Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2015 г. N 44-1970/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Август" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 12723 от 11.06.2015) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на осуществление комплексной поставки продуктов питания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 26.05.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200009815000038. Начальная (максимальная) цена контракта 25 774 829,66 руб.
В жалобе ООО "Август" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Первым доводом жалобы Заявитель указывает на объединение Заказчиком в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из доводов жалобы следует, что, по мнению Заявителя, требования к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 3 раздела 6 "Требование обеспечения исполнения контракта" части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлены обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
"а) если принципал не выполнил предусмотренные контрактом обязательства при выполнении работ;
б) если принципал нарушил установленные заказчиком сроки устранения обнаруженных им недостатков в выполненных работах;
в) если принципал некачественно выполнил работы предусмотренные контрактом;
г) выполнение принципалом предусмотренных контрактом работ в объеме выданного бенефициаром аванса и/или возврат принципалом неиспользованного аванса бенефициару в установленные контрактом сроки".
Из доводов жалобы следует, что поскольку предметом закупки является не выполнение работ, а поставка товаров, то представить банковскую гарантию отвечающую требованиям конкурсной документации не представляется возможным.
Предметом настоящей закупки является комплексная поставка продуктов питания, которая включает в себя упаковку, маркировку, доставку, погрузочно-разгрузочные работы, перевозку, очистку и санитарную обработку транспортных средств, таким образом, в рассматриваемом случае термины "комплексная поставка товара" и "выполнение работ", по мнению Комиссии УФАС, являются абсолютно тождественными, в связи с чем данный довод жалобы признан необоснованным.
Вторым доводом жалобы Заявитель указывает на то, что в конкурсной документации установлен критерий оценки заявок "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, выраженные в представлении улучшенных функциональных, потребительских свойств товара", оценка по которому не соответствует законодательству о контрактной системе. Заявитель также указывает на то, что инструкция по заполнению заявки не уточняет каким образом представлять улучшенные качественные характеристики товаров.
Согласно ч. 5 ст. 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной ст. 49 и ст. 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В п. 11 Правил указано, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом в п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
В качестве нестоимостного критерия оценки заявок участников закупки заказчик в конкурсной документации установил следующий критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В данном случае, заказчик в Спецификации товаров установил требования к товарам, а именно к их сорту (классу). При этом в Спецификации по каждому товару указан ГОСТ, которому должен соответствовать товар.
В ч. 11 специальной части конкурсной документации установлено, что в рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" оценивается количество предложенных участником товаров с улучшенными качественными характеристиками. За товар с улучшенными качественными характеристиками принимается товар, отвечающий соответствующим требованиям нормативно-технических документов (соответствующему товару ГОСТ, Техническому регламенту Таможенного союза от 09.12.2011, Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) - (Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299), СанПиН 2.3.2.1078-01), установленным законодательством РФ, настоящей документацией и при этом обладает более высоким сортом (классом) товара по отношению к сорту (категории, классу) товара, указанному в Приложении N 2 к техническому заданию (Спецификация товаров) настоящей конкурсной документации, в соответствии с показателями сорта (категории, класса) определенными в нормативно-технических документах".
Таким образом, в данном случае конкурсная документация содержит инструкцию по указанию сорта (класса) товара: в случае если в соответствии с ГОСТ предусмотрен более высший сорт (класс) товара, то его указание в заявке на участие в конкурсе и будет являться улучшенной качественной характеристикой для заказчика.
Учитывая изложенное, в данном случае Заказчик установил нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе формулу расчета количества баллов, а также инструкцию по заполнению заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованной.
Третьим доводом жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком правил описания объекта закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 2 "Спецификация товара" к Техническому заданию конкурсной документации Заказчиком установлены требования к товару "Окорок куриный отечественный, охлажденный", то есть с указанием наименования страны происхождения данного товара.
Представителем Заказчика не даны пояснения в части необходимости установления данного требования. Комиссия УФАС полагает, что требование к стране происхождения товара может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Оставшиеся доводы жалобы также не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 33, 45, 49, 50, 56, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Август" обоснованной в части доводов об установлении Заказчиком требований к товарам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
2. Признать в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2015 г. N 44-1970/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.06.2015