Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 августа 2015 г. N 06-614/15т
изготовлено в полном объеме 29 августа 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - вр.и.о. начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" (далее также - ООО "Медресурс", заявитель): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заказчика Государственного бюджетного учреждения "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГБУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств РС(Я)", заказчик): Мухоплева В.Г. (директор), Сухомясова А.Л. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Медресурс" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика ГБУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией (извещение N 0116200007915006927), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014,
у с т а н о в и л а:
18 августа 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Медресурс" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика ГБУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией (извещение N 0116200007915006927).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 августа 2015 года в 10 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Медресурс" оглашена в полном объеме.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены следующие характеристики:
N п/п |
Наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Специализированный продукт детского диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией |
Порошкообразная смесь на основе аминокислот без фенилаланина, предназначена для детей от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией. С нейтральным вкусом. Состав на 100г Белковый эквивалент не более 25гЖиры не более 0,5гУглеводы не менее 50г Энергетическая ценность не более 310ккал. |
500г |
Банки |
42 |
В части 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" заказчиком заложена цена в размере 10 600 рублей 00 копеек за 1 шт.
По мнению заявителя, содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям, таким образом, при формировании потребности заказчик должен ориентироваться на содержание эквивалента белка.
Ссылается на решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", для специализированных продуктов для лечебного питания детей, в котором установлены единые санитарные требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, Методическое письмо ФГБУ "Научный центр здоровья детей" РАМН "О фенилкетонурии" N 15-1/10/2-836.
По мнению заявителя, установленные требования ограничивают число участников закупки, так как указанным характеристикам соответствует продукции только одного производителя Nutricia Advanced Medical Nutrition (страна-производитель: Великобритания), из возможных четырех производителей. В подтверждение вышеуказанного в дополнении к жалобе приложено описание продукции различных производителей специализированного питания для больных фенилкетонурией.
Также считают, что заказчиком нарушены положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Продукция Nutricia Advanced Medical Nutrition (страна-производитель: Великобритания) является самой дорогой из представленных четырех производителей на рынке. Закупка продукции данного производителя приведет к неэффективности использования бюджетных средств заказчика.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из положений данной статьи следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
В соответствии с указанной нормой заказчиком в документации об электронном аукционе приведено и утверждено описание объекта закупки.
Согласно подпункту 2 пункта 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республике Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года N 2425 "Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), казенных и бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия)" заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки.
Заявитель указывает, что к требованиям, установленным в описании объекта закупки подходит только товар Nutricia Advanced Medical Nutrition, однако, как следует из содержания заявки единственного участника закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям документации, также соответствует продукт ХР Максамейд, производства SHS International Ltd (Великобритания). Таким образом, довод заявителя об ограничении конкуренции не находит подтверждения.
Просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) лечащий врач назначает лечение пациенту (при фенилкетонурии единственным патогенетически обоснованным методом лечения является диетотерапия). Согласно Приложению к Закону N 323-ФЗ, Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 ноября 2012 года N 737н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при классической фенилкетонурии" соблюдение низкобелковой диеты и прием специализированного лечебного питания является основным и крайне важным этапом лечения, в данном случае, рекомендуется специализированное лечебное питание.
Подбор, расчет, составление диеты для данной категории пациентов осуществляется лечащим врачом (врачом-генетиком) индивидуально, с учетом возраста, ростово-весовых показателей, особенностей физического и психомоторного развития ребенка, индивидуальной непереносимости продуктов специализированного лечебного питания. Замена лечебной смеси для детей, страдающих фенилкетонурией, в том числе содержащей иное количество белка, жиров и углеводов, недопустима. При этом смена питания возможна только при условии постоянного наблюдения врача-генетика, участкового врача-педиатра, под контролем фенилаланина в крови, что не всегда возможно ввиду отсутствия в некоторых муниципальных образованиях врача-генетика, также должна быть предусмотрена возможность перевода на предыдущее питание в случае непереносимости лечебной смеси. В противном случае возможны непоправимые нарушения здоровья, а именно умственная отсталость.
При данной закупке учитывалась объективная потребность заказчика (для единственного больного ребенка), поскольку назначенное ранее питание приводило к ухудшению состояния здоровья ребенка. Так, 23 декабря 2014 года была экстренно произведена закупка у единственного поставщика.
В подтверждение вышеуказанных доводов прилагают копии следующих документов:
1. выписки из генетической карты пациента, из содержания которой следует, что при приеме специализированного лечебного питания "ХР Максамейд" у пациента отмечалось улучшение здоровья, в то время как при приеме специализированного лечебного питания "Анамикс Инфант", "Афенилак" наблюдалось ухудшение его состояния.
2. Выписки N 1020 из протокола решения Врачебной комиссии ГБУ РС(Я) РБ N1-НЦМ от 10 декабря 2014 г., из содержания которой следует, что врачебная комиссия пришла к следующему заключению: "в связи с тем, что фенилкетонурия включена в Перечень жизнеугрожающих, тяжелых редких (орфанных) болезней, согласно Постановлению Правительства N 403 от 26 апреля 2012 года, рекомендуется произвести закуп специализированного лечебного питания ХР-Максамейд и PKU Анамикс Инфант. Потребность смеси ХР-Максамейд составляет 18 банок, в смеси PKU Анамикс Инфант - 36 банок по 400 г.".
3. Государственного контракта N Гр/03 от 23 декабря 2014 г. (с приложениями) на поставку лекарственных средств, в том числе, смесей ХР-Максамейд и PKU Анамикс Инфант.
Действующее законодательство не обязывает заказчика учитывать интересы каждого участника рынка, устанавливать максимально широкий диапазон характеристик товара.
Установление указанных характеристик в описании объекта закупки не влечет ограничения количества участников закупки, так как требуемые товары могут быть приобретены и поставлены любым участником закупки, требования к производителю товара и участнику закупки не установлены. Начальная (максимальная) цена контракта была сформирована методом сопоставимых рыночных цен идентичных продуктов. В соответствии с определениями идентичности и однородности в Законе о контрактной системе цены на продукты от перечисленных в жалобе производителей не могли учитываться при формировании начальной (максимальной) цены контракта по определению, так как указанные продукты не являются идентичными и однородными в силу различия характеристик, качества, репутации, стран производства, технологий, используемого сырья.
Прилагают копию решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 77-кз/2014 о признании жалобы необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
06 августа 2015 года уполномоченным органом в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0116200007915006927 на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 445 200 рублей 00 копеек.
20 августа 2015 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007915006927-4.
Согласно указанному протоколу аукционной комиссией принято решение о признании единственной заявки соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Медресурс" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления характеристик требуемого к поставке товара, которым соответствует продукция только одного производителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Предметом данной закупки является поставка специализированного продукта диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией.
Из материалов дела установлено, что в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены показатели характеристик, позволяющих определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, при этом установленным показателям соответствует неопределенный диапазон значений (с включением слов "не менее", "не более"). Также в документации об электронном аукционе отсутствуют указание на товарный знак, требования к производителю товара. К участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком не установлено конкретное значение показателей технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара, следовательно, участниками закупки могут быть предложены к поставке соответствующие установленным заказчиком требованиям товары от различных поставщиков. Таким образом, установленные заказчиком требования к поставляемому товару не приводят к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, из пояснения представителей заказчика следует, что при применении специализированного лечебного питания ХР-Максамейд, приобретенного по рекомендации врачебной комиссии, у пациента отмечалось улучшение здоровья, в отличие от приема иных смесей (PKU Анамикс Инфант, Афенилак), что подтверждается сведениями из выписки генетической карты пациента. Составление диеты для данной категории пациентов осуществляется лечащим врачом индивидуально, с учетом возраста, ростово-весовых показателей, особенностей физического и психомоторного развития ребенка, индивидуальной непереносимости продуктов специализированного лечебного питания. Замена лечебной смеси, в том числе содержащей иное количество белка, жиров и углеводов, недопустима.
Таким образом, заказчиком исходя из объективной потребности указано количество белка, жиров и углеводов, при этом установлен неопределенный диапазон значений (с включением слов "не менее", "не более"), из чего не следует, что данному описанию подходит только продукция одного производителя. При этом, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что предметом закупки является поставка товаров, а не их производство. Следовательно, участником закупки является поставщик, а не производитель.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) отмечает, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, заказчиком правомерно установлены характеристики требуемого к поставке товара в описании объекта закупки.
Жалоба ООО "Медресурс" подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Медресурс" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок, заказчика ГБУ "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для детей в возрасте от 1 года до 8-ми лет больных фенилкетонурией (извещение N 0116200007915006927) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Мохначевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 августа 2015 г. N 06-614/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015