Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 4 сентября 2015 г. N 226-К-2015
Резолютивная часть решения оглашена 04 сентября2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 сентября 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34, 11.04.2014 N109 в составе:
Котеева В.А. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Давыдовой Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов (член Комиссии);
Морозовой Е.А. - старшего специалиста 3 разряда отдела контроля закупок и торгов (член Комиссии);
при участии представителей:
от заказчика - Чувашского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте-Архипова Виктора Николаевича, Степановой Екатерины Николаевны, Иванова Владимира Ивановича, по доверенности;
от заявителя - Чувашского филиала САО "ВСК" - Илларионова Евгения Александровича, Тихонова Сергея Александровича, по доверенности;
рассмотрев жалобу Чувашского филиала САО "ВСК"о нарушении аукционной комиссией Чувашского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспортеФедерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 28.08.2015 обратился Чувашский филиал САО "ВСК" с жалобой на действия аукционной комиссии Чувашского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте при проведении электронного аукционана оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств (изв.N0115100008615000021).
В жалобеЧувашский филиал САО "ВСК"указывает, что цена, предложенная участниками аукциона АО "Страховое общество газовой промышленности", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах" в размере117 382,62 руб. не соответствует требованиям статьи 8, 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО)и указаниям Банка России от 19.09.2014 N3384-У.
Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками, которые не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно приняла решение о соответствии АО "Страховое общество газовой промышленности", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах"требованиям документации, поскольку предложенная ими цена контракта рассчитана в нарушение установленных требований.
На основании изложенного, Заявительпроситпризнать действия аукционной комиссии не соответствующими Закону о контрактной системе ивыдать ей предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве и полагают, что аукционная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступил Чувашский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее - Заказчик).
Заказчиком 06.08.2015 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N0115100008615000021 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств, с начальной (максимальной) ценой контракта 123 823,58 руб.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.08.2015 на участие в электронном аукционе поступили6 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.08.2015 пять заявок признаны соответствующими требованиям аукционной документации. Трое участников (АО "Страховое общество газовой промышленности", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах") предложили цену контракта в сумме 117 382,62 руб. Участником САО "ВСК" предложена цена контракта в размере117 933,78 руб. Победителем аукциона признано АО "Страховое общество газовой промышленности"с предложением цены контракта 117 382,62 руб.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Тарифный метод в силу части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена кон-тракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
Предметом рассматриваемого аукциона является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-у (далее - Указание Банка России).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление N 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками.
Из аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"на основании информации о рыночных ценах (Приложение N1 к аукционной документации).
При этом,в нарушение части 8 статьи 22 Закона о контрактной системекоэффициенты страховых тарифов при расчете начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Указаниями Банка России,Заказчиком не применены.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Указанный перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Вместе с тем, в части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе указано, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
При этом Постановление N 739 обязывает участников закупки руководствоваться едиными и установленными тарифами по ОСАГО.
Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования Закона об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований указанного Постановлением, стремясь предложить наиболее низкую цену на электронном аукционе.
Следовательно, размещение закупки на оказание услуг ОСАГО в порядке, предусмотренном статьей 59 Закона о контрактной системе, является неправомерным, поскольку исходя из смысла названной нормы, такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион вынуждает участников закупки конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, что невозможно при исполнении законодательства об ОСАГО.
Таким образом, выбор заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и списка транспортных средств, предлагаемых заказчиком к страхованию, а, следовательно, предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчиком выбран не верно.
На заседании комиссии представители Чувашского филиала САО "ВСК" представили информацию Российского союза автостраховщиков для расчета коэффициента КБМ, из которой следует, что на момент проведения аукциона - 21.08.2015 коэффициент КБМ по оформляемому договору составил 0,95, а на момент заключения контракта коэффициент КБМ составит 0,75., то есть при подаче ценового предложения участники: АО "Страховое общество газовой промышленности", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах" спрогнозировали понижение коэффициента КБМ и предложили цену контракта с учетом понижения до 0,75, что не противоречит сведениям представленным Российским союзом автостраховщиков для расчета коэффициента КБМ, соответственно довод жалобы о ненадлежащем определении цены контракта участниками АО "Страховое общество газовой промышленности", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Росгосстрах", Комиссия считает необоснованным.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Закона, а также о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Для устранения нарушений части 8 статьи 22, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд считает необходимым выдать заказчику - Чувашскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Чувашского филиала САО "ВСК" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Чувашского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте нарушение части 8 статьи 22, части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса (изв. N0115100008615000021).
3. Выдать заказчику - Чувашскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте предписание об устранении нарушения части 8 статьи 22, части 2 статьи 59Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона (изв.N0115100008615000021).
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Н.А. Давыдова
Е.А. Морозова
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 4 сентября 2015 г. N 226-К-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2015