Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г. N 06-533/15т
изготовлено в полном объеме 30 июля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Развитие инфраструктур экономических проектов" (далее - ООО "РИЭП", заявитель, Общество):не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от муниципального заказчикаАдминистрации МО "Поселок Тикси" Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик, Администрация): Таюрский Г.В. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобу ООО "РИЭП" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении предварительного отбора подрядчиков (поставщиков, исполнителей) на ремонт жилых домов (извещение N0116300043815000015),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 июля 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "РИЭП" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении предварительного отбора подрядчиков (поставщиков, исполнителей) на ремонт жилых домов (извещение N0116300043815000015).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в единой информационной системе на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 июля 2015 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из содержания жалобыООО "РИЭП".
По мнению заявителя в нарушение требований законодательства о контрактной системе, заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, поскольку предмет закупки не входит в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 г. N 1765-р. по кодам ОКДП.
В качестве второго довода жалобы указывает, что заказчиком незаконно установлено требование о предоставлении копий договоров подтверждающих выполнение работ по капитальному ремонту, строительству за последние два календарных года на дату подачи заявки на сумму не менее 500 млн. руб., а также свидетельства СРО на сумму не менее 500 млн. руб.
Также отмечает, что в аукционной документации заказчиком не установлены объемы выполняемых работ.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Считает, что предмет закупки входит в Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 г. N 1765-р. В коды7523060 - "Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия)", 9010000 - "Работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия)".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
30 июня 2015 года заказчиком на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ruопубликовано извещение N 0116300043815000015о проведении предварительного отборана ремонт жилых домов, а также закупочная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 666 670,00 руб.
21 июля 2015 года проведена процедура рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе, о чем составлен протокол N П 1.
Согласно указанному протоколу, до срока окончания подачи заявок на участие в предварительном отборе (21.05.2015 г.) поступили три заявки от участником закупки ООО "Строительная Компания Универ", ООО "Альбатрос", Печенского Виктора Ивановича.
Согласно указанному протоколу котировочной комиссией участникам закупкамООО "Альбатрос", Печенского Виктора Ивановича отказано во включении в Перечне поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "РИЭП" обоснованной по следующим основаниям.
В качестве основного довода жалобы заявитель указывает на неправомерный способосуществления закупки в форме предварительного отбораучастников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Согласно чч. 1, 2, 3 ст. 80 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения,для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, предварительный отборучастников закупкипроводится для оформления перечня поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг (в частности для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) путем проведения запроса котировок.
При этом, случаи проведения таких предварительных отборов строго установленыПеречнем товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 г. N 1765-р (далее по тексту решения Перечень N 1765-р).
Также законодателем установлено, что в случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, т.е. в общем порядке.
Так, согласно пункту 1.1 проекта контракта, а также Техническому заданию аукционной документации заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту многоквартирных домов, расположенных в поселкеТикси Булунского улуса (района)Республики Саха (Якутия)по следующим видам работ:электроснабжение, электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, электроснабжение, канализация, электроснабжение, центральное отопление, канализация, электроснабжение, электроснабжение, электроснабжение, электроснабжение.
Также в извещении о проведении предварительного отбора в разделе "Объект закупки" установлено следующее: код ОКДП 45.31.11.110 - "Работа по монтажу внутренних сетей электроосвещения", 45.33.20.190 - "Ремонт водопроводных и канализационных систем".
Ссылка представителя заказчика на коды 7523060 - "Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия)", 9010000 - "Работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия)"не обоснована, поскольку необходимым условием их выполнения является в зоне бедствия, определенный в установленномзаконодательством, порядке.
Между тем, материалы дела не содержат документов и сведений об обосновании территории п. Тикси зоной бедствия.
Комиссия антимонопольного органа проанализировав положения извещения о проведении данной закупки, аукционной документации установила, что предмет закупки не относится к закупкам, включенным в Перечень N 1765-р, поскольку цель проведения данной закупки не соответствует требованиям статьи 80 Закона о контрактной системе, а именно размещено недляоказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Кроме того, в силу части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 года N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" определен Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Согласно данному Перечню работы строительные, относящиеся к коду ОКПД 45 "Работы строительные (кроме кода 45.12)"должны осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме.
Объектом закупки являетсяремонт жилых домов, код по ОКПД (общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) установлен 45.31.11.110 и 45.33.20.190.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что в нарушение требований ч. 3 ст. 80, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчикомневерноопределен выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Данный довод жалобы признан обоснованным.
В связи с тем, что вышеуказанный довод подателя жалобы признан обоснованным и является достаточным основанием для аннулирования торгов, рассмотрение остальных доводов жалобы заявителя для принятия решения Комиссией антимонопольного органа, по существу дела, значения не имеет.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "РИЭП" на действия заказчика Администрации МО "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) при проведении предварительного отбора подрядчиков (поставщиков, исполнителей) на ремонт жилых домов(извещение N0116300043815000015) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Поселок Тикси" Булунского улуса (района)Республики Саха (Якутия) нарушившимч. 3 ст. 80, ч. 2 ст. 59Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику Администрации МО "Поселок Тикси" Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 июля 2015 г. N 06-533/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2015