Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 декабря 2016 г. N КС-376/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г.Киселевой
Л.В.Шевченко
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: заказчика - акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь",
ООО "Инвест-Станко", |
З.А.Шевчук В.В.Любецкого А.С. Тамко А.В.Воронцова И.С.Коношенко
А.А.Конталева |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя; уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; |
рассмотрев жалобу ООО "Инвест-Станко" (далее - Заявитель) на действия акционерного общества "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 2035000000116000018) на поставку двухстоечного продольного строгально-фрезерного станка с числовым программным управлением в количестве 1 (одного) комплекта, выполнение в отношении станка монтажных, пусконаладочных работ, а также проведение обучения персонала заказчика по эксплуатации и обслуживанию станка (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 23.12.2016 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявителем подана заявка на участие в Аукционе под порядковым номером 3.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2016 N2035000000116000018-1 Заявитель допущен к участию в Аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 19.12.2016 N2035000000116000018-2 Заявитель предложил наименьшую цену контракта - 169 791 806 рубля 81 копейка.
Однако 21.12.2016 опубликован протокол подведения итогов аукциона, согласно которому заявка Заявителя под порядковым N 3 признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе, с указанием следующей причины несоответствия:
"Не предоставлены документы подтверждающие соответствие предлагаемого товара ограничениям установленным статьей 14 Закона о контрактной системе (запрет и ограничение п.19 постановления правительства N1224); Отсутствуют сведения о гарантийном послегарантийном обслуживании продукции, возможности обучения персонала заказчика".
По мнению Заявителя, признание его заявки несоответствующей требованиям документации об Аукционе необоснованно и незаконно.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного закона, или копии этих документов;
При этом в соответствии с требованиями части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3и5настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Соответственно, перечень документов, регламентированный частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, является закрытым и расширению не подлежит.
Аналогичные требования установлены п. 26 Информационной карты документации об Аукционе. При этом в указанном пункте уточнено, что в заявке должны присутствовать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Кроме этого, в п. 19 Информационной карты документации об Аукционе указано, что данное оборудование попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 г. N 1224 г. Москва "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
По мнению Заявителя, участник закупки при формировании заявки должен руководствоваться требованиями, в том числе Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Однако из содержания указанного нормативно-правового документа не следует обязанности участника закупки предоставлять в составе заявки сведения о гарантийном послегарантийном обслуживании продукции, возможности обучения персонала заказчика. Более того, в протоколе подведения итогов аукционная комиссия ссылается на нарушение Заявителем п. 19 Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224. Однако такой пункт отсутствует в указанном документе.
Вместе с тем, не смотря на отсутствие требований о предоставлении таких сведений в п. 6 первой части заявки Заявитель указал информацию о предоставляемых гарантиях по товару.
В связи с чем, Заявитель считает, что у единой комиссии отсутствовали предусмотренные законом основания для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения настоящей жалобы по существу, провести внеплановую проверку, признать незаконным признание единой комиссией второй части заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе, отменить протокол подведения итогов аукциона, возобновить Аукцион с момента рассмотрения вторых частей заявок.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
19 декабря 2016 на торговой площадке Сбербанк-АСТ состоялся Аукцион по данной процедуре в котором приняли участие два участника - ООО "КР-Пром" (заявка N1), ООО "Инвест-Станко" (заявка N3, Заяявитель). После проведения Аукциона торговой площадкой автоматически были высланы вторые части заявок участников Аукциона. При рассмотрении вторых частей заявок участников, единой комиссией Заказчика 21 декабря 2016 было принято решение о признании заявки N3 несоответствующей требованиям документации Аукциона. Заявка N1 была признана соответствующей требованиям документации Аукциона полностью.
Заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации Аукциона по следующим основаниям:
- несоответствие заявки требованиям статьи 14 Закона о контрактной системе; Участник не предоставил документов, подтверждающих происхождение товара и его соответствие Постановлению Правительства РФ от 24.12.2013 г. N 1224 г, необходимые согласно пункта 19 Информационной карты документации об Аукционе;
- Участник не предоставил документов, подтверждающих возможность гарантийного и послегарантийное обслуживания, поставленного оборудования, а так же обучение сотрудников Заказчика;
В соответствии с пунктом 19 Информационное карты документации об Аукционе, поставка оборудования в интересах Заказчика, дополнительно регулируется Постановлением N1224. Путем включения Постановления N1224 в состав Информационной карты документации об Аукционе Заказчик опосредованно распространил действие указанного нормативного документа на порядок и условия поставки необходимого Заказчику товара.
В пункте 1 Постановления N1224 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Указанное оборудование приобретается для реализации контрактов по основному назначению предприятия (строительство кораблей и судов в интересах государства) а именно контракт N1118187304992020105 001547/3/1/1/05 53/ГК-11 - ДГ 03,ГК16411.4432017.09.04.
Согласно пункта 2.2. Постановления N1224 подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, установленным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации", является акт экспертизы, выдаваемый в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно пункта 2.3. Постановления N1224 подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника этого Соглашения по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
По мнению Заказчика, пункт 19 технической части документации об Аукционе содержит требования к поставщику предоставить документы, подтверждающие страну происхождения товара, а именно: сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства (п. 2.3. Постановления N1224) и/или акт экспертизы, выдаваемый в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (п. 2.3. Постановления N1224).
Ни сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства (п.2.3. Постановления N1224) и ни акт экспертизы, выдаваемый в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (п. 2.3. Постановления N1224) Поставщиком в установленный срок Заказчику не направлялись; документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара статье 14 Закона о контрактной системе Поставщиком не предоставлено, что в свою очередь и послужило причиной отклонения заявки Заявителя.
Заявитель не предоставил документов, подтверждающих возможность гарантийного и послегарантийное обслуживания, поставленного оборудования, а также обучение сотрудников Заказчика.
Проект контракта, являющийся частью документации об Аукционе (п.24 Информационной карты) и содержит перечень обязательных для Поставщика обязанностей:
- провести обучение специалистов Заказчика по эксплуатации и обслуживанию поставленного товара (п.1.1.,6.1., 6.1.5. проекта Контракта);
- предоставление гарантийного и постгарантийного обслуживания оставленного товара;
Исходя из вышеуказанных требований документации Аукциона поставщик должен иметь права и возможность на проведение обучении и предоставление постгарантийного обслуживания поставленного товара.
Заявитель, при подаче заявки, не предоставил никаких документов того, что он имеет право и возможности по проведению обучения и предоставлении постгарантийного обслуживания поставленного товара.
Исходя из сертификата о назначении дилера, действительного до 31.12.2016 поставщик имеет право исключительно на поставку товара, право на проведение обучения и предоставление постгарантийного обслуживания поставленного товара в рамках указанного дилерского сертификата ему не предоставлено, более того срок действия предоставленного сертификата 31.12.2016 данных о его продлении не предоставлено.
Согласно представленных справки и отчетного документа о количестве персонала в ООО "Инвест-Станко" следует, что в организации состоит из двух человек - директора и бухгалтера. Организация не имеет в штате ни наладчиков, ни монтажников, ни ремонтников специализированного оборудования, ни педагогического персонала. Данное обстоятельство также исключает возможность выполнения предъявляемых аукционной документацией.
Кроме того, как следует из пояснений Заказчика, предприятие АО "ПСЗ "Янтарь" ориентировано в первую очередь на производство вооружения и военной техники для нужд Государства, Министерства обороны РФ. Для достижения указанных целей предприятие прошло все необходимые сертифицирующие мероприятия и имеет соответствующее лицензии ВиВТ и в области защиты государственной тайны.
По мнению Заказчика, несмотря на то, что приобретаемый станок может быть использован не только для исполнения контрактов государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны РФ, либо даже частичное его использование в этих целях, делает обязательным для заказчика применение Постановления N 1224.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает жалобу ООО "Инвест-Станко" необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25 ноября 2016 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного Аукциона N 2035000000116000018 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 204 575 880,00 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного закона, или копии этих документов.
Так, пунктом 19 "Информационная карта" документации об Аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ и услуг), соответственно выполняемых и оказываемых иностранными лицами) в соответствии с Постановлением N1224.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться документы и информация, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица).
В силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 указанного закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2016 N2035000000116000018-3 "вторая часть заявки участника закупки под N 3 ООО "Инвест-Станко" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе, а именно: "Не представлены документы подтверждающие соответствие предлагаемого товара ограничениям установленным статьей 14 Закона о контрактной системе (запрет и ограничение пункт 19 Постановления N1224); отсутствуют сведения о гарантийном послегарантийном обслуживании продукции, возможности обучения персонала Заказчика.
В ходе заседания Комиссии установлено, что заявка ООО "Инвест-Станко" содержала все необходимые документы и сведения, предусмотренные Законом о контрактной системе, а также документацией об Аукционе. Заявка Заявителя содержала, в том числе, сертификат о назначении дилером по продаже продукции выпускаемой ОАО "МЗОР" - управляющая компания холдинга "БЕЛСТАНКОИНСТРУМЕНТ".
Кроме того, в документации об Аукционе не было установлено требования о предоставлении в составе второй части заявки сведений о гарантийном послегарантийном обслуживании продукции, возможности обучения персонала Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия неправомерно признала заявку участника ООО "Инвест-Станко" несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, что является нарушением пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 указанного закона, указываются, в том числе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заказчиком в извещении и документации об Аукционе установлено: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Предусмотрено. Данное оборудование попадает под запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 г. N 1224 г. Москва "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства"".
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара запретам и ограничениям, в том числе на допуск товаров для нужд обороны и безопасности государства, происходящих из иностранных государств, или копии этих документов.
В силу пункта 26 "Информационная карта" документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N1224 установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров по перечню согласно приложению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 (1) указанного постановления установлен запрет на допуск товаров, указанных в приложении к указанному постановлению, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.
Таким образом, указанный запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств распространяется для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) установлено, что государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик государственного оборонного заказа - федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.
АО "ПСЗ "Янтарь" не является государственным заказчиком по государственному оборонному заказу.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановления Правительства РФ от 24.12.2013 г. N 1224 г. Москва "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства", в нарушение пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе установлено требование о представлении в составе второй части заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товаров запретам и ограничениям, в том числе на допуск товаров для нужд обороны и безопасности государства, происходящих из иностранных государств.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инвест-Станко" обоснованной.
2. Признать единую комиссию Заказчика нарушившей пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать Заказчика нарушившим пункт 7 части 5 статьи 63, пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии Заказчика, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г.Киселева
Л.В.Шевченко
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 30 декабря 2016 г. N КС-376/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2017