Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 августа 2015 г. N ГЗ-437/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
изучив и рассмотрев представленные материалы дела, доводы жалобы Заявителя и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе:
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 31.07.2015 г. поступила жалоба от ООО "ЭКО-Партнер" (далее - Заявитель) на действия заказчика в лице Администрации МР Стерлибашевский район РБ (далее - заказчик) и уполномоченного органа в лице Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0101200008115001775 Электронный аукцион [g010107121/2215m] (15/03459-052870) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству сетей газоснабжения ул. Б. Араслангулова, Молодежная, Шамиля Рахматуллина, Файзи Гумерова, Речная с. Стерлибашево МР Стерлибашевский район, (с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации _ в размере 5% ) (далее - Электронный аукцион).
Согласно жалобе, Заявитель считает что, заказчик и уполномоченный орган в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установили требования в документации о закупке, а именно:
1. В п.56 Технического задания установлены несуществующие требования к Кирпичу, а именно марка подвижности растворной смеси, Пк1 или Пк2 или Пк3.
2. в п. 4 Технического задания, Муфты полиэтиленовые: с закладными электронагревателями для труб диаметром 160 мм, установлены необъективные требования, а именно, требования "Штыревые контакты - не менее 4 мм".
3. в п.47 Технического задания, Проволока низкоуглеродистая оцинкованная установлены требования к химическому составу, что нарушает 44-ФЗ.
4. в п.44 Технического задания, отводы 90 град. с диаметром условного прохода: 40 мм, установлены требования с несуществующей единицей измерения "радиусом кривизны - не более 1,5 диаметра".
5. п. 5 Технического задания, Известь строительная установлены требования к сорту в нарушения 44-ФЗ.
6. В документации об аукционе отсутствует проектно-сметная документация.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, уполномоченным органом была представлена информация по электронному аукциону.
1. В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлено что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 данного закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Тем самым Законом о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки запрещается, в том числе, использовать нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки без обоснования необходимости использования такого показателя. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п.17.1 Документации об аукционе, установлено что, Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Приложением N1 к Разделу N1 документации о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Приложением 1 к Разделу 1 были установлены требования \к используемым Товарам (материалам, оборудованию):
В п.56 Технического задания установлены требования к Кирпичу, а именно марка подвижности растворной смеси, Пк1 или Пк2 или Пк3.
Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено что, в соответствии с ГОСТ 530-2007 Межгосударственного стандарта "Кирпич и камень керамические" общие технические условия, введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 24 сентября 2007 г. N 248-ст, характеристики "марка подвижности растворной смеси" не установлено.
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
2. В п. 4 Технического задания, Муфты полиэтиленовые: с закладными электронагревателями для труб диаметром 160 мм, установлены требования, а именно, требования "Штыревые контакты - не менее 4 мм".
Согласно доводам жалобы заявителя не указано к какому параметру относится 4 мм, длина, ширина, диаметр или высота, в представленных уполномоченным органом и заказчиком материалах отсутствует пояснения по указанному доводу, в техническом задании указание на показатель "не менее 4 мм" не указывает к какой физической величине он относиться, тем самым у потенциальных участников отсутствует точное представление, о каком показателе идет речь, тем самым затрудняет подачу заявки.
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
3. В п.47 Технического задания, Проволока низкоуглеродистая оцинкованная установлены требования к химическому составу.
В соответствии с ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения", указанный в техническом задании, установлены Механические свойства проволоки, в данном ГОСТе отсутствует указание на химический состав стали.
В соответствии с вышеуказанным гостом указано, что проволока должна изготавливаться из марки стали согласно ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали, в указанном ГОСТе указаны марки и химический состав стали, однако в документации об аукционе ссылки на ГОСТ 1050-88 отсутствует.
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
4. В п.44 Технического задания, отводы 90 град. с диаметром условного прохода: 40 мм, установлены требования с единицей измерения "радиусом кривизны - не более 1,5 диаметра".
В соответствии с ГОСТ 17380-2001 Детали трубопроводов бесшовные приварные из углеродистой и низколегированной стали, радиус кривизны осевой линии (радиус изгиба) отводов измеряется в DN - условный проход.
Таким образом, в техническом задании установлен единицы измерения не в соответствии с ГОСТом,
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
5. В п. 5 Технического задания, Известь строительная установлены требования к сорту "Сорт любой из списка 1,2,3".
В соответствии с ГОСТ 9179-77. Известь строительная, установлено что, Строительную известь в зависимости от условий твердения подразделяют на воздушную, обеспечивающую твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности в воздушно-сухих условиях, и гидравлическую, обеспечивающую твердение строительных растворов и бетонов и сохранение ими прочности как на воздухе, так и в воде.
Воздушную негашеную известь в зависимости от содержания в ней оксидов кальция и магния подразделяют на кальциевую, магнезиальную и доломитовую.
Воздушную известь подразделяют на негашеную и гидратную (гашеную), получаемую гашением кальциевой, магнезиальной и доломитовой извести.
Тем самым, ГОСТом установлены виды извести в соответствии с их физическими свойствами.
Согласно п.2.3 указанного ГОСТа указано что, воздушную негашеную известь без добавок подразделяют на три сорта: 1, 2 и 3; негашеную порошкообразную с добавками - на два сорта: 1 и 2; гидратную (гашеную) без добавок и с добавками - на два сорта: 1 и 2.
Согласно Технического задания "содержание Активного МgO %, по массе" указан "не более 4", однако ГОСТом указан иной показатель "содержание Активного МgO %" для кальциевой извести не более 5 %, магнезиальной и доломитовой извести не более 20 (40) %.
Содержание активных CaO + MgO, %, установлено как "не менее 77", однако ГОСТом указан показатель для 3 сорта кальциевой извести без добавок не менее 70, для магнезиальной и доломитовой извести, для 2 сорта не менее 75, для 3 сорта не менее 65, для гидратной извести для 1 сорта "не менее 67", для 2 сорта "не менее 60".
Таким образом, технические характеристики по показателю "содержание Активного МgO %, по массе" и "Содержание активных CaO + MgO, %", применены не в соответствии с ГОСТ 9179-77, кроме того согласно указанных технических характеристик соответствует известь 1 и 2 сорта, исключая возможность 3 сорта.
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
6. В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, установлено что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещения предмет контракта указан "Электронный аукцион [g010107121/2215m] (15/03459-052870) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству сетей газоснабжения ул. Б. Араслангулова, Молодежная, Шамиля Рахматуллина, Файзи Гумерова, Речная с. Стерлибашево МР Стерлибашевский район, (с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации _ в размере 5%)".
В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ, установлено что, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Таким образом, для выполнения работ победителю передается проектная документация после заключения контракта, однако для подачи заявки потенциальный участник обязан ознакомиться с проектной документацией для расчета объема, содержания работ, а также других показателей.
Так как в соответствии с ч.2 ст.46 Закона о контрактной системе, установлено что, при проведении электронного аукциона проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником электронного аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в электронном аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации, то заказчик обязан разместить проектную документацию до заключения контракта в составе документации об аукционе.
Размещение в составе документации локальных смет, а также ведомости объемов работ не достаточно для расчета объемов и содержания работ.
Тем самым, описание требований к товару, используемому при выполнении работ, не соответствует принципу объективного характера описания объекта закупки, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 22.10.2013 года N468 "О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан" Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 2.1.1. заказчики представляют в Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов посредством Системы заявку на закупку, которая должна содержать начальную (максимальную) цену контракта и ее обоснование, наименование и описание объекта закупки и существенные условия контракта, проект контракта в соответствии с Законом о контрактной системе, а также иную информацию, предусмотренную законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п.2.2.4 приложения N2 к данному постановлению Государственный комитет Республики Башкортостан по размещению государственных заказов формирует и утверждает документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и признала указанный довод жалобы обоснованной.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч 4.2 ст.7.30 КоАП РФ. В связи с чем, комиссия Башкортостанского УФАС Росс приняла решение передать материалы дела должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКО-Партнер" действия заказчика и уполномоченного органа, обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях уполномоченного органа нарушения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушении Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела NГЗ-437/15 должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 августа 2015 г. N ГЗ-437/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015