Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 декабря 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 28.12.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Энтос плюс" (Московская область) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений N N 1,7-10, 12-23, 30-41, 45-49а 2-ого этажа здания областной консультативной поликлиники для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000116011740), в открытом заседании, в присутствии представителя государственного заказчика - "Областная клиническая больница" (доверенность от 22.11.2016 N 49), уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность от 01.06.2016 N 68).
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 1026-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Энтос плюс" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений N N 1,7-10, 12-23, 30-41, 45-49а 2-ого этажа здания областной консультативной поликлиники для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000116011740).
В соответствии с частью 8 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Анализируя приведенные положения, можно заключить, что в аукционной документации должны производиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта, в частности, касающиеся срока действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
В проекте контракта указано следующее: "11.3 В случае предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, её срок действия должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц".
Заказчиком, уполномоченным органом дословно воспроизведена норма последнего предложения части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Между тем, как следует из статьи 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Учитывая данную норму в совокупности с тем обстоятельством, что в аукционной документации должны приводиться конкретные условия обеспечения исполнения контракта и должен быть указан конкретный минимальный срок действия банковской гарантии, например один месяц.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в проекте контракта неправомерно установлено требование, что срок действия банковской гарантии, предоставление которой выбирается участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если иные положения аукционной документации не дают возможности установить конкретный минимальный срок банковской гарантии.
Законом о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрен механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками.
Начальная цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком не предусмотрена возможность предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачу заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установленные заказчиком по позициям 7 ("Шпаклевка "Унифлот" (или эквивалент)"), 8 ("Шпаклевка "Фугенфюллер" (или эквивалент"), 11 ("Пена монтажная противопожарная полиуретановая Nullifire (или эквивалент)"), 20 ("Герметик пенополиуретановый"), имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Также при описании многих других товаров положения документации содержат показатели характеристик, которые можно узнать только при испытании определенной партии товара после его производства. Заказчик требует указать конкретные показатели характеристик, которые можно узнать, только при испытании определенной партии товара после его производства. Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика указать в заявке показатели характеристик, указанных выше незаконно.
Учитывая изложенное, заявитель просит провести внеплановую проверку, вынести предписание об устранении допущенных нарушений, применить к ответственным лицам административное и дисциплинарное взыскание.
В обоснование правомерности действий государственного заказчика представитель государственного заказчика заявил следующее.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта указан в подпункте 28.1 (размер обеспечения исполнения от начальной (максимальной) цены контракта, 28.2 (доля от начальной (максимальной) цены контракта информационной карты электронного аукциона.
Срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта указаны в пункте 28.3 информационной карты электронного аукциона.
Какие конкретные условия обеспечения исполнения контракта должна содержать документация об электронном аукционе и почему должен быть указан минимальный срок действия банковской гарантии, заказчику не ясно.
Аукционная документация содержит всю информацию, указанную в пункте 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно статьи 190 ГК РФ, на которую в доводах жалобы ссылается заявитель, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемой судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Минимальный срок действия банковской гарантии установлен частью 3 статьи 9 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Такая информация, соответствующая требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, указана в пункте 28.3 Информационной карты электронного аукциона. Таким образом, заказчик считает указанный довод жалобы необоснованным.
По доводу N 2 жалобы государственный заказчик поясняет следующее.
Из доводов жалобы заказчику неясно, где должна содержаться информация об антидемпинговых мерах, предусмотренная статьей 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Такая информация указана в пункте 33.3 Инструкции участникам закупок. Проект гражданско-правового договора такой информации не содержит, так как предоставление участником электронного аукциона обеспечения исполнения контракта, предусмотренного статьей 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок является обязанностью участника электронного аукциона. Более того, статьей 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, какие обязательные условия должен содержать контракт. Антидемпинговые меры к таким условиям не относятся. Таким образом, указанный довод жалобы является необоснованным.
По доводу N 3 жалобы государственный заказчик сообщает следующее.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих пунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, конкретные показатели используемого товара участник электронного аукциона указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе в силу Закона о контрактной системе в сфере закупок, а не по требованию заказчика или уполномоченного органа. Более того, указанные в жалобе показатели товара, производителями данных товаров указываются конкретно.
Учитывая изложенное, заказчик считает жалобу по всем доводам необоснованной и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Представитель уполномоченного органа по существу жалобы пояснил следующее.
По окончании срока подачи заявок до 09 часов 00 минут (время московское) 22 декабря 2016 года подано 9 заявок от участников, с порядковыми номерами: 11, 12, 13,14, 15, 16, 17, 20, 21. Комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе N 01282000001160011740 и приняла решение допустить к участию в электронном аукционе участников закупки N 12, N 14, N 15, N 16. Таким образом, нарушения законодательства о закупках со стороны уполномоченного органа допущено не было.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен разделом 28.3 Информационной карты документации вышеуказанного электронного аукциона, а также разделом 11 проекта гражданско-правового договора на выполнение работ для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница". Данные положения не противоречат требованиям статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, Комиссия считает довод жалобы о нарушении заказчиком требований законодательства при установлении условий относительно обеспечения исполнения контракта, необоснованным.
Информация об антидемпинговых мерах, применяемых при заключении контракта в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, содержится в разделе 33 Инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе. Кроме того, статья 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в которой перечислены требования к содержанию государственного контракта, не устанавливает обязательного условия относительно необходимости наличия в проекте государственного контракта информации об антидемпинговых мерах. Соблюдение положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок является обязанностью победителя закупки вне зависимости от того, установлены ли в проекте контракта условия относительно применения антидемпинговых мер.
В силу изложенного, Комиссия полагает довод жалобы относительно нарушения заказчиком требований статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок необоснованным.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статье 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что требования, установленные заказчиком к товарам, используемым при выполнении работ в Приложении к информационной карте электронного аукциона Таблица 1 по позициям 7 ("Шпаклевка "Унифлот" (или эквивалент)"), 8 ("Шпаклевка "Фугенфюллер" (или эквивалент"), 11 ("Пена монтажная противопожарная полиуретановая Nullifire (или эквивалент)"), 20 ("Герметик пенополиуретановый") в полной мере соответствуют положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и не приводят к ограничению количества участников закупки. В силу изложенного, доводы жалобы по указанному основанию являются необоснованными.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что по позиции 10 "Шпатлевка Ветонит ТТ (или эквивалент) Приложения к информационной карте Таблица 1 невозможно определить в каких единицах измерения измеряется температура, по позициям 26-30 Приложения к информационной карте Таблица 1 заказчиком сформулировано требование о соответствии товара, используемого при выполнении работ, несуществующему ГОСТ 503-45-2010, по позиции 32 "Выключатель двухклавишный для скрытой проводки" Приложения к информационной карте Таблица 1 требование к поставляемому товару (количество клавиш не более 2) заказчиком сформулировано двусмысленно и некорректно. Следовательно, указанные требования к товарам, используемым при выполнении работ, составлены с нарушением положений статьи пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, что подтверждается тем, что заявки участников закупки, не допущенных к участию в электронном аукционе, были отклонены по основаниям несоответствия требованиям Приложения к информационной карте Таблица 1 по иным показателям.
В соответствии с пунктом 3.35 административного регламента Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Энтос плюс" (Московская область) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений N N 1,7-10, 12-23, 30-41, 45-49а 2-ого этажа здания областной консультативной поликлиники для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000116011740) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 28 декабря 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2017