Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 октября 2015 г. N 07-188/15
резолютивная часть решения объявлена 05.10.2015г.
в полном объеме решение изготовлено 06.10.2015г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Олимп" (далее - заявитель, ООО "Олимп"), Общества с ограниченной ответственностью "Электромонтаж-Сервис" и Общества с ограниченной ответственностью "Шейх", при участии представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР (далее - заказчик) по доверенности от 05.10.2015г. б/н. и по доверенности от 05.10.2015г. N2263,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0204100000415000023 "Строительство административного здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.ст.105,106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями выразившиеся в установлении по позициям "Песок природный", "Нетканный геотекстиль", "Электроды", "Затирка", "Клей, "Грунтовка", "Шпатлевка", Линолиум", "Плиты", "Винты" и "Пемза шлаковая" противоречивых показателей ограничивающих конкуренцию, в связи с чем, заявитель просит провести внеплановую проверку и обязать заказчика устранить все допущенные нарушения.
Согласно письменным возражениям заказчика:
-В пунктах по позиции "Песок природный" на страницах 68, 92, 218 установлены требования к песку средней группы. Показатель по модулю крупности песка 2,0-2,5 указан в соответствии со сложившейся практикой указания модуля крупности данной группы песка (средней) и используемой множеством производителей, использующих песок строительный;
-Требование по электродам на стр. 5 и 31 о том, что они "должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву до 412 МПа (42 кгс/мм2)" не является требованием к показателю самого электрода, а характеризует его назначение, и в этом смысле данный показатель не подлежит конкретизации;
-При описании требований к характеристикам винтов самонарезающих за основу был взят действующий ГОСТ 10618-80. Требования к допускам размеров, формы и расположения поверхностей винтов, а так же к допускаемым дефектам является цитатой из ГОСТа 10618-80, которая и содержит отсылочные нормы на иные ГОСТЫ, в частности на ГОСТ 1759.1 и ГОСТ 1759.2. Основной ГОСТ на винты, регламентирующий требования к техническим характеристикам товара является действующим на территории Российской Федерации, отдельные положения ГОСТа могут изменяться, однако это не означает, что в отношении товара выставлены незаконные требования;
-Согласно инструкции по заполнению первой части заявки, содержащейся в документации об аукционе в электронной форме, в случае указания в технической части задания на товарный знак товара (материала), участник размещения заказа вправе предложить эквивалентный товар (материал), технические характеристики которого не уступают по качеству установленным заказчиком. Таким образом, по всем позициям, содержащим указание на товарный знак, действует общее положение, содержащееся в документации об аукционе в электронной форме;
-При просмотре файла прикрепленного вместе с документацией об аукционе никаких нарушений не замечено. Характеристики по позиции "Пемза шлаковая" на странице 92 прерываются следующим выражением: "Щебень должен быть устойчивым против силикатного распада и не содержать посторонних примесей, особенно сернистых соединений, которые могут вызвать коррозию_" и продолжается словом "_ арматуры" на странице 93. То есть полностью данное выражение звучит следующим образом: Щебень должен быть устойчивым против силикатного распада и не содержать посторонних примесей, особенно сернистых соединений, которые могут вызвать коррозию арматуры;
Все перечисленные замечания заявителя никак не могут быть расценены как установление требований, ограничивающих конкуренцию, так как требования к характеристикам материалов, содержащиеся в к технической части документации об электронном аукционе (даже при наличии обычных технических неточностей или опечаток) в равной степени распространяются одинаково на всех участников размещения заказа, и об ограничении конкуренции можно было бы говорить лишь в случае, если бы указанные неточности или опечатки в документации были бы использованы как основания для признания той или иной первой части заявки не соответствующей документации об аукционе. Подобного рода неточности в технической части документации об аукционе могут быть так же устранены на стадии заключения контракта, в частности путем составления протокола разногласий, целью которого является приведение контракта в соответствие с требованиями аукционной документации.
Вместе с тем хотелось бы заметить, что документация в данном виде была доступна в течение 15 дней, и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Данные запросы в адрес заказчика не поступало, что свидетельствует более о намерении заявителя искусственно затянуть процедуру аукциона, чем о невозможности конкурировать с иными потенциальными участниками аукциона.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
1.17.09.2015г. 20:45 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, www.zakupki.gov.ru) (сайт оператора электронно-торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru) была размещена закупка N0204100000415000023 "Строительство административного здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта - 76 514 905,20 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 17.09.2015г. 20:45; Дата и время окончания подачи заявок - 03.10.2015г. 06:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.10.2015г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 09.10.2015г. 14:00; Размер обеспечения заявок - 765 149,05; Размер обеспечения исполнения контракта - 11 477 235,78; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - даты заключения Контракта по 30сентября 2017г. включительно.
2.В составе документов (документация об аукционе, проектно-сметная документация) прикрепленных на официальном сайте прикреплено приложение N1 "Техническое задание "Строительство административного здания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики" (далее - техническое задание).
3.По позиции "Песок природный" стр. 68, 92 и 218 технического задания предусмотрено требование: "Песок природный для строительных растворов_... Модуль крупности, Мк - 2,0-2,5. Класс песка I-II. Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе св.30 до 45. Содержание зерен крупностью в зависимости от класса должно быть, % по массе, не более: св. 10 мм: 0,5 (5); св. 5 мм: 5(15); менее 0,16 мм: 5(15). Насыпная плотность, кг/м3 - 1300-1500. Коэффициент фильтрации (Кф) - 0,5- 20 м/сут. Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более 3.Содержание глины в комках, % процентах по массе, не более 0,5. Песок должен быть средний_.".
В техническом задании установлены требования к песку средней группы, ссылка на конкретный ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", указанный в жалобе, как в документации об аукционе, так и в техническом задании отсутствует.
Установлены требования к песку средней группы (с учетом потребности заказчика "Песок должен быть средний"). Показатель по модулю крупности песка 2,0-2,5 указан в соответствии со сложившейся практикой указания модуля крупности данной группы песка (средней) и используемой множеством производителей, использующих песок строительный.
4.На стр.5 и 31 технического задания по позиции "Электроды" предусмотрено: Электроды диаметром 4 мм Э42 должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву до 412 МПа (42 кгс/мм2). __".
Согласно разделу III документации об аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе": при указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее\ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал. При указании конкретного показателя по значению показателей вида "менее x" или "более х", где "x" - верхнее\ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в интервал.
Требование по электродам, что они "должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву до 412 МПа (42 кгс/мм2)" не является требованием к показателю самого электрода, а характеризует его назначение, и в этом смысле данный показатель не подлежит конкретизации с учетом инструкции по заполнению заявки.
5.По позиции "Пемза шлаковая" стр.92-93 технического задания установлено: Пемза шлаковая щебень пористый из металлургического шлака, фракция от 5 до 10 мм. Марка 600, 800. Объемный насыпной вес, кг/м3: 401-800. Предел прочности при сжатии кГ/см3, не более: 20. Щебень должен быть устойчивым против силикатного распада и не содержать посторонних примесей, особенно сернистых соединений, которые могут вызвать коррозию арматуры.
Характеристики по позиции "Пемза шлаковая" не противоречат требованиям документации об аукционе и инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и не ограничивают конкуренцию, более того, указаны реальные характеристики требуемого материала.
6.В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Следовательно по позициям "Песок природный", "Электроды" и "Пемза шлаковая" доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
7.По позициям "Нетканный геотекстиль", "Затирка", "Клей, "Грунтовка", "Шпатлевка", Линолиум" и "Плиты" доводы жалобы также не подтверждаются в связи со следующим.
В разделе III документации об аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" предусмотрено, что в случае указания в технической части задания на товарный знак товара (материала), участник размещения заказа вправе предложить эквивалентный товар (материал), технические характеристики которого не уступают по качеству установленным заказчиком.
Как указано в пункте 2 раздела II документации об аукционе по позициям, в которых указан товарный знак, допускается указывать эквивалентную продукцию.
Согласно в п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, информация, размещенная в сети "Интернет" не носит официальный характер и не имеет юридической силы. Не доказывает достоверность или недостоверность информации о характеристике товара размещенной на различных сайтах ввиду отсутствия ссылок на официальную документацию, что подтверждается существующей административной и судебной практикой.
8.По позиции "Винты" стр. 34, 37 и 78 технического задания требуются: "Винты самонарезающие, с уплотнительной прокладкой 4,8х35 мм из легированной, углеродистой стали с притупленными, заостренными концами, с крупным или мелким шагом резьбы. Марка материала 08кп, 10, 10кп, 20, 20кп, 25, 20Х, 40Х, 30Х ГСА по ГОСТ 10702-78 или ГОСТ 4543-71__... Виды покрытий и их условное обозначение по ГОСТ 1759.0. Допуски размеров, формы и расположения поверхностей винтов - по ГОСТ 1759.1. Допускаемые дефекты поверхности винтов по ГОСТ 1759.2. На винтах с заостренным концом не допускается притупление острия буравчика более 15 % от диаметра резьбы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение - по ГОСТ 18160-72".
Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, в том числе смете, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссией принимается во внимание, что согласно действующего ГОСТа 10618-80 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия" требования к допускам размеров, формы и расположения поверхностей винтов, а так же к допускаемым дефектам взят из ГОСТа 10618-80 (пункты 2.11 и 2.12 ГОСТа 10618-80), который и содержит отсылочные нормы на иные ГОСТЫ, в частности на ГОСТ 1759.1 и ГОСТ 1759.2. Основной ГОСТ на винты, регламентирующий требования к техническим характеристикам товара является действующим на территории Российской Федерации.
9.В результате осуществления внеплановой проверки Комиссией выявлено следующее.
Как указано в разделе III документации об аукционе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" при указании показателей материалов следует строго придерживаться используемых обозначений (единиц измерения, верхних/нижних индексов, градусов, процентов и т.п.). Их искажение будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений о товарах, их качественных и функциональных характеристиках.
По некоторым позициям технического задания "Канифоль сосновая" и "Известь строительная" содержит единицу измерения "дм" вместо "дм3".
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией принимается во внимание отсутствие ограничения круга участников закупки со стороны заказчика на момент заседания Комиссии, а также с учетом потребностей заказчика по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Более того, в силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
10.Тем самым, заказчик нарушил ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при подготовке и утверждении документации об аукционе по позициям "Винты", "Канифоль сосновая" и "Известь строительная".
В соответствии с п.1ч.1ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как указано в п.1 и 2 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки нарушения ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на момент рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, так как заявки, поступившие на участие в аукционе, не рассмотрены комиссией заказчика.
Однако, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания заказчику и аукционной комиссии заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Олимп" обоснованной в части установления по позиции "Винты" Технического задания недействующих ГОСТов.
2.Признать в действиях Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР нарушение ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Территориальному фонду обязательного медицинского страхования КБР, аукционной (единой) комиссии Территориального фонда обязательного медицинского страхования КБР и ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N07-188/15 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 октября 2015 г. N 07-188/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2015