Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16194/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Кочеткова А.В.,
при участии представителя ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения: Ватолина А.В.,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. N10/64410 от 30.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию зданий Университетской клинической больницы N 4 по адресу: г. Москва, ул. Доватора, дом 15 стр. 1 (главный корпус больницы) и г. Москва, ул. Доватора, дом 15 стр.2 (новый корпус больницы) для нужд Клинического центра ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России в 2017 году (Закупка N 0373100084816001057) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N10/64410 от 30.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п.2 "Плитки керамические тип 3": Линейность (кривизна): не более 1 %. Трапецеидальность (косоугольность) не более 1 %. Кривизна поверхности не более 1 %. Водопоглощение До 3,5 %;
-п.3 "Кабель тип 8": Масса меди в кабеле не должно быть Менее 16 кг/км. Электрическое сопротивление жилы постоянному току, пересчитанное на температуру 20 °С не Более 145 Ом на 1000 м. Временное сопротивление материала проводника до 450 Н/мм 2;
-п.1 "Линолеум тип 2": Истираемость должна быть не менее 80мкм. Удельное поверхностное электрическое сопротивление должно составлять не более 5·10 15Ом. Критическая поверхностная плотность теплового потока не должна быть менее 20кВт/м 2;
-п.7 "Шпатлевка тип 2": Время высыхания до степени 3 при температуре 80-85 °С Не более 1 ч. Время высыхания до степени 3 при температуре (20+2)°С не более 24 ч . Степень перетира Менее 90 мкм;
-п.8 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные) тип 5": Предельные отклонения по массе труб не должно быть более +8 % . Масса 1 метра труб должно быть не более 1,43 кг.;
-п. 11 "Олифа тип 5": Цвет по йодометрической шкале не темнее 1600 мг йода. Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (20_2)°С должна быть полная. Отстой менее 1 % (по объему). Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 от 26 до 32 с и т. д. (аналогичные требования установлены по п. 13 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные) тип 1", п.14 "Плитки керамические тип 1", п.15 "Труба гофрированная тип 2", п.18 "Кабель тип 6", п.19 "Линолеум тип 3", п.20 "Болт тип 2", п.21 "Краски водно- дисперсионные тип 3", п.22 "Олифа тип 4", п.25 "Плитки керамические тип 2", п.29 "Краски водно- дисперсионные тип 1", п.33 "Болты с гайками и шайбами тип 1", п.34 "Олифа тип 1", п.39 "Кабель тип 4", п.40 "Шпатлевка тип 3", п.42 "Плитки керамические тип 4", п. 43 "Кабель тип 7", п.47 "Краски водно- дисперсионные тип 2", п.48 "Олифа тип 2", п.49 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные) тип 3", п.51 "Грунтовка тип 6", п.52 "Краски масляные тип 4", п.55 "Кабель тип 2", п.56 "Краски масляные тип 5", п.57 "Трубы стальные водогазопроводные (неоцинкованные) тип 4", п.58 "Грунтовка тип 7", п.59 "Замок", п. 61 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 1", п.62 "Краски масляные тип 6", п.63 "Олифа тип 3", п. 65 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 4", п. 66 "Краски масляные тип 7", п. 67 "Кабель тип 1", п.69 "Краски масляные тип 8", п.71 "Грунтовка тип 1", п.72 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 5", п.74 "Болты с гайками и шайбами тип 2", п.75 "Кабель тип 5", п.76 "Грунтовка тип 5", п.77 "ЭМАЛИ ПФ-115", п.78 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 6", п.79 "Краски масляные тип 9", п.83 "Болты с гайками и шайбами тип 3", п.84 "Краски масляные тип 1", п.85 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 2", п.90 "Герметик", п.92 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 3", п.93 "Краски масляные тип 2", п.94 "Болты с гайками и шайбами тип 5", п.95 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 7").
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводам Заявителя.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам:
-в п. 2 "Плитки керамические тип 3" заказчиком установлены требования: Трапецеидальность (косоугольность) не более 1 %. Кривизна поверхности не более 1 %, при этом, согласно ГОСТ 6787-2001, данные параметры измеряются в мм;
-в п. 16 "Автоматический выключатель тип 3" заказчиком установлено: Ток срабатывания (В кратностях к номинальному току расцепителя) не более 140, что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 9098-78, поскольку указанный ток срабатывания не соответствует ни одному типу автоматических выключателей, указанных в ГОСТ;
-в п. 20 "Болты тип 2" заказчиком установлены требования: Марка стали должна быть 40Х "селект" / 30Х3МФ. Сталь должна быть качественная или высококачественная, что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку согласно ГОСТ 4543-71 в обозначении марок первые две цифры указывают среднюю массовую долю углерода в сотых долях процента, буквы за цифрами означают: Р - бор, Ю - алюминий, С - кремний, Т - титан, Ф - ванадий, Х - хром, Г - марганец, Н - никель, М - молибден, В - вольфрам. Цифры, стоящие после букв, указывают примерную массовую долю легирующего элемента в целых единицах. Отсутствие цифры означает, что в марке содержится до 1,5% этого легирующего элемента. Буква А в конце наименования марки обозначает "высококачественная сталь". "Особовысококачественная" сталь обозначается буквой Ш через тире в конце наименования марки. Например, качественная - 30ХГС; высококачественная - 30ХГСА; особовысококачественная - 30ХГС-Ш, 30ХГСА-Ш;
-в п. 36 "Шурупы тип 2" Заказчиком установлено требование: Шурупы должны быть с полукруглой головкой, стальные. Шурупы должны быть изготовлены из калиброванной или горячекатаной углеродистой стали 08кп или 10кп. Характеристики если нормируются: Исполнение 1 или 3. Диаметр резьбы, мм: не менее 3.5 но не более 5. Внутренний диаметр резьбы, мм: более 2.1. Шаг резьбы, мм: 1.75 ил и 2 или 1.5. Диаметр головки, мм: 8/7/10.Высота головки, мм, не более 3.5 но не менее 2.4. Радиус сферы R1, мм: более 5.5; Радиус сферы R2, мм, не более 4. Номер крестообразного шлица 2. Диаметр крестообразного шлица, мм:4.1/4.6/5.2. Глубина крестообразного шлица, мм, не менее 1.8. Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц, мм: не более 3.1. Длина шурупа, мм: 40-70. Масса 1000 штук шурупов, кг: не более 2.66 - 9.3, при этом, согласно инструкции: "Если характеристики требуемого к использованию при выполнении работ товара описываются заказчиком со словами "более", "менее", "не более", "не менее", "не хуже", "лучше", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", и склонения данных слов, и знаками "<", ">", "<", ">",до знака двоеточие, их смысловое значение должно применяться ко всем значениям; если же вышеописанные слова и знаки указаны после двоеточия, то их смысловое значение должно применяться лишь к первому значению." Таким образом, единственное возможное значение - "2,66", что соответствует только шурупам с номинальным диаметром резьбы 3,5 и длинной 40 мм;
-в п. 39 "Кабель тип 4" Заказчиком установлено требование: "Номинальное напряжение до 1 кВ_.Кабели могут быть использованы для эксплуатации в электрических сетях постоянного напряжения более 1 кВ. Максимальное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабелей более 1 кВ.", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 31996-2012;
-в п. 39 "Кабель тип 4", п. 43 "Кабель тип 7" Заказчиком установлено требование: "Продолжительность работы в режиме однофазного короткого замыкания на землю не должна быть: более 8 ч в сутки и менее 124 ч в год.", что по мнению Заявителя не соответствует ГОСТ 31996-2012, согласно которому продолжительность работы в режиме однофазного короткого замыкания на землю не должно превышать 8 ч;
-в п. 44 "Болты тип 1" Заказчиком установлено требование: Диаметр болта номинальный до 10 мм, Длина болта 90 мм, Масса 1000 шт болтов при нормальном диаметре резьбы
65.21 кг, что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 7798, согласно которому для болтов с номинальным диаметром резьбы 10 мм и длинной болта 90 мм соответствует масса 1000 болтов 65.21 кг;
-в п. 46 "Провода тип 1" заказчиком установлено требование: "Марка: ПВ1/ПВ2/ ПВ3/ ПВ4, Число жил: 1, Класс: 1-6, Номинальное сечение жилы, мм2: от 70, Номинальная толщина изоляция, мм: от 0.5, Максимальный наружный диаметр провода, мм: более 2.8", что, по мнению Заявителя, не соответствует положениям ГОСТ 6323-79, согласно которому для марки ПВ4 соответствует сечение жил от 0,5 до 10 мм, минимальное значение номинальной толщины изоляции является 1,4 мм, а также максимальный диаметр провода для минимального требуемого сечения 70 мм
должен быть не менее 15 мм;
-в п. 47 "Краски водно-дисперсионные тип 2" указано: Марка краски может быть ВД-ВА-224 или ВД-КЧ-26 или ВД- АК-111. ...pH краски менее 7-10, что не позволяет определить требование Заказчика;
-в п. 51 "Грунтовка тип 6" Заказчиком установлено требование: Степень разбавления растворителем Должна быть не более 20 %. Масса добавленного растворителя для разбавления грунтовки Должна быть 5 кг, что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком не указано на какое количество средство должно быть разбавлено;
-в п. 60 "Болты тип 4" установлено требование: Номинальный диаметр резьбы, мм: 2,5, 4,5, 6, 8, 10, 12, что вводит участников закупки в заблуждение, так как между значениями 4 и 5 Заказчиком не установлен пробел, то данное значение следует читать как единое число 4,5мм, при этом, согласно ГОСТ 7805-70 номинальный диаметр резьбы 4,5мм не предусмотрен;
-в п. 85 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 2" заказчиком установлено требование: Условный проход 32 мм. Кривизна труб на 1 м длины не должно быть более 2 мм, при этом, согласно ГОСТ 3262-75 кривизна труб на 1 м длины не должна превышать 1,5 мм - с условным проходом свыше 20 мм;
-в п. 94 "Болты с гайками и шайбами тип 5" заказчиком установлено требование: Размер под ключ болта: менее 65, что не позволяет определить требование Заказчика;
-в п. 95 "Трубы стальные водогазопроводные (оцинкованные) тип 7" заказчиком установлены требования: Кривизна труб на 1 м длины должно быть не более 2 мм. Условный проход должно быть более 65 и не должно быть более 80мм, при этом, согласно ГОСТ 3262-75 кривизна труб на 1 м длины не должна превышать 1,5 мм - с условным проходом свыше 20 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам п. 2 "Плитки керамические тип 3", п. 16 "Автоматический выключатель тип 3", п. 20 "Болты тип 2", п. "36 Шурупы тип 2", п. 39 "Кабель тип 4", п. 47 "Краски водно-дисперсионные тип 2", п. 60 "Болты тип 4", п. 94 "Болты с гайками и шайбами тип 5" установлены в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в электронном аукционе участниками закупки подано 4 заявки, при этом причиной признания заявок не соответствующими документациям по позициям, изложенным в жалобе не явилось, что свидетельствует о том, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Также по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к следующим товарам:
-в п. 5 "Розетки штепсельные тип 2" установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 51322.1, при этом, согласно доводам Заявителя, данный ГОСТ утратил силу;
-в п. 20 "Болты тип 2" установлено требование о соответствии товара ГОСТ 22356-77, при этом, согласно доводам Заявителя, данный ГОСТ утратил силу;
-в п. 33 "Болты с гайками и шайбами тип 1" Заказчиком, по мнению Заявителя, не установлено требование о соответствии государственному стандарту, что вводит в заблуждение участников закупки;
-в п. 34 "Олифа тип 1" Заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 51692-2000, при этом, согласно доводам Заявителя, данный ГОСТ утратил силу;
-в п. 43 "Кабель тип 7" Заказчиком установлено требование: "Напряжение, которое выдерживают кабели должны выдерживать в течение 10 мин воздействие переменного, постоянного напряжения не менее 3 кВ", что по мнению Заявителя вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Заказчиком не указана частота переменного напряжения;
-в п. 44 "Болты тип 1" Заказчиком установлено требование: "Расстояние от опорной поверхности до оси отверстия в головке 3.5 Мм
, что, по мнению Заявителя, не позволяет определить требование Заказчика в части указания единицы измерения Мегаметр.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результат закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии С.И. Казарин
А.В. Кочетков
Исп. С.И. Казарин. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16194/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2017