технические условия" марка вяжущего высшей категории качества должна быть не ниже Г-5, Таким образом, участник закупки может предложить марку Г-2 или Г-3 или Г-4, что будет соответствовать требованиям документации, но противоречить требованиям ГОСТ 125-79.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что данные пункты не учитывались при рассмотрении первых частей заявок участников аукциона.
- п.44 "Сталь": Толщина покрытия: не менее 10 не более 60; Масса, слоя покрытия, нанесенного с двух сторон (на одном листе): более 156,5 менее 940,5.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Тем не менее, в соответствии с протоколом от 19.12.2016 N 0373200230516000208 рассмотрения первых частей заявок к участию в аукионе допущены три заявки, в следствие чего Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прометей Плюс" на действия ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" обонованной части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли не результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии А.Г. Абегян
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 декабря 2016 г. N 2-57-15180/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2016