Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июля 2015 г. N 121-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения Прокуратуры Челябинской области (исх. N 7/2-24-2015 от 25.06.2015), провела внеплановую проверку действий Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - Заказчик), конкурсной комиссии на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия - для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов (извещение N 0169200000115000005) (далее - Конкурс), в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, конкурсной комиссии, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 26.06.2015 поступило обращение Прокуратуры Челябинской области (исх. N 7/2-24-2015 от 25.06.2015).
В обоснование необходимости проведения внеплановой проверки Прокуратурой Челябинской области указано, что заказчиком неправомерно в один лот объединены услуги по организации детей и их оздоровление в детских лагерях в соответствии с Федеральных законом от 24.07.1998 N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям, порядок предоставления которой регламентирован Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Кроме того, Заявитель указывает на то, что Некоммерческое партнерство "Санаторий-профилакторий "КОСМОС" включено в реестр лагерей, размещенный на официальном сайте Министерства образования и науки Челябинской области в сети Интернет и Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2014 N 686-п установлено предельная стоимость путевки в детском лагере такого вида, приобретаемая за счет средств областного бюджета.
Согласно материалам дела, Заказчиком объявлено о проведении Конкурса путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации 29.01.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота): 130 097 682,00 рублей.
Лот 1 - 34362039 рублей 60 копеек.
Лот 2 - 46453428 ,00 рублей.
Лот 3 - 49282214 рубля 40 копеек.
По результатам Конкурса заключены следующие контракты:
1) Государственный контракт N 2.15 от 13.03.2015 с ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург" на сумму 26 367 600 рублей (количество путевок 1505 штук) (лот N 1).
Дополнительным соглашением N 1/2.96 от 08.04.2015 стороны увеличили количество путевок на 10 процентов (количество путевок составило 1655 штук, цена контракта 28 995 600 рублей).
2) Государственный контракт N 2.16 от 13.03.2015 с ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург" на сумму 14 892 000 рублей (количество путевок 850 штук) (лот N 2). Дополнительным соглашением N 1/2.97 от 08.04.2015 стороны увеличили количество путевок на 10 процентов (количество путевок составило 935 штук, цена контракта 16 381 200 рублей).
3) Государственный контракт N 2.30 от 19.03.2015 с Некоммерческим партнерством "Санаторий-профилакторий "КОСМОС" (далее - НП "СП "КОСМОС") на сумму 13 141 128 рублей (количество путевок 572 штуки) (лот N 2). Дополнительным соглашением N 1/2.86 от 06.04.2015 стороны увеличили количество путевок на 10 процентов (количество путевок составило 628 штук, цена контракта 14 450 646 рублей).
4) Государственный контракт N 2.19 от 13.03.2015 с ГУП Челябинской области Пансионатом с лечением "Карагайский бор" на сумму 13 689 504 рубля (количество путевок 600 штук) (лот N 2).
5) Государственный контракт N 2.17 от 13.03.2015 с ООО "Лесная сказка" на сумму 17 340 000 рублей (количество путевок 850 штук) (лот N 3). Дополнительным соглашением N 1/2.87 от 06.04.2015 стороны увеличили количество путевок на 10 процентов (количество путевок составило 935 штук, цена контракта 19 074 000 рублей).
6) Государственный контракт N 2.29 от 19.03.2015 с НП "СП "КОСМОС" на сумму 16 188 000 рублей (количество путевок 710 штук) (лот N 3). Дополнительным соглашением N 1/2.82 от 02.04.2015 стороны увеличили количество путевок на 10 процентов (количество путевок составило 781 штук, цена контракта 17 806 800 рублей).
7) Государственный контракт N 2.18 от 13.03.2015 с ГУП Челябинской области Пансионатом с лечением "Карагайский бор" на сумму 13 689 504 рубля (количество путевок 600 штук) (лот N 3).
В материалах дела имеются письменные пояснения Заказчика (исх. N 2153-У от 02.07.2015), согласно которым Заказчик с доводами, изложенными в обращении Прокуратуры Челябинской области, не согласен.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.1999 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по Федерации", Законом Челябинской области от 31.03.2010 N 579-ЗО "Об организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в Челябинской области" закреплено одно из направлений отдыха и оздоровления детей в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей - инвалидов, с продолжительностью санаторной смены 24 календарных дня для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур.
На основании части 3 статьи 1 Закона Челябинской области от 31.03.2010 N 579-ЗО "Об организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в Челябинской области" определено полномочие Правительства Челябинской области по установлению предельной стоимости путевок по предусмотренному направлению.
Организация отдыха и оздоровления детей осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", согласно которому продолжительность санаторной смены должна быть не менее 24 дней для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур.
Лечебно-профилактические процедуры предусматривают предоставление медицинских услуг на основании соответствующей лицензии.
Принятие Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не повлекло внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.1999 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти по Федерации".
Состав Комиссии Челябинского УФАС России изменен в связи с нахождением Субботиной А.С. и Сапрыкиной Н.В. в ежегодном отпуске и невозможностью их присутствия на заседании антимонопольного органа.
Изучив материалы дела, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
При этом взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
При формировании лота Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки (в том числе производителей товара) оказать услуги и принять участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4 Информационной карты конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия - для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Закон об ОГПР в РФ) определены следующие понятия:
1) отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
2) организации отдыха детей и их оздоровления - организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
Частью 2 статьи 5 Закона об ОГПР в РФ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
Пунктом 24.3 части 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
Согласно статье 1 Закона Челябинской области от 31.03.2010 N 549-ЗО "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в Челябинской области" (далее - Закон ЧО N 549-ЗО) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей осуществляются путем предоставления путевок в организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления:
1) санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия - для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов, с продолжительностью санаторной смены 24 календарных дня для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;
2) загородные лагеря отдыха и оздоровления детей - для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, с продолжительностью оздоровительной смены 21 календарный день для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур;
3) иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, - для детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных организациях, со сроком пребывания не менее семи календарных дней и не более чем 21 календарный день.
Часть 3 статьи 1 Закона ЧО N 549-ЗО установлено, что предельная стоимость путевки, приобретаемой за счет средств областного бюджета в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, на одного ребенка в сутки устанавливается Правительством Челябинской области.
На Министерство социальных отношений Челябинской области в соответствии со статьей 2 Закона ЧО N 549-ЗО возложены полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления:
1) детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в организациях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 1 Закона ЧО N 549-ЗО;
2) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - в организациях, указанных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона ЧО N 549-ЗО.
Постановлением Правительства Челябинской области от 17.12.2014 N 686-П установлена в 2015 году предельная стоимость путевки, приобретаемой за счет средств областного бюджета в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, на одного ребенка в сутки: в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия в размере 977,00 рублей, в том числе стоимость суточной нормы продуктов питания в размере 262,00 рубля.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 (далее - СанПиН 2.4.4.3155-13), распространяется на все виды детских оздоровительных лагерей, в том числе на организации, деятельность которых связана с организацией детского отдыха и оздоровления детей на базе санаториев, санаториев-профилакториев, домов отдыха и других.
СанПиН 2.4.4.3155-13 определяет, что продолжительность смен в детском оздоровительном лагере составляет:
- санаторной смены - не менее 24 дней, для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур;
- оздоровительной смены - не менее 21 дня, для организации отдыха, оздоровления и закаливающих процедур.
Частью 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об ООЗГ в РФ) регламентировано, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение направлено на:
1) активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний, оздоровления;
2) восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.
Принятие Закона об ООЗГ в РФ не повлекло внесения изменений в Закон N 184-ФЗ и Закон об ОГПР в РФ.
Услуги, включенные Заказчиком в один лот (в объект закупки) технологически и функционально связаны между собой, направлены на достижение единой цели - отдых, оздоровление, проведение закаливающих и лечебно-профилактических процедур в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия для детей.
Формирование заказчиком лотов по рассматриваемому Конкурсу не противоречит указанным в настоящем решении нормативным правовым актам, а также положениям законодательства о контрактной системе и антимонопольному законодательству.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о ЛОВД) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность в том числе составляют работы (услуги), которые выполняются при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.
Перечень работ (услуг), которые организуются и выполняются при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, установлен пунктом 6 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н.
Из приведенных норм следует, что лицензированию подлежит не деятельность санаторно-курортных учреждений, а медицинские услуги, оказываемые в санаторно-курортных учреждениях по вышеназванному перечню.
Таким образом, установление Заказчиком в конкурсной документации требований о наличии у участников закупки:
Лот N 1: копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной помощи (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине или лечебной физкультуре, медицинскому массажу, физиотерапии), санаторно-курортной помощи (в том числе работы и услуги по педиатрии, неврологии) или наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, физиотерапии, педиатрии, неврологии);
Лот N 2: копии лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной помощи (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине или лечебной физкультуре, медицинскому массажу, физиотерапии), санаторно-курортной помощи (в том числе работы и услуги по педиатрии, пульмонологии) или наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, физиотерапии, педиатрии, пульмонологии);
Лот N 3: копия лицензии на осуществление медицинской деятельности по оказанию доврачебной помощи (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине или лечебной физкультуре, медицинскому массажу, физиотерапии), санаторно-курортной помощи (в том числе работы и услуги по педиатрии, гастроэнтерологии) или наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении (в том числе работ и услуг по диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, физиотерапии, педиатрии, гастроэнтерологии), соответствует объекту закупки.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком в Приложении N 1 к конкурсной документации неправомерно установлены следующие требования о наличии у участника закупки:
1) Наличие в составе помещений для зрелищно-массовых мероприятий - зрительный зал и (или) танцевальный зал, в составе помещений клубной части - помещений творческих кружков и (или) помещений для занятия музыкой и (или) танцем, пением и (или) драматического кружка и (или) художественного творчества и др.
2) Наличие плоскостных физкультурно-оздоровительных сооружений, оборудованных спортивных площадок, предоставление спортивного инвентаря - мячи и (или) теннисные ракетки и (или) гантели, шахматы и (или) шашки и т.д.
3) Требования к штатному расписанию организации (учреждения), оказывающих услуги по организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур для детей, заключаются в наличии наряду с врачами-специалистами и средними медицинскими работниками, имеющих действующие сертификаты соответствия по специальностям, также педагогических работников (воспитателей, руководителей кружков) при наличии документа об образовании, документа подтверждающего квалификационную категорию.
Штатное расписание педагогического персонала должно быть составлено с учетом круглосуточного пребывания детей.
4) Наличие соответствующих условий, обеспечивающих гарантии безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства (наличие круглосуточной охраны, обеспечение общественного порядка, огороженная территория с режимом охраны, освещаемая в темное время суток).
5) Наличие исправной системы пожарной безопасности помещений, установленной в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", наличие декларации пожарной безопасности.
3. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлен запрет на использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частями 6,8 статьи 32 Закона о контрактной системе, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 2 Правил предусматривает, что Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 Правил и частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил).
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 Правил. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке (пункт 13 Правил).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
3.1. Приложением к Правилам предусмотрено, что на работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60 процентов, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки 40 процентов, на оказание медицинских услуг соответственно 40 и 60 процентов.
В пункте 24 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком определены величины значимости критериев оценки заявок следующим способом: стоимостной критерий оценки: Цена контракта - 40 процентов, нестоимостные критерии оценки: Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - 50 процентов, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 10 процентов.
Объектом рассматриваемой закупки, как указывалось в пункте 1 мотивировочной части настоящего решения, является оказание услуг по организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия - для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов.
При этом объект закупки является комплексным, включает в себя не только оказание медицинских услуг, но и организацию отдыха, обучения детей.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 13 Правил установлены величины значимости стоимостных и не стоимостных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствующие объекту закупки и Приложению к Правилам.
3.2. В пункте 24 Информационной карты конкурсной документации предусмотрено показатель критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - "Наличие бассейна (соответствующего СанПин 2.1.2.1188-03) и естественного водоема с оборудованным пляжем (соответствующего СанПин 2.4.4.3155-13) для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур".
В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, пункта 10 Правил Заказчиком неправомерно установлен указанный показателей для целей оценки заявок на участие в Конкурсе, поскольку наличие бассейна, оборудованного в соответствии с СанПин 2.1.2.1188-03, и естественного водоема с оборудованным пляжем (СанПин 2.4.4.3155-13) на территории лагеря или за его территорией является обязательным условием исполнения контракта, единым для всех участников закупки.
3.3. В пункте 24 Информационной карты конкурсной документации предусмотрено показатель критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В рамках указанного показателя критерия оценки заявок подлежат оценке копии государственных контрактов (договоров) с приложениями.
Для подтверждения опыта оказания услуг детям с заболеваниями нервной системы и/или органов дыхания и/или пищеварения в определенном году, достаточно представление копии одного и более документа, из выше перечисленных подтверждающих документов.
В нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункта 10 Правил из содержания указанного показателя невозможно установить, что понимается Заказчиком под словосочетанием "в определенном году" (кем и когда определяется год, по каким критериям).
Перечень подтверждающих документов, установленных Заказчиком, не содержит признаков сопоставимости по характеру и объему объекту закупки, что не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункту 10 Правил.
Например, из порядка оценки заявок, установленного Заказчиком, возможно предоставление участниками закупки контрактов, в рамках которых оказывались услуги ребенку с заболеваниями нервной системы и/или органов дыхания и/или пищеварения за один год, что не будет соответствовать объему услуг, установленному Заказчиком в объекте рассматриваемой закупки (по лотам).
Кроме того, Заказчиком в порядке оценки заявок по указанному показателю не предусмотрено требование о представлении вместе с контрактами (договорами) актов оказанных услуг, подтверждающих исполнение заключенный контрактов и опыт участников закупки.
Контракты (договоры) свидетельствуют только о возникновении между сторонами гражданско-правовых правоотношений (обязательств), но не о их надлежащим исполнении.
Таким образом, содержание показателя "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия оценки заявок на участие в Конкурсе и порядок оценки заявок по указанному показателю не соответствует пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, пункту 10 Правил и не позволяет определить наличие у участника закупки опыт по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема объекту осуществляемой закупки.
3.4. В пункте 24 Информационной карты конкурсной документации предусмотрен порядок оценки заявок по критерию "Цена контракта", согласно которому оценке подлежит цена единицы услуги - стоимость оказания услуги за 1 путевку на одного человека.
Вместе с тем, пунктом 9 части 1 статьи 50, частями 1, 4, 9 статьи 32, пунктов 4,16 Правил Заказчиком определен порядок оценки заявок по стоимостному критерию не исходя из цены контракта, а из цены единицы услуги, что не соответствует указанным нормативно-правовым актам.
Следует отметить, что оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию "Цена контракта" в рассматриваемом случае не представляется возможным, поскольку участниками закупки в заявках предлагался не весь объем услуг, а только часть (например, 600 путевок из 2160 предусмотренных Заказчиком).
4. Пунктом 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В нарушение пункта 11 части 1 статьи 50, части 6 статьи 96, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 28 Информационной карты конкурсной документации установлены антидемпинговые меры при проведении Конкурса, применяемые только в случае, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
5. Частью 1 статьи 54, частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Пунктом 1.3 проектов контрактов предусмотрено, что наименование санаторно-курортного учреждения, перечень предоставляемых услуг, количество, цена путевок и сроки оказания услуг определены в Приложениях N 1, N 2, являющихся неотъемлемой частью настоящего государственного контракта.
Приложение N 2 к проектам контрактов не содержало сведений о сроках оказания услуг, в конкурсной документации, заявках участников закупки сведения об указанных сроках отсутствовали, не являлись критериями оценки заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, в заключенных контрактах (в Приложении N 2) сведения о сроках заездов детей указаны.
Так, например, в государственном контракте N 2.25 от 13.03.2015 установлены следующие сроки оказания услуг: 10.04.2015-03.05.2015, 06.05.2015-29.05.2015, 02.06.2015-25.06.2015, 01.07.2015-24.07.2015, 03.08.2015-26.08.2015, в государственном контракте N 2.16 от 13.03.2015 - 11.04.2015-04.05.2015, 07.05.2015-30.05.2015, 03.06.2015-26.06.2015, 02.07.2015-25.07.2015, 04.08.2015-27.08.2015.
Таким образом, контракты заключены сторонами не на условиях конкурсной документации и заявок участников закупки в нарушение части 1 статьи 54, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
Как указывалось ранее в решении, одним из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе является "Цена контракта".
В протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 20.02.2015 конкурсной комиссией указаны сведения о предложенной участниками закупки цене единицы услуги, а не цене контракта.
Так, например, по лоту N 1 ООО "Санаторий - профилакторий "Металлург" предложил цену контракта 26 367 600 рублей, однако, в протоколе отражена только цена единицы услуги - 17 520 рублей.
Аналогичная ситуация обстоит и с заявками иных участников закупки по всем лотам.
Таким образом, конкурсной комиссией в нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе не внесены информация об условии исполнения контракта, являющемся стоимостным критерием оценки заявок на участие в Конкурсе, "Цена контракта".
7. Частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 27.02.2015 следует, что конкурсная комиссия в нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе при оценке заявок всех участников закупки не использовала критерий оценки заявок "Цена контракта", а применила цену единицу услуги (цену одной путевки).
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что неправомерные действия конкурсной комиссии связаны с нарушением Заказчиком законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1,4,9 статьи 32, части 3 статьи 33, части 1 статьи 34, части 1 статьи 37, пунктов 1,9,11 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54, части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, пунктов 4,10,13,16 Правил.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения части 6 статьи 52, части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Предписание Заказчику, конкурсной комиссии об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контрактов по результатам Конкурса.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 июля 2015 г. N 121-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015