Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 июля 2015 г. N РЗ-582-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Яковлев Ю.Н.
от уполномоченного органа - Пушкаревой Н. Н.,
от ООО "НС" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "НС" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000342 "выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 204+700 - км 207+700 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0121200000315000342 не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
В соответствии с частью 1статьи 105 Закона N 44-ФЗ - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При принятии жалоб к производству, Ставропольским УФАС России правомерно сделан вывод о том, что ООО "НС" имело право подать жалобу, а Ставропольское УФАС России обязано было принять и рассмотреть по существу.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
3. Рассмотрев доводы жалобы ООО "НС":
1). В отношении позиции "Поковки".
Заказчиком установлены требования к поковкам. Группа поковок нужна II-IV. Поковки могут быть последовательно загружаемые в печь без разрыва. Требуется соответствие поковок ГОСТ, регламентирующим данный вид товара.
В соответствии с ГОСТ 8479-70 поковками, совместно прошедшими термическую обработку в проходных печах, считаются поковки, последовательно загружаемые в печь без разрыва. Также в ГОСТ8479-70 установлено:
Группа поковок |
Виды испытаний |
Условия комплектования партии |
Сдаточные характеристики |
II |
Определение твердости |
Поковки одной марки стали, совместно прошедшие термическую обработку |
Твердость |
III |
Определение твердости |
Поковки одной марки стали, прошедшие термическую обработку по одинаковому режиму |
Твердость |
IV |
1. Испытание на растяжение 2. Определение ударной вязкости 3. Определение твердости |
Поковки одной плавки стали, совместно прошедшие термическую обработку |
Предел текучести Относительное сужение Ударная вязкость |
Таким образом, Заказчик предоставляет участникам право широкого выбора поковок. Участники могут предложить поковки группы II (которые являются поковками, последовательно загружаемые в печь без разрыва) или группы IV (которые также являются поковками, последовательно загружаемые в печь без разрыва) или группы III (которые НЕ являются поковками, последовательно загружаемые в печь без разрыва). Таким образом, Заказчик не может в форме безальтернативных требований указать вместо формулировки "Поковки могут быть последовательно загружаемые в печь без разрыва" формулировку Поковки должны быть последовательно загружаемые в печь без разрыва, так как в таком случае Участник бы лишался возможности предоставить поковки группы III. При этом установленные Заказчиком требования никаким образом не ограничивают конкуренцию, не содержат невыполнимых или противоречащих ГОСТ требований. Участник имеет право выбора, и в полной мере может воспользоваться данной возможностью и подготовить заявку. При этом, все установленные Заказчиком требования к применяемому в ходе выполнения работ товару - поковкам установлены без нарушения статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Все требования являются требованиями к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара - поковок.
2). По позиции "Бетон тяжелый".
Пунктом 3.5.2.3 ГОСТа 26633-2012 установлено, что стандартные фракции крупного заполнителя в зависимости от наибольшей крупности зерен приведены в таблице 2.
При этом Заявитель ошибочно утверждает, что требование к применяемой фракции крупного заполнителя от 5(3) до 10 мм означает одновременное использование двух различных фракций заполнителя. В соответствии с ГОСТ 8267-93 (который регламентирует крупный заполнитель для бетона) пункт 4.2.1 Щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм и т.д. В примечании 1 таблицы 1 ГОСТ 8267-93 указано - для щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1, 25); полный остаток на которых должен быть от 95 до 100 %. Таким образом, ГОСТ 8267-93 разделяет фракции от 3 до 10 мм и от 5 до 10 мм, устанавливая различные требования при определении зернового состава ( для фракции от 3 до 10 мм применяют нижние сита 1,25 мм, а для фракции от 5 до 10 мм применяют нижние сита 2,5 мм). Таким образом, обозначение фракции от 5(3) до 10 мм не означает смесь фракций, а означает альтернативные различные фракции заполнителя, предусматривающие выбор. Очевидно, что ГОСТ 26633-2012 не обязывает применять одновременно две фракции заполнителя, от 3 до 10 мм и одновременно от 5 до 10 мм, а предусматривает возможность выбора одной из двух фракций.
3). По позиции "Керосин".
При формировании требований к керосину Заказчик руководствовался информацией производителей в сети интернет. Ввиду того, что ГОСТ на керосин марок КТ-1 и КТ-2 отсутствует, то все технические требования установлены в точном соответствии с информацией производителей. В подтверждении того, что доводы Заявителя ошибочны полностью и значение показателя "плотность при 20 °С, кг/м3" устанавливается производителями керосина заказчиком на рассмотрении жалобы по существу заказчиком были предоставлены ссылки на различные официальные сайты производителей и обычных продавцов
4). По позиции "Электроды". В жалобе заявителя указано следующее: "В позиции "Электроды" раздела по локальному сметному расчету N 4 заказчиком установлены требования к электродам следующего содержания: "Содержание в наплавленном металле, %, серы и фосфора: не более 0,085, в том числе серы не более 0,040."Требования к химическому составу направленного металла является излишним, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров не представляют возможным участнику закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе в электронной форме".
В данном случае Заказчик не устанавливает требования к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении товаров, так как при изготовлении товара - электроды, используется проволока сварочная. При этом Заказчик не устанавливает требования к описанию химического состава проволоки. Обоснованность требования "Содержание в наплавленном металле, %, серы и фосфора: не более 0,085, в том числе серы не более 0,040" подтверждается тем, что данная характеристика установлена в ГОСТ 9467-75 (который регламентирует именно товар - электроды, а не материал изготовления электродов - проволоку). Таким образом, установленные Заказчиком требования являются неотъемлемой и важнейшей технической характеристикой электродов.
Химический состав металла, наплавленного электродами для сварки конструкционных сталей, должен соответствовать требованиям технических условий или паспортов на электроды конкретных марок. При этом содержание серы и фосфора в наплавленном металле не должно превышать указанного в табл. 1. ГОСТ 9467-75.
Более того, так как данная характеристика является одной из основных для электродов, то информация о "Содержании в наплавленном металле, %, серы и фосфора" предоставляется производителями и продавцами электродов, в том числе в открытом доступе в сети интернет в паспортах и каталогах. На рассмотрении жалобы по существу заказчиком были предоставлены ссылки с сайтов в подтверждении.
В случае, если бы требования были избыточными, то данная характеристика не присутствовала бы в числе наиболее значимых для электродов, не указывалась бы в паспортах и каталогах на электроды.
На основании вышеизложенного, доводы изложенные в жалобе ООО "НС" необоснованны.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК нарушения требований Закона N44-ФЗ не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НС" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и уполномоченного органа - Министерства экономического развития СК, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000342 "выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 204+700 - км 207+700 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Г. Лыков
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 июля 2015 г. N РЗ-582-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2015