Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 октября 2015 г. N 3897/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.10.2015 N 320 (далее - Комиссия), при участии представителя заказчика - ОГБУ "Управление капитального строительства Белгородской области", представителя уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области; в отсутствие представителя участника закупки - ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (о времени и месте рассмотрения дела надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 398-15-Т по жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" на положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство детского сада на территории ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (под лимит 2015 года) (закупка N 0126200000415003128) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее - Заявитель) на положения документации об Электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает, что документация об Электронном аукционе утверждена с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно:
1) Пункт 2.1 проекта контракта упоминает НДС, который включается в цену контракта. Заказчиком при этом не учтена возможность заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ) (далее - Довод 1).
2) Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта. Пункт 14.1 проекта контракта гласит: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств". Исходя из такого условия невозможно планировать затраты на приобретение банковской гарантии, срок действия которой напрямую связан со сроком действия контракта (должен превышать его по меньшей мере на один месяц согласно ст. 96 44-ФЗ) (далее - Довод 2).
3) Документация о закупке устанавливает противоречивые требования к участникам. Пункт 14 Информационной карты предполагает возможность участия в закупке физического лица: "Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания) или любое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя". Однако пункт 15 Информационной карты содержит требование о наличии у участника действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно п. 2 ст. 47, п. 4 ст. 48, п. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - Довод 3).
4) Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров (работ, услуг) в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд". Перечень категорий товаров, для которых устанавливаются требования энергетической эффективности, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2010 N 229 "О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений" (далее - Довод 4).
Уполномоченный орган представил возражения на жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", не согласен с доводами жалобы, считает ее необоснованной.
Заказчик также представил возражения на жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", не согласен с доводами жалобы, просит считать ее необоснованной.
На заседании Комиссии представители уполномоченного органа и заказчика поддержали доводы, изложенные в возражениях, считают, что положения документации об Электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" не подлежит удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", возражения уполномоченного органа, заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18.09.2015 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство детского сада на территории ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" (под лимит 2015 года).
Начальная (максимальная) цена контракта - 27139349,82 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
По мнению Комиссии, доводы, изложенные в жалобе ООО "СТРОЙТЕХГРУПП", являются необоснованными по следующим основаниям.
1. Пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе закреплено, что участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 3, 4 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в случае, если победителем электронного аукциона будет признан участник закупки, применяющий упрощенную систему налогообложения, заказчик включает в проект контракта цену без учета НДС.
Следовательно, проект контракта не содержит положений, ограничивающих участие в аукционе в зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения.
При указанных обстоятельствах Довод 1 Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Указанная информация содержится в пункте 19 раздела "Информационная карта Электронного аукциона" документации об Электронном аукционе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 14.1 проекта государственного контракта контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.
Из пункта 9 информационной карты Электронного аукциона и пункта 3.1 проекта государственного контракта следует, что сроки выполнения работ по контракту: начало работ - на следующий день после заключения Контракта, окончание работ - до 25.12.2015 года. Приемка объекта в эксплуатацию по Акту (форма КС-14)-25.12.2015 года.
В соответствии с пунктом 8.1 проекта контракта заказчик в течение 2-х недель организует приемку объекта.
Из пункта 7.4 проекта контракта следует, что окончательный расчет за выполненные работы (100%) производится заказчиком в течение 90 банковских дней после полного окончания работ по контракту.
Таким образом, срок действия банковской гарантии может быть точно определен победителем в установленный для заключения контракта срок путем сложения сроков исполнения обязательств по контракту.
При указанных обстоятельствах Довод 2 Заявителя является необоснованным.
3. Из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, кроме всего прочего требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624).
Таким образом, в указанной статье Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень хозяйствующих субъектов (только индивидуальный предприниматель и юридическое лицо), имеющих право на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
С учетом изложенного, работы, являющиеся предметом Электронного аукциона, могут выполнять юридические лица либо индивидуальные предприниматели, имеющие в наличии свидетельства о допуске, выданные саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В пункте 15 раздела "Информационная карта Электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлены единые требования к участникам закупки: _наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, что соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 раздела "Информационная карта Электронного аукциона" документации об Электронном аукционе установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания) или любое физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, пункты 14 и 15 раздела "Информационная карта Электронного аукциона" документации об Электронном аукционе не содержат противоречивых требований, так как они согласуются в части установления специальной правоспособности участника закупки.
Следовательно, Довод 3 заявителя, содержащий информацию о том, что документация об Электронном аукционе устанавливает противоречивые требования к участникам закупки, является необоснованным.
4. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком.
Из пунктов 2, 3 Правил следует, что требования энергетической эффективности устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении следующих видов товаров:
- товары согласно приложению к Правилам (подпункт "а" пункта 3);
- товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением товаров, указанных в подпункте "а" пункта 7 Правил (подпункт "б" пункта 3);
- товары, используемые для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений (подпункт "в" пункта 3).
В соответствии с пунктом 4 Правил в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.
Требования энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 Правил, утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 09.03.2011 N 88. Согласно пункту 2 данных Требований с 1 января 2012 г. поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "A". Перечень категорий товаров (с учетом их характеристик), которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, маркировке и на этикетках, утвержден приказом Минпромторга РФ от 07.09.2010 N 769.
Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 N 229 утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.
При рассмотрении дела представители заказчика пояснили и обратного Комиссией не установлено, что сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе, не предусмотрены товары, подпадающие под положения вышеназванных нормативных правовых актов, устанавливающих требования энергетической эффективности. Доказательств наличия в документации об Электронном аукционе ссылок на такие товары (работы, услуги) заявитель также не представил.
При таких обстоятельствах, Комиссия не находит оснований для вывода об обоснованности Довода 4 ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" в части отсутствия в документации об Электронном аукционе предусмотренных Правилами требований энергетической эффективности товаров (работ, услуг).
Таким образом, Довод 4 не является обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 12 октября 2015 г. N 3897/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2015