Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 6 июля 2015 г. N 601А-2015
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Адигюзелова К.А. - Зам. руководителя - Начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Мамеднебиева А.М. - Зам. начальника отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и органов власти Дагестанского УФАС России;
Магомедова Ш.М. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торговой деятельностью, недобросовестной конкуренцией и рекламой Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу Курбаналиева Шамилгаджи Магомедсаиповича (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБУ "Западно-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303100006915000011 на Капремонт заградительной дамбы. (Дамба нижнего водоема Нижне-Терских НВВ. У кутана с/х "Гинтинский") (далее - Аукцион) и проведя внеплановую проверку в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
29.06.2015 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствии документации об Аукционе требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности на то, что установленные Заказчиком требования к используемому при выполнении работ щебню не соответствуют ГОСТу 8267-93.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в сети Интернет на Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт), а также на сайте оператора электронной площадке ЭТП ММВБ "Госзакупки" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
23.06.2015 Заказчиком на Официальном сайте и сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 074 949,66 рублей.
1. Заказчиком в части III аукционной документации "Техническая часть" установлено следующее требование к используемому при выполнении работ щебню: "средняя плотность зерен должна быть в диапазоне от 1,0 до 3,0 г/см3".
При этом, в соответствии с ГОСТом 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", требование о соответствии которому используемого щебня установлено Заказчиком, средняя плотность зерен составляет от 2,0 до 3,0 г/ см3.
Содержание технического задания во взаимосвязи с положениями ГОСТа 8267-93 свидетельствует об установлении Заказчиком одновременно двух различных диапазонов значений одного и того же показателя: "от 1,0 до 3,0 г/см3" и "от 2,0 до 3,0 г/ см3", что не является объективным и стандартным описанием объекта закупки.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей.
Условие, содержащееся в инструкции по заполнению заявки, о возможности использования при заполнении заявки показателей, соответствующих ГОСТам, по мнению Комиссии не может являться обоснованием необходимости использования при описании объекта закупки нестандартных показателей.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и нарушении требований п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Заказчиком в части III аукционной документации "Техническая часть" установлено следующее требование к используемому при выполнении работ гравию "содержание зерен пластинчатой и игловатой формы более 35 % по массе". При этом, в соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТа 8267-93 гравий не должен содержать зерен пластинчатой и игловатой формы более 35% по массе.
Содержание технического задания во взаимосвязи с положениями ГОСТа 8267-93 свидетельствует об установлении Заказчиком одновременно двух различных требований к значению одного и того же показателя, что не является объективным и стандартным описанием объекта закупки.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования нестандартных показателей.
Условие, содержащееся в инструкции по заполнению заявки, о возможности использования при заполнении заявки показателей, соответствующих ГОСТам, по мнению Комиссии не может являться обоснованием необходимости использования при описании объекта закупки нестандартных показателей.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы и нарушении требований п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно Протоколу N1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 02.07.2015 (далее - Протокол) заявке за порядковым номером 2 отказано в допуске к участию в Аукционе со следующим основанием отклонения:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего федерального закона, требованиям документации о таком аукционе: - несоответствие информации, указанной в заявке участника закупки, требованиям, содержащимся в Техническом задании документации об аукционе. В заявке участника закупки в пункте "гравий" указано: содержание зерен пластинчатой и игловатой формы 40% по массе.
Согласно Технического задания документации используемые материалы должны соответствовать действующим нормативным актам, ГОСТам, ТУ, в том числе: ГОСТ 8267-93, ГОСТ 23732-2011.
В соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТа 8267-93 гравий не должен содержать зерен пластинчатой и игловатой формы более 35% по массе. Кроме того, согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме "По всем позициям технического задания, в случае не соответствия требований ГОСТу, Участники закупки могут указать соответствующие. Такие исправления не будут считаться основанием для отклонения".
Таким образом, участник закупки выбрал конкретный показатель, не соответствующий требованиям ГОСТа 8267-93.".
Комиссией установлено, что Заказчиком в части III аукционной документации "Техническая часть" установлено следующее требование к используемому при выполнении работ гравню: "содержание зерен пластинчатой и игловатой формы более 35% по массе".
Анализ первой части заявки за порядковым номером 2, проведенной Комиссией, показал, что в показателе гравия "содержание зерен пластинчатой и игловатой формы" указано значение "40 % по массе", что свидетельствует об указании участником закупки в своей заявке конкретного показателя товара, соответствующего значению, установленному Заказчиком по данной позиции.
При этом, представленный в заявке за порядковым номером 2 по данной позиции показатель товара аукционной комиссией Заказчика признан не соответствующим требованиям аукционной документации, ссылаясь на требования ГОСТа 8267-93.
Вместе с тем, подпункт "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе предполагает представление в первой части заявки конкретных показателей, соответствующих значениям установленным документацией об аукционе. Заказчиком по данной позиции установлено значение показателя "более 35 %", которому соответствует предложение участника закупки - "40 %".
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Возможность принятия решения об отказе в допуске к участию в Аукционе за не соответствие представленного участником закупки показателя требованиям ГОСТа, при условии соответствия такого показателя значениям, установленным документацией об Аукционе, не предусмотрена ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме указано: "По всем позициям технического задания, в случае не соответствия требований ГОСТу, Участники закупки могут указать соответствующие. Такие исправления не будут считаться основанием для отклонения". Данное положение инструкции допускает возможность указания в заявке показателей, не соответствующих требованиям аукционной документации. При этом, по мнению Комиссии, положения инструкции не могут подменять требования к содержанию заявки и порядок рассмотрения заявок, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Аукционная комиссия проверяет содержание первой части заявки на предмет ее соответствия требованиям ст. 66 Закона о контрактной системе, принимает решение по ней в соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, аукционной комиссией Заказчика в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе участнику закупки, подавшему заявку N2, отказано в допуске участию в Аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п.2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия Дагестанского УФАС России по контролю закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии Заказчика - нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Адигюзелов
Члены Комиссии: А.М. Мамеднебиев
В.А. Агамирзаев
К.Г. Магомедов
Ш.М. Магомедов
Исп. В.А. Агамирзаев (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 6 июля 2015 г. N 601А-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2015