Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 июня 2015 г. N А233-06/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЮгСтрой"на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту МБДОУ N22 в г.Владикавказ согласно локальному сметному расчету N429-2015 и Техническому заданию (Приложения N2; N4)(электронный аукцион N0310300026215000113) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
10 июня 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮгСтрой" (далее - Заявитель) о нарушении Управлением по строительству АМС г.Владикавказа при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Управление по строительству АМС г.Владикавказа утвердило Аукционную документацию, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что в Техническом задании установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, Так же в Техническом задании установлено требование: "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об Аукционе") к техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью ТЗ и контракта, а так же нормативных документов Российской Федерации, в частности: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 1153-76, ГОСТ 125-79, ГОСТ 13843-78, ГОСТ 1412-85, ГОСТ 14332-78, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15150-69, ГОСТ16336-77, ГОСТ 16442-80, ГОСТ 1759.4-87, ГОСТ 1759.5-87, ГОСТ 17711-93, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 22266-94, ГОСТ 22483-77, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 23286-78, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 24638-85, ГОСТ 24705-81, ГОСТ 25328- 82, ГОСТ 2590-88, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 30011.2-95, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 53338-2009, ГОСТ 5632-72, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 5960-72, ГОСТ 6009-74, ГОСТ 6141-91, ОСТ 6787- 2001, ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84), ГОСТ 7566-94, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 8736-93, ГОСТ9098-78, ГОСТ 9098-93, ГОСТ 9179-77, ГОСТ Р 50043.6-2000, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ Р 52627-2006, ГОСТ Р МЭК 60155-99, ТУ 16-522.064-82.
Заявитель указывает на то, что часть ГОСТов заменена и/или признана недействующими. Например:
- ГОСТ 1050-88 "Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия". Данный ГОСТ фактически утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 28.10.2014 N 1451-ст.
- ГОСТ 16336-77 Композиции полиэтилена для кабельной промышленности. Заменен на ГОСТ 16336-2013.
- ГОСТ 22266-94 Цементы сульфатостойкие. Технические условия. Документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 11.06.2014 N 653-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 22266-2013.
- ГОСТ 22483-77 (СТ СЭВ 3466-81). Государственный стандарт СССР. Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования. Документ утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 29.11.2012 N 1269-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 22483-2012.
- ГОСТ 24705-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры. Заменен на ГОСТ 24705-2004.
- ГОСТ 2590-88 Прокат стальной горячекатаный круглый. Сортамент. Утратил силу с 1 июля 2009 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 29.07.2008 N 147- ст. Взамен введен в действие ГОСТ 2590-2006.
- ГОСТ 30011.2-95Низковольтная аппаратурараспределения и управления. Часть 2. Автоматические выключатели. Утратил силу на территории РФ 01.01.2002.
- ГОСТ 5632-72 Государственный стандарт СССР. Стали высоколегированные и сплавы коррозионо-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки. Документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 24.10.2014 N 1431- ст. Взамен введен в действие ГОСТ 5632-2014.
- ГОСТ Р 50043.6-2000 Соединительные устройства для низковольтных цепей бытового и аналогичного назначения. Часть 2-5. Дополнительные требования к соединительным коробкам (присоединения и/или ответвления медных проводников). Данный ГОСТ заменен на ГОСТ 31195.2.5-2012.
- ГОСТ Р 52627-2006 (ИСО 898-1:1999). Национальный стандарт Российской Федерации. Болты, винты и шпильки. Механические свойства и методы испытаний. Документ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Госстандарта от 13.12.2011 N 1014-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р ИСО 898-1-2011.
- ГОСТ Р МЭК 60155-99 Стартеры тлеющего разряда для люминесцентных ламп. Отменен, с 01.01.2015 введен в действие ГОСТ IEC 60155-2012.
По мнению Заявителя, указанное обстоятельство создает условие не позволяющее участникам Аукциона подготовить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом, поскольку отдав предпочтение при выполнении работ согласно действующим ГОСТам (указав ГОСТ в действующей редакции), участник подготовит заявку не в соответствии с потребностями заказчика в части установленных им ГОСТов (недействующих) в отношении вышеуказанного материала, что в последствии приведет к отклонению такой заявки от участия в Аукционе.
Так же, к аналогичному варианту приведет подготовка заявки на участие в Аукционе в соответствии с потребностями Заказчика, в части установленных им ГОСТов (поскольку предоставление таких сведений не будет соответствовать п.2 ч.11 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что таким образом, Заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки не носит объективный характер к товарам, материалам, а требования установленные в документации об Аукционе к первой части заявки (ее подготовке) установил не выполнимыми.
В объяснении по существу жалобыуполномоченный орган - Управлениепо закупкам и торгамАдминистрации местного самоуправления г.Владикавказа и муниципальный заказчик - Управление по строительству Администрации местного самоуправленияг.Владикавказа(далее - Заказчик) указали, что в Техническом задании установлены требования к товарам которые должны быть использованы при выполнении данных работ. В том числе в техническом задании перечисляются нормативные документы РФ, в частности различные ГОСТы.
В настоящее время отношения по стандартизации продукции, работ и услуг регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании). Стандартизация предполагает добровольное применение соответствующих стандартов (ст.2, 12 Закона о техническом регулировании). Ранее установленные требования к продукции и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения (п.1 ст.46 Закона о техническом регулировании).
Таким образом, в части, не являющейся обязательной в силу Закона о техническом регулировании,стандарты применяются к договорным отношениям сторон в том случае, если это предусмотрено в самом договоре. При наличии в договоре соответствующего указания положения стандарта, как и иные условия договора, являются для сторон обязательными (ст.309 ГК РФ).
В соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2014 г. N 1451, на который ссылается Заявитель в своей жалобе, вводится в действие с 1 января 2015 г. для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 1050-2013 "Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия", который принят взамен ГОСТ 1050-88 и ГОСТ 4543-71 в части стали марок 15Г, 20Г, 25Г, 30Г, 35Г, 40Г, 45Г, 50Г, 10Г2, 30Г2, 35Г2, 40Г2, 45Г2, 50Г2.Так же и другие приказы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии указанные Заявителем в своей жалобе предназначены для добровольного применения в Российской Федерации,то есть, при детальном рассмотрении нет никаких противоречий, в ГОСТах указанных в техническом задании и в новых ГОСТах в части характеристик указанных товаров. Указание на то, что указанные Заявителем приказы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, вводятся для добровольного применения, означает, что они могут и не применятся производителями строительных товаров и материалов. Кроме того, нужно учитывать, что качество выполненной по договору подряда работы должно соответствовать не только требованиям закона и условиям договора, но и обычно предъявляемым требованиям (ст.721 ГК РФ). Общее правило о необходимости соблюдения таких требований при исполнении обязательств содержится в ст.309 ГК РФ. При этом в Техническом задании указаны характеристики применяемых товаров с конкретными требуемыми показателями. Данные характеристики не ущемляют права участников и не ограничивают число участников Аукциона. В Техническом задании нет характеристик которые вступают противоречия с действующими нормами и стандартами РФ, и которые бы вводили в заблуждение участников Аукциона. При этом нет никаких обстоятельств, которые мешали бы участнику Аукциона подать заявку для участия в аукционе, так как в Техническом задании нет противоречий между действующими ГОСТами и теми, которые были отменены.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объектазакупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Требования Закона о контрактной системе исполнены Заказчиком в таблице Технического задания с указанием требуемых значений. Следовательно, любой участник может подать заявку на участие в Аукционе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 21 мая 2015 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов Управлением по закупкам и торгам Администрации местного самоуправления г.Владикавказа было размещено извещение N0310300026215000113 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту МБДОУ N22 в г.Владикавказ согласно локальному сметному расчету N429-2015 и Техническому заданию (Приложения N2; N4) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 21.05.2015 годаначальником Управления по закупкам и торгам Администрации местного самоуправления г.Владикавказа (далее - Аукционная документация).
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Из ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из требований к качеству работ, установленных Заказчиком в Техническом задании следует, что для качественного выполнения работ, применяемые строительные материалы должны соответствовать требованиям к строительным материалам указанным в приложении N 1 (форма N2 "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме") к техническому заданию, являющегося неотъемлемой частью ТЗ и контракта, а также нормативных документов Российской Федерации, в частности: ГОСТ 10178-85, ГОСТ 1050-88, ГОСТ 1145-80, ГОСТ 1147-80, ГОСТ 1153-76, ГОСТ 125-79, ГОСТ 13843-78, ГОСТ 1412-85, ГОСТ 14332-78, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 16336-77, ГОСТ 16442-80, ГОСТ 1759.4-87ГОСТ 1759.5-87, ГОСТ 17711-93, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 22266-94, ГОСТ 22483-77, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 23286-78, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 24064-80, ГОСТ 24638-85, ГОСТ 24705-81, ГОСТ 25328-82, ГОСТ 2590-88, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 30011.2-95, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 380-2005, ГОСТ 53338-2009, ГОСТ 5632-72, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 5960-72, ГОСТ 6009-74, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84), ГОСТ 7566-94, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 9098-78, ГОСТ 9098-93, ГОСТ 9179-77, ГОСТ Р 50043.6-2000, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ Р 52627-2006, ГОСТ Р МЭК 60155-99, ТУ 16-522.064-82.
Согласно ст.12 Закона о стандартизации, стандартизация осуществляется в соответствии с принципами, одним из которых является добровольное применение документов в области стандартизации.
Из части 1 ст.46 Закона о техническом регулировании следует, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В Техническом Задании Заказчиком установлены показатели(технические и качественные характеристики) товаров, необходимых в использовании при выполнении работ, с указанием максимальных и (или) минимальных значений этих показателей в соответствии с ч.1 ст.31 и ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованнойжалобу ООО "ЮгСтрой"на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту МБДОУ N22 в г.Владикавказ согласно локальному сметному расчету N429-2015 и Техническому заданию (Приложения N2; N4)(электронный аукцион N0310300026215000113).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 июня 2015 г. N А233-06/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2015