Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 июня 2015 г. N 134
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Корчагиной Н.С. специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "АлтайПроект" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента государственных закупок Забайкальского края при проведении электронного аукциона для нужд заказчика - Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края на выполнение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Арахлей (реестровый N 0191200000615000479),
в присутствии представителей уполномоченного органа Тургина Е.С. (доверенность от 13.01.2015 N3), представителя заказчика Балдиной Е.А. (доверенность от 29.06.2015 N148),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
24 июня 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "АлтайПроект" (направленная по подведомственности Управлением федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю), на действия членов аукционной комиссии уполномоченного органа.
Заявителем указывается, что представленный в заявке показатель "сталь листовая горячекатаная углеродистая толщиной 5 мм" соответствует требованиям документации "сталь листовая горячекатаная углеродистая толщиной 5-6 мм", соответственно действия членов комиссии по отклонению заявки общества являются неправомерными.
Заявитель просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Представителем уполномоченного органа указано, что в соответствии с порядком взаимодействия с заказчиками Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочиями по определению поставщиков для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
В связи с тем, что аукционная комиссия не дает оценку потребностям заказчика, не осуществляет описание объекта закупки, и рассматривает заявку на соответствие аукционной документации, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, членами комиссии правомерно принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами, изложенными в жалобе, указав следующее.
Участник закупки в составе первой части заявки должен указать конкретные показатели, соответствующие конкретным показателям аукционной документации. Заказчику требуется "сталь листовая горячекатаная углеродистая, толщиной, мм: 5-6", соответственно в заявке требовалось указать "сталь листовая горячекатаная углеродистая, толщиной, мм: 5-6". Указанное требование установлено в соответствии с локальным сметным расчетом.
На заседании Комиссии представитель заказчика затруднился пояснить, требуется ли выполнить все стойки из стали одной толщины (например, 64 стойки из листа толщиной 5 мм), либо часть стоек будет толщиной 5 мм, часть стоек будет толщиной листа 6 мм).
Представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
09 апреля 2015 года уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края опубликованы извещение, документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Арахлей (реестровый N 0191200000615000479).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 280 784,64 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 N 684 Департамент государственных закупок Забайкальского края наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края (кроме сферы здравоохранения) за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Наименование, описание объекта закупки и объем работ указаны в разделе 21 аукционной документации.
Заказчиком установлены требования, предъявляемые к материалам, которые будут использоваться при выполнении работ (приложение к документации о закупке):
1) Стойка: трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской, наружный диаметр 89 мм, толщина стенки 5 мм.
2) Знак: сталь листовая горячекатаная углеродистая, толщиной, мм: 5-6.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (раздел 1 документации): "По всем пунктам требований, предъявляемых к материалам, которые будут использоваться при выполнении работ, участником закупки указываются характеристики в полном соответствии с характеристиками, использованными заказчиком при описании материалов".
На участие в аукционе поступило 7 заявок, из которых 2 допущены и 5 отклонены от участия в аукционе, в том числе 2 заявки отклонены ввиду указания конкретного значения толщины стали знака (протокол от 18.06.2015).
Участие в аукционе приняли оба участника закупки, снижение цены составило 30% (протокол от 22.06.2015).
Победителем электронного аукциона признано ООО "ЗПК" (протокол подведения итогов от 22.06.2015).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Жалоба заявителя о неправомерном отклонении заявки признана Комиссией необоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно подпункту б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Данная норма отражена в пункте 1 аукционной документации.
Требования к используемым материалам, установлены в приложении к пункту 21 "Наименование, описание объекта закупки и объем работ (услуг)" аукционной документации.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки требуется указать характеристики в полном соответствии с характеристиками, использованными заказчиком при описании материалов.
Таким образом, исходя из технического задания и инструкции по заполнению заявки, участнику необходимо указать толщину стали либо "5-6 мм", либо "5; 5,5; 6 мм".
Комиссией установлено, что в составе первой части заявки ООО "АлтайПроект" указан показатель "сталь листовая горячекатаная углеродистая толщиной 5 мм" вместо требуемого заказчиком "сталь листовая горячекатаная углеродистая толщиной 5-6 мм".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Законодательство о контрактной системе не наделяет и не дает права членам аукционной комиссии давать оценку установленным заказчиком требованиям на их объективность, обоснованность, совместимость, взаимозаменяемость, то есть комиссия фактически сравнивает показатели, содержащиеся в заявке участника закупки, с требованиями, установленными в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Поскольку, предложенные в заявке ООО "АлтайПроект" по названной позиции не соответствуют требованиям аукционной документации, Комиссия считает действия аукционной комиссии уполномоченного органа по отклонению заявки правомерными.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В нарушение названной нормы, аукционная документация не содержит объективного указания на место выполнения работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос озера Арахлей в Забайкальском крае. Документация содержит условие, что протяженность береговой линии - 29 км; установка информационных знаков производится в соответствии с картографическим материалом отчета по описанию границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос озера Арахлей Забайкальского края. Названный отчет к документации не приложен, проект государственного контракта также не содержит условие о передаче после заключения контракта названного отчета (подрядчику) исполнителю.
Описание объекта закупки не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с приказом Минприроды России от 13.08.2009 N249 "Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов" знак изготавливается из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость и прочность при эксплуатации к механическому воздействию, ветровой нагрузке, воздействию знакопеременных температур и иным климатическим факторам региона.
Заказчиком не представлены документы, рекомендации, подтверждающие потребность в изготовлении информационных знаков именно из стали толщиной 5-6 мм.
Непредставление заказчиком пояснений (в том числе в ходе рассмотрения жалобы на заседании Комиссии) в части обоснования потребности в указанных в документации материалах, используемых при выполнении работ, с изложенными требованиями, по мнению Комиссии, свидетельствует о несоблюдении принципов контрактной системы - принципа профессионализма заказчика (статья 9 Закона о контрактной системе), принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Утвержденная заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки свидетельствует о необходимости указания в первой части заявки диапазонного значения толщины стали, в то время как названная характеристика имеет конкретное значение (5; 5,5; 6 мм). Комиссия считает, что названной инструкцией двое участников закупки введены в заблуждение.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку выявленные нарушения влияют на определение поставщика, в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдается предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08. 2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АлтайПроект" необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе - об аннулировании определения поставщика (реестровый N 0191200000615000479) в срок до 07 июля 2015 года.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 09.07.2015.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Н.С. Корчагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 июня 2015 г. N 134
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2015