Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-1891/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Август" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 12374 от 08.06.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на осуществление комплексной поставки продуктов питания для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городской противотуберкулезный диспансер" в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 19.05.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200068415000065. Начальная (максимальная) цена контракта 7 953 631,92 руб.
В жалобе ООО "Август" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Первым доводом жалобы Заявитель указывает на объединение Заказчиком в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из доводов жалобы следует, что, по мнению Заявителя, объединение в один лот разноименных продуктов (кисломолочная продукция, мясо и рыба) потенциально ограничивают возможность участия в закупки участников, специализирующихся на поставке только одного вида продуктов.
Согласно ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию. Таким образом, конкурсная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком исходя из его потребностей.
Предметом рассматриваемой закупки является комплексная поставка продуктов питания для организации питания пациентов.
Основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи является единая сфера применения товаров, их целевое назначение и сходная специфика. Товары (на которые указывает Заявитель) включенные в лот соответствуют данным критериям, поскольку обладают единым целевым назначением - приготовление готовых блюд для организации питания больных.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя об объединении в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров являются несостоятельными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком установлены требования к товару по позиции 13 "Аскорбиновая кислота": "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 N021/2011, ТУ производителя, Единые санитарно- эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) - (Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299)".
Данные требования, по мнению Комиссии УФАС, позволяют однозначно определить, что данный товар является пищевой добавкой, а не лекарственным средством.
В доводах жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчик нарушил требования ст. 32, ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в части установления порядка оценки конкурсных заявок, не соответствующего закону.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 3 "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема:
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Информация о критериях оценки заявок и порядке рассмотрения и оценки заявок содержится в ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации.
Согласно п. 1 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации, для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
Цена контракта |
70 |
2 |
Квалификация участника закупки |
30 |
В п. 2.2 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации размещена информация о порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки":
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов;
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по количеству исполненных контрактов/договоров по поставке продуктов питания;
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию автотранспортных средств;
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений.
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации.
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%".
Установленные Заказчиком критерии оценки заявок, показатели таких критериев полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Однако, по мнению Заявителя, Заказчик не имеет право использовать в качестве показателей критерия оценки заявок вышеуказанные показатели, поскольку они фактически дублируют дополнительные требования к участникам закупок, установленные Правительством РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1. частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В п. 2 ч. 4 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием:
2. Участник должен соответствовать следующим дополнительным требованиям:
Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на поставку пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс". Указанное дополнительное требование к участникам конкурса с ограниченным участием установлено Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от г. N 99.
Согласно пп. 2.1, пп. 2.2 п. 2 ч. 2.2 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации ("Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов"):
"2.1. По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема: по объему поставленных продуктов питания": поставками сопоставимого характера будут являться поставки продуктов питания в бюджетные учреждения за период 2012-2014 гг. Поставкой сопоставимого объема будет являться поставка продуктов питания в бюджетные учреждения с объемом одного контракта/договора 50 % и более от начальной (максимальной) цены контракта.
Наличие опыта по данному критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема" (приложение N 3 к специальной части конкурсной документации); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 3.1 к специальной части конкурсной документации), копии исполненных контрактов/договоров на поставку продуктов питания за период 2012-2014 гг., со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов приема-передачи товара (при наличии), копий накладных, копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
По критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по количеству исполненных контрактов/контрактов по поставке продуктов питания": поставками сопоставимого характера будут являться поставки продуктов питания в бюджетные учреждения за период 2012-2014 гг. Поставкой сопоставимого объема будет являться поставка продуктов питания в бюджетные учреждения с объемом одного контракта/договора 50 % и более от начальной (максимальной) цены контракта.
Наличие опыта по данному критерию подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой "Опыт участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема" (приложение N 3 к специальной части конкурсной документации); заполненной формой "Исполненный контракт/договор" (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение N 3.1 к специальной части конкурсной документации), копии исполненных контрактов/договоров на поставку продуктов питания за период 2012-2014 гг., со всеми приложениями, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам/договорам (при наличии), копий актов приема-передачи товара (при наличии), копий накладных, копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договор. В случае если такие документы были представлены участником в подтверждении Квалификации по п. 2.1. повторное предоставление документов не требуется".
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что дополнительное требование, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 и установленное Заказчиком к участникам закупки не используется в качестве показателя, критерия оценки заявок, ввиду чего доводы Заявителя являются необоснованными.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 1.6 части IV "Проект контракта" конкурсной документации Заказчиком установлено: "В случае если Поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств на счет, Заказчик обязуется возвратить Поставщику указанные денежные средства _(указать срок)". Таким образом, Заказчиком не установлены сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в чем усматривается нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Оставшиеся доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 34, 48, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Август" обоснованной в части доводов о не включении Заказчиком в проект контракта сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2015 г. N 44-1891/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2015