Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2016 г. N 2-57-15737/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок Ушковой Е.И.,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ": Зубкова Д.А.,
в отсутствие представителей ИП Желанкина А.В., уведомленного надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N МГ/62426 от 23.12.2016,
рассмотрев жалобу ИП Желанкин А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатации вентиляционных систем и систем подготовки воздуха ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ" в 2017 году (Закупка N 0373200087816000312) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев предоставленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/62426 от 23.12.2016, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к материалам, не являющимся предметом Закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно технического задания Заказчиком установлены требования к использованию при выполнении работ материалов, а также требования к их характеристикам с указанием минимальных, максимальных и неизменяемых значений, в частности:
- п. 28 "Растворитель нефтяной, марка Нефрас С-50/170 ГОСТ 8505-80";
- п. 31 "Керосин".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что вышеуказанные материалы установлены в разделе "Расчет потребности в материалах" Локальной сметы. Таким образом, вышеуказанные товары используются при выполнении работ и необходимы к поставке для нужд Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления и в составе жалобы Заявителем не было представленно документов и сведений, подтвержающих доводы жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 1 "Олифа ГОСТ 32389-2013" установлены требования "Кислотное число", "Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (202)°С";
- В п. 2 "Болты с шестигранной головкой (входят в крепежный комплект 1) ГОСТ Р ИСО 4014-2013 (для крупного шага резьбы), ГОСТ Р ИСО 898-1-2011, ГОСТ Р ИСО 8765-2013 (для мелкого шага резьбы)" установлены требования "Минимальная разрушающая нагрузка", "Неполная резьба стержня", "Номинальная площадь расчетного сечения резьбы As";
- В п. 3 "Гайки шестигранные (входят в крепежный комплект 1) ГОСТ Р ИСО 898-2-2013" установлены требования "Пробная нагрузка", "Твердость по Виккерсу";
- В п.6 "Смеси бетонные ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2012" установлены требования "Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе", "Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе", "Содержание фракций от 5(3) до 10 мм в крупном заполнителе", "Содержание фракций св. 10 до 20 мм в крупном заполнителе", "Содержание фракций св. 20 до 40 мм в крупном заполнителе", "Расслаиваемость бетонной смеси по раствороотделению", "Сопротивление бетона прониканию воздуха по ГОСТ 12730.5-84";
- В п. 7 "Краска водно-дисперсионная на основе гомополимерной поливинилацетатной дисперсии ГОСТ 28196-89" установлены требования "Массовая доля неелтучих веществ", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, пр температуре (202)°С", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2)°С", "Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0
0,5)°С";
- В п. 8 "Краска масляная цветная ГОСТ 10503-71" устанволены требования "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, пр температуре (202)°С", "Массовая доля пленкообразующего вещества", "Массовая доля летучего вещества", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2)°С", "Условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0
0,5)°С";
- В п. 9 "Эмаль ПФ-115 белая ГОСТ 6465-76" устанволены требования "Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1", "Эластичность пленки при изгибе", "Стойкость покрытия при температуре (202)°С к статическому воздействию трансформаторного масла";
- В п. 10 "Раствор строительный цементный ГОСТ 28013-98" установлены требования "Водоудерживающая способность растворных смесей", "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей", "Влажность сухих растворных", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов раствора";
- В п. 11 "Олифа натуральная ГОСТ 32389-2013" установлено требование "Кислотное число";
- В п. 12 "Доски обрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87" установлены требования "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax", "Предельное отклонение от номинальных размеров пиломатериалов по ширине", "Предельное отклонение от номинальных размеров пиломатериалов по толщине";
- В п. 14 "Раствор цементно-известковый строительный тяжелый ГОСТ 28013-98" установлены требования "Растворная смесь содержать золы-уноса", "Содержание щелочей в цементных вяжущих, предназначенных для приготовления раствора", "Водоудерживающая способность растворных смесей", "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения", "Погрешность дозирования для заполнителей";
- В п. 15 "Кирпич керамический ГОСТ 530-2012" установлены требования "Отклонение от перпендикулярности смежных граней изделия", "Отклонение единичного значения средней плотности (для одного образца из пяти)", "Отклонение от плоскостности граней изделия", "Предел прочности при сжатии изделия средний для пяти образцов", "Предельные отклонения от номинальных размеров на одном изделии по длине", "Предел прочности при изгибе наименьший для отдельного образца";
- В п. 16 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем для штукатурных работ ГОСТ 31189-2015, ГОСТ 33083-2014" установлены требования "Деформация усадки затвердевшего штукатурного раствора", "Остаток на сите, соответствующем размеру зерен наибольшей крупности заполнителя", "Подвижность свежеприготовленной растворной смеси, предназначенной для оштукатуривания поверхностей соответствует марке Пк3, глубина погружения конуса";
- В п. 18 "Парусина для изделий технического назначения ГОСТ 15530-93" установлено требование "Изменение линейных размеров после замочки парусин по основе и утку";
- В п. 29 "Мыло твердое ГОСТ 30266-95" установлено требование "Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г)";
- В п. 42 "Смазка, марка "Циатим-201" ГОСТ 6267-74" установлены требования "Вязкость эфективная при минус 50°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с ", "Испаряемость в чашечках-испарителях при 120°С, 1 ч", "Содержание свободной щелочи в пересчете на NAOH".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной докуменации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2016 N1678373 на участие в аукционе подано 7 заявок, вместе с тем, установенные нарушения не явились причиной отклонения ни одной заявки. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Желанкин А.В. на действия ГБУЗ "ГКБ N40 ДЗМ" обоснованной в части установления излишних требований к товарам, используемым при оказании услуг, которые возможно установить по итогам проведения испытаний конкретной партии товара.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 декабря 2016 г. N 2-57-15737/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2017