Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2015 г. N 44-2147/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12541 от 09.06.2015) на действия СПб ГКУЗ "Городская психиатрическая больница N 3 им. И.И. Скворцова-Степанова" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку пищевых продуктов в третьем квартале 2015 года (извещение N 0372200029715000050), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 21.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200029715000050.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 905 842,87 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в утверждение конкурсной документации с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик предпринял действия с целью ограничить конкуренцию при проведении закупки, а именно: Заказчик установил неправомерные требования к участникам конкурса.
При этом Заявитель не указывает конкретную норму Закона, которая могла бы быть при этом нарушена Заказчиком.
Кроме того, доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе, при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - "Правила").
В соответствии с п. 3 "Правил", в настоящих Правилах применяются следующие термины: "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 4 "Правил", в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 "Правил", в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 27 "Правил", показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Информация о критериях оценки заявок и порядке рассмотрения и оценки заявок содержится в ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации.
Согласно п. 1 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации, для оценки заявок участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок |
Значимость критерия, проценты |
1 |
Цена контракта |
70 |
2 |
Квалификация участника закупки |
30 |
В п. 2.2 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации размещена информация о порядке оценки заявок по критерию "Квалификация участника закупки":
"В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
- Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов;
- Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по количеству исполненных контрактов/договоров по поставке продуктов питания;
- Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию автотранспортных средств;
- Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений.
- Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации".
Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений | |||
Наличие помещений площадью более 500 м2 |
наличие |
100 баллов |
15 |
отсутствие или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
В пп. 2.3.3 п. 2.2 ч. 11 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" указана информация о документах и сведениях, предоставляемых участником в качестве подтверждения квалификации, порядке оценки и присвоения баллов:
"По показателям "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию автотранспортных средств" и "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений":
"Подтверждающие документы предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма "Наличие материально-технических ресурсов" с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по формам приложений N 4 - 4.2. к части II документации, копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи и/или договор аренды), копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6) (в случае аренды предоставляются копии документов собственников материально- технических ресурсов), копии паспорта транспортных средств, копия свидетельства о регистрации права собственности на помещение (собственное или арендодателя), копия технического или кадастрового планов занимаемого помещения.
В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материальнотехнологического ресурса, не предоставления приложений к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса, соответствии информации содержащейся в приложении к форме "Наличие материально-технических ресурсов" в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы "Наличие материально-технических ресурсов" начисление баллов по данному показателю не производиться".
Конкурсная документация содержит порядок оценки заявок, установленные Заказчиком критерии оценки заявок, показатели таких критериев полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Однако Заявитель считает требование к участникам конкурса об обладании последними на правах аренды или собственности помещениями общей площадью не менее 500 кв. метров чрезмерным и ограничивающим число участников.
При этом Заявитель не поясняет, какая именно площадь помещений, на его взгляд, необходима для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Помещения площадью более 500 м2 ' это материально-технический ресурс, необходимый для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Наличие помещений общей площадью не менее 500 кв.метров (на правах аренды или собственности) подтверждает квалификацию участников конкурса, в случае, если участник конкурса не обладает указанным материально-техническим ресурсом, такой участник в соответствии с порядком оценки заявок получит 0 баллов по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами, по наличию помещений" критерия "Квалификация участников закупки".
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что и является целью процесса оценки заявок.
Тот факт, что Заявитель имеет складские помещения меньшей площадью (300 кв. метров) не говорит о том, что Заказчик установил требования, ограничивающие количество участников конкурса с ограниченным участием.
Это обстоятельство свидетельствует лишь о том. что Заявитель не обладает материально-техническими ресурсами, необходимыми для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
2. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком п. I) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в том, что в Приложении 2 к ТЗ не указан вес продуктов, ввиду чего участники не могут дать корректное конкурсное предложение.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать
показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
"Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" установлены Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию.
В п. 1, п. 2, п. 3 указанного Приложения N 2 установлены следующие требования:
Наименование товара |
Требования к товарам |
Хлеб ржанопшеничный |
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 года N 021/2011, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299), ГОСТ 31807-2012. Изделия хлебобулочные из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия или ТУ производителя, СанПиН 2.3.2.1078-01. |
Батон нарезной из муки высшего сорта |
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 года N 021/2011, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам. подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299), ГОСТ 31805-2012. Изделия хлебобулочные из пшеничной муки. Общие технические условия или ТУ производителя, СанПиН 2.3.2.1078-01. |
Мука пшеничная, хлебопекарная, высший сорт |
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" от 09.12.2011 года N 021/2011, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299), ГОСТ Р 52189- 2003. Мука пшеничная. Общие технические условия или ТУ производителя, СанПиН 2.3.2.1078-01. |
и т.д.
Установленные в Приложении N 2 к Техническому заданию показатели позволяют определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе "Порядок описания и содержания предложения участника конкурса в отношении объекта закупки" установлен в ч. 13 Части 2 "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации.
В соответствии с п. 7.1 ч. 7 Части III "Техническое задание" конкурсной документации, количество товара, подлежащего передаче поставщиком заказчику (получателю) указано в Приложении N 1 технического задания.
В Приложении N 1 к техническому заданию содержится "Расчет (обоснование) начальной (максимальной) цены контракта", в графе 2 которого указано наименование товара, в графе 9- количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги), в графе 10 - единица измерения товара: наименование товара: "Хлеб ржано-пшеничный", количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги): "21600", единица измерения товара: "кг" и т.д.
Таким образом, представленное Заказчиком описание объекта закупки носит объективный характер, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Следовательно, жалоба является необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Август" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2015 г. N 44-2147/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2015