Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 3 июля 2015 г. N 06-04/6162
Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 N2, от 17.02.2014 N34в составе:
Котеева В.А. - заместителя руководителя (председатель комиссии);
Железиной Л.А. - начальника отдела контроля закупок и торгов
(член Комиссии);
Бубеновой Т.А. -ведущего специалиста-эксперта отдела контроля
закупок и торгов (член Комиссии);
в присутствии от заявителей:
ООО "СтройГрупп"-Вахитова Рафаила Минсафиновича, представителя по доверенности от 15.06.2015,
Макарова Алексея Леонидовича, представителя по доверенности от 15.06.2015,
ООО "Элитстрой" - Сидоровой Ирины Владиславовны, представителя по доверенности от 02.06.2015,
от заказчика - администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики - Лебедева Юрия Александровича, представителя по доверенности от 01.07.2015,
в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Сафуанова Альберта Андреевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ООО "СтройГрупп" (вх. от 29.06.2015 N 06-04/5017 и 02.07.2015 N 06-04/5129), ООО "Элитстрой" (вх. от 01.07.2015 N 06-04/5086) и ИП Сафуанова А.А. (вх. от 02.07.2015 N 06-04/5130)на действия администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона "Автомобильные дороги комплексной компактной застройки и благоустройства жилой группы южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики далее выполнение работ по комплексной компактной застройки и благоустройству жилой группы в южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики"(изв. N 0115300010515000013) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии обратились ООО "СтройГрупп" (вх. от 29.06.2015 N 06-04/5017 и 02.07.2015 N 06-04/5129), ООО "Элитстрой" (вх. от 01.07.2015 N 06-04/5086) и ИП Сафуанова А.А. (вх. от 02.07.2015 N 06-04/5130) с жалобамина действия администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Заказчик; администрация) при проведении электронного аукциона "Автомобильные дороги комплексной компактной застройки и благоустройства жилой группы южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики далее выполнение работ по комплексной компактной застройки и благоустройству жилой группы в южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики" (изв. N 0115300010515000013) (далее - Электронный аукцион).
ООО "СтройГрупп" в жалобевх. от 29.06.2015 N 06-04/5017 указывает, что заказчиком требования к используемым материалам размещены в формате, не позволяющем копировать текст, а именно информация сохранена в формате фотографии и скопирована в документ Word. По мнению заявителя, такие действия заказчика препятствуют подаче заявки на участие в Электронном аукционе.
Кроме того, ООО "СтройГрупп" и ИП Сафуанова А.А.в жалобах от 02.07.2015 N 06-04/5129 от 02.07.2015 N 06-04/5130обращают внимание на то, что заказчик установил требования к материалам, используемым при исполнении контракта, отличающиеся от требований, установленных государственными стандартами, в частности по позициям: 6 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля"; 24 "Болты"; 39 "Грунтовка".
Из жалобы ООО "Элитстрой" (вх. от 01.07.2015 N 06-04/5086) также следует, что требования, сформированные к материалам, не соответствуют государственным стандартам: позиция 3 "Краски масляные марки МА-0115 мумия, сурик железный";5 "Смазка синтетическая, водостойкая"; 6 "Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля"; 9 "Алкидная эмаль"; 55 "Песок".
Вместе с тем, ООО "Элитстрой" указывает, что в перечень материалов включены товары, не применяемые при выполнении работ, а именно кислород технический газообразный (позиция 2), масло индустриальное (позиция 10), поковки (позиция 13), проволока (позиция 14), электроды (позиция 16), шнур полиамидный крученый (позиция 22), рогожа (позиция 23).
В заседании Комиссии представители ООО "Элитстрой" и ООО "СтройГрупп" поддержали поданные жалобы по изложенным в них доводам, просили обязать заказчика внести соответствующие изменения в документацию об Электронном аукционе.
ИПСафуанов А.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание комиссии не явился, явку полномочного представителя не обеспечил.
Представитель Заказчика с доводами жалобне согласился по основаниям, изложенным в возражении,сообщив, что аукционная документация составлена в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
26.05.2015 администрацией Синьяльского сельского поселенияЧебоксарского района Чувашской Республикина официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N0115300010515000013 о проведении электронного аукциона "Автомобильные дороги комплексной компактной застройки и благоустройства жилой группы южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики далее выполнение работ по комплексной компактной застройки и благоустройству жилой группы в южной части д.Яндово Чебоксарского района Чувашской Республики", с начальной (максимальной) ценой контракта 75 984 170,00 руб.Одновременно Заказчик разместил на официальном сайте документацию об Электронном аукционе.
На основании решения Заказчика в извещение об осуществлении закупки 03.06.2015 09:42, 03.06.2015 13:44 и 17.06.2015 16:50 вносились изменения в части уточнения аукционной документации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Требования к содержанию первой части заявки утверждены заказчиком в пункте 10.1 раздела 10"Информационная карта" документации об Электронном аукционе. Требования к техническим характеристикам материалов, предполагаемым для использования при выполнении работ, установлены Заказчиком в форме 2 "Сведения о товаре" (далее - Перечень материалов). В данной форме предусмотрено 66 позиций с наименованиями материалов.
Пунктом 3 Перечня материалов Заказчик установил требования к краскам масляным земляным марки МА-0115 мумия, сурик железный: массовая доля пленкообразующего вещества - 27-30%.
Требования к готовым к применению масляным краскам, представляющим собой суспензию пигментов (или пигментов и наполнителей) в различных олифах с введением сиккатива, а также добавок (аэросила, лецитина и др.), препятствующих образованию плотного осадка, или без них, установлены ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия".
Согласно таблице 2 ГОСТ 10503-71 массовая доля пленкообразующего вещества, для марки сурик железный МА-15 должна составлять не менее 27 %, для марки мумия МА-15 - не менее 30 %.
Пунктом 5 Перечня материалов Заказчик установил требования к смазке синтетической, водостойкой: предел прочности на сдвиг при 50°С - 12,0-5,0гс/см2.
Требования к водостойкой общего назначения смазке синтетический солидол, предназначенной для смазывания узлов трения качения и скольжения различных машин и механизмов, работающих при температуре от минус 20 до плюс 65 °C установлены ГОСТ 4366-76 "Смазка солидол синтетический. Технические условия".
Согласно пункту 1.4 ГОСТ 4366-76 по физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.
Наименование показателя |
Нормы для марки |
Метод испытания |
|
Пресс-солидол С |
Солидол С |
||
3. Предел прочности на сдвиг при 50 °С, Па (гс/см2) |
100 - 400 (1,0 - 4,0) |
200 - 500 (12,0 - 5,0) |
По ГОСТ 7143, метод Б |
Пунктом 6 Перечня материалов Заказчик установил требования к горячекатаной арматурной стали периодического профиля, A-IV/A-III: относительное удлинение не более 14.
Требования к горячекатаной круглой стали гладкого и периодического профиля, предназначенной для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций (арматурная сталь) установлены ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия".
Согласно пункту 2.6 ГОСТ 5781-82 относительное удлинение d5, % для класса арматурной стали A-IV (А600) должно составлять не менее 6, для класса A-III (А400) - не менее 14.
Пунктом 24 Перечня материалов Заказчик установил требования к болтам с гайками и шайбами строительным: класс прочности болтов - 9.8; относительное удлинение 5 - 9%.
Требования к высокопрочным болтам с шестигранной головкой, высокопрочным шестигранным гайкам с увеличенным размером под ключ и шайбам к высокопрочным болтам, предназначенным для использования в металлических конструкциях, применяемых в строительстве и машиностроении, эксплуатируемых в макроклиматических районах с умеренным (У) и холодным (ХЛ) климатом категории размещения 1 по ГОСТ 15150 установлены ГОСТ Р52643-2006 "Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия".
Согласно таблице А.1 ГОСТ Р52643-2006относительное удлинение 5, %, для болтов класса прочности 9.8 должно составлять не менее 9.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком установлены требования ккраскам масляным земляным, смазке синтетической, водостойкой, горячекатаной арматурной стали и к болтам с гайками и шайбами строительным, соответствующие требованиям государственных стандартов.
Пунктом 9Перечня материалов Заказчик установил требования к алкидной эмали: цвет должен быть - черный; условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С - 80-120 либо не нормируется.
Требования к эмали ПФ-115 различных цветов, представляющие собой суспензии двуокиси титана рутильной формы и других пигментов и наполнителей в пентафталевом лаке с добавлением сиккатива и растворителей, установлены ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия".
Согласно таблице 1 ГОСТ 6465-76 условная вязкость по вискозиметру типа BЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С, эмалей красной, вишневой, черной должна составлять 60-100.
Пунктом 39Перечня материалов Заказчик установил требования к грунтовке: расслаивание не более 5 см3.
Требования к грунтовке ГФ-021, представляющей собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ, установлены ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия".
Согласно пункту 1.4 ГОСТ 25129-82 расслаивание грунтовки должно быть не более 5 мл.
Пунктом 55 Перечня материалов Заказчик установил требования к песку из отсевов дробления или природный: содержание в песке аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) должно быть более 50 ммоль/л.
Требования к природному песку и песку из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3, предназначенному для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов установлены ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия".
Согласно ГОСТ 8736-93 допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов, не должно превышать следующих значений: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 ммоль/л.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что заказчик к алкидной эмали, грунтовке, песку установил требования, не соответствующие требованиям государственных стандартов.
Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что требования к материалам, необходимым для выполнения дорожных работ с их характеристиками, Заказчиком установлены без ссылки на соответствующий указанным показателям и их значениям нормативный документ, предусмотренный законодательством о техническом регулировании. Требования, сформулированные в аукционной документации, должны обеспечивать объективное четкое восприятие существа (предмета) закупки, не могут содержать неоднозначной информации. Содержание соответствующих товарных позиций должно быть ясным, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым.
Таким образом, установление требований к материалам (алкидная эмаль, грунтовка, песок), применяемым при выполнении дорожных работ, не соответствующих стандартным показателям, условным обозначениям, не является объективным описанием объекта закупки и свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в Перечне основных материалов, используемых при выполнении работ, наряду с перечисленными материалами (товарами), указаны материалы (кислород технический газообразный, масло индустриальное, поковки, проволока, электроды, шнур полиамидный крученый, рогожа) применяемые при выполнении работ, но не относящиеся к материалам (товарам), используемым в работе.
Таким образом, включение в перечень материалов (товаров) не применяемых при выполнении работ не отвечает требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части включения требований к наличию у участников закупки технологического оборудования, необходимого для выполнения работ.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Вышеуказанным порядком является Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 913 (далее - Положение).
Установлено, что требования к используемым материалам размещены в формате, не позволяющем копировать текст, а именно информация сохранена в формате фотографии и скопирована в документ Word.
Однако Положение не устанавливает обязанности заказчиковпо размещению на официальном сайте информации с возможностью осуществления поиска и копирования фрагментов текста.
Такое требование не содержится и в Положении о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденном Приказом Минэкономразвития РоссииN 646, Казначейства России N 21н от 14.12.2010.
Наряду с этим, согласно пункту 4 Положения изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Из изложенного следует, что при внесении изменений в извещение о проведении Электронного аукциона и в документацию об Электронном аукционе Заказчик должен был подготовить и разместить документы, содержащие перечень внесенных изменений в такое извещение и документацию.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что на официальном сайте отсутствуют документы, содержащие перечень внесенных в извещение о проведении Электронного аукциона и в документацию об Электронном аукционе изменений, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобуООО "СтройГрупп" (вх. от 29.06.2015 N 06-04/5017) необоснованной; жалобы ООО "СтройГрупп" (вх. от 02.07.2015 N 06-04/5129)и ИП Сафуанова А.А. обоснованными в части установления требований, не соответствующих требованиям государственных стандартов,к грунтовке; жалобу ООО "Элитстрой"обоснованнойв части установления требований, не соответствующих требованиям государственных стандартов,к алкидной эмали и песку.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройГрупп" (вх. от 29.06.2015 N 06-04/5017)необоснованной.
2. Признать жалобы ООО "СтройГрупп" (вх. от 02.07.2015 N 06-04/5129), ООО "Элитстрой" (вх. от 01.07.2015 N 06-04/5086) и ИП Сафуанова А.А. (вх. от 02.07.2015 N 06-04/5130) обоснованными в части.
3. Признать заказчикаадминистрацию Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики нарушившей пункты 1,2 части 1 и часть 3 статьи 33,часть 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукционаизв. N 0115300010515000013.
4. Выдать заказчику администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республикипредписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии В.В. Котеев
Члены Комиссии Л.А. Железина
Т.А. Бубенова
Примечание: решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 3 июля 2015 г. N 06-04/6162
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2015