Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29 июня 2015 г. N 148/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Никонова М.Л. - зам. руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Панкратовой В.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
Зыкина М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
в присутствии:
Решетниковой Л.И. - представителя ООО "Альбатрос" по доверенности,
Повышевой О.Г. - представителя департамента здравоохранения Кировской области по доверенности,
Неустроевой Г.А.- представителя департамента здравоохранения Кировской области по доверенности,
Шкода-Клюкиной Э.В. - представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок",
рассмотрев жалобу ООО "Альбатрос",
У С Т А Н О В И Л А:
23.06.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Альбатрос" (далее - Заявитель) на документацию по электронному аукциону на поставку лекарственных препаратов (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)), извещение N 0340200003315000567. Заказчик - департамент здравоохранения Кировской области, Уполномоченный орган - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку инсулин-изофана (человеческого генно-инженерного) конкретного торгового наименования - Протафан НМ Пенфилл. В то же время указание конкретного торгового наименования лекарственного средства в данном случае является нарушением п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Таким образом, Заказчик не имел права проводить электронный аукцион на поставку инсулина-изофана (человеческого генно-инженерного) конкретного торгового наименования - Протафан НМ Пенфилл.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 26.06.2015 г.
Заказчик представил запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной. Указывает, что согласно аукционной документации инсулин под конкретным торговым наименованием Протафан НМ Пенфилл предназначен для продолжения лечения пациентов, получающих данный лекарственный препарат без замены на другие торговые наименования инсулина в рамках одного международного непатентованного наименования Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный). Сахарный диабет - хроническое системное заболевание, лечение которого требует пожизненного применения сахароснижающей терапии, в том числе использования биотехнологических лекарственных средств (препаратов инсулина), от качества, эффективности и безопасности которых зависят продолжительность и качество жизни пациентов. Терапию инсулином Протафан НМ Пенфилл получает 693 человека. Для каждого пациента в условиях стационара осуществляется подбор индивидуальной, оптимальной схемы и дозы терапии препаратами инсулина под конкретным торговым наименованием. Смена препаратов инсулина повышает вероятность возникновения у пациентов скрытых гипогликемических состояний, на фоне которых увеличивается риск развития инфарктов и инсультов. Перевод больных на иные препараты инсулина осуществляется в условиях стационара, под контролем уровня глюкозы крови в течение дня. Перечень лекарственных средств, закупка которых может осуществляться в соответствии с их торговыми наименованиями в настоящее время не утвержден, в связи с чем при описании объекта закупки Заказчик руководствовался письмом ФАС России от 16 октября 2007 г. N АЦ/19080, согласно которому различные торговые наименования инсулинов не совместимы между собой и не взаимозаменяемы.
Уполномоченный орган представил запрашиваемые документы, а также письменные пояснения по жалобе, согласно которым Техническое задание формируется Заказчиком.
Заявитель, Заказчик, Уполномоченный орган уведомлены о дате, времени, месте рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 26.06.2015 г.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях на жалобу, просил признать жалобу необоснованной.
Заявитель на заседание комиссии Кировского УФАС России не явился, направил ходатайство об отложении рассмотрения материалов.
Комиссия Кировского УФАС России удовлетворила ходатайство Заявителя, рассмотрение материалов было перенесено на 29.06.2015 г.
После отложения рассмотрения материалов представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что Заказчиком в документации установлено предоставление преференции в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N 155, что также противоречит указанию конкретного торгового наименования.
Заказчик, Уполномоченный орган поддержали позицию, изложенную ранее.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
08.06.2015 года на официальном сайте закупок размещено извещение N 0340200003315000567 о проведении аукциона в электронной форме на поставку лекарственных препаратов (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)).
Согласно технической части документации электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)) к поставке требуется лекарственное средство международного непатентованного наименования Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) торгового наименования Протафан НМ Пенфилл, при этом предложение эквивалента товара не предусматривается с целью недопущения ущемления прав граждан на оказание медикаментозного лечения в связи с тем, что товар предназначен для пациентов, получающих лекарственный препарат Протафан НМ Пенфилл без взаимозаменяемости с другими препаратами инсулина под международным непатентованным наименованием Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями Правительством Российской Федерации не утвержден.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять запрос предложений, в том числе в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных.
Тем не менее, согласно письмам ФАС России от 16 октября 2007 г. N АЦ/19080, от 30 августа 2011 г. N АК/33019, Письму Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007 различные торговые наименования инсулинов не совместимы между собой и невзаимозаменяемы. Несмотря на то, что данные письма регулировали правоотношения, складывающиеся в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который в настоящее время утратил силу в связи со вступлением в силу Закона о контрактной системе, позиция изложенная в данных письмах относилась к закупке конкретных лекарственных средств - инсулинов, при этом несовместимость и невзаимозаменяемость между собой инсулинов различных торговых наименований существует и в настоящее время.
В связи с чем Комиссия Кировского УФАС России делает вывод, что Заказчик закупает данный препарат для лиц уже проходящих лечение Протафан НМ Пенфилл, о чем также указано в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем проведение закупки способом запроса предложений для каждого из пациентов, для лечения которых необходим инсулин-изофан определенного торгового наименования, невозможно, поскольку только для закупки инсулина-изофана Протафан НМ Пенфилл необходимо проведение более 300 процедур (исключая процедуры для закупки лекарственных препаратов для других больным сахарным диабетом), в то время как проведение каждой процедуры должно сопровождаться составлением документации, размещением извещения о проведении закупки на официальном сайте, рассмотрением заявок комиссией Заказчика, оформлением протоколов, подписанием контрактов. Таким образом, Заказчик не имеет возможности провести закупку инсулина-изофана по конкретным торговым наименованиям для лечения пациентов уже принимающих данный препарат.
Кроме того, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик закупает лекарственные препараты, которые необходимы для назначения пациентам уже принимающим данный препарат по медицинским показаниям, при этом переход на лекарственные средства иного торгового наименования может привести к негативным последствиям для пациентов.
Следовательно, если бы Заказчиком проводились запросы предложений, к поставке требовались бы все те же лекарственные средства для тех же пациентов, что и при проводимом электронном аукционе, а значит, объект закупки изменен бы не был.
Кроме того, поскольку в настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, Правительством Российской Федерации не утвержден, необходимо руководствоваться общими принципами и целями контрактной системы в сфере закупок.
Также следует отметить, что Инсулин и его соли (ОКПД 24.41.52.112) входит в перечень товаров, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (Электронный аукцион).
Также согласно Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на Инсулин и его соли (ОКПД 24.41.52.112) распространяется действие приказа, в связи с чем Заказчик был обязан выставить данное требование.
С учетом данных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о правомерности выбора Заказчиком способа закупки в форме электронного аукциона.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной систем контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Таким образом, исходя из общих принципов контрактной системы в сфере закупок, а также указанных выше писем ФАС России, Минздравсоцразвития РФ, Минэкономразвития РФ, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик имел право провести электронный аукцион на поставку инсулина-изофана (человеческого генно-инженерного) конкретного торгового наименования - Протафан НМ Пенфилл.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Альбатрос" на документацию по электронному аукциону на поставку лекарственных препаратов (Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный)), извещение N 0340200003315000567.
Зам. председателя комиссии М.Л. Никонова
Члены комиссии В.Д. Панкратова
М.Н. Зыкин
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29 июня 2015 г. N 148/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2015