Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2015 г. N 346,348-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО "ЭкоПро", ООО "Элмед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами, для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (изв. N0269100000115000168), проведя внеплановую проверку определения поставщика в присутствии:
- представителей Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, действующих на основании доверенностей от 10.06.2015 NN 98,97,
в отсутствие представителей ООО "ЭкоПро", ООО "Элмед", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалоб,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "ЭкоПро" (далее - заявитель 1), ООО "Элмед" (далее - заявитель 2) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами, для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (изв. N 0269100000115000168) (далее - закупка 2).
Согласно представленным документам Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик), объявило о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами, для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем опубликования 25.05.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0269100000115000168 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 744 404 рубля 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 08.06.2015 в 08 часов 00 минут.
Согласно Протоколу N 0269100000115000168-40/2 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки. Участнику с порядковым номером 3 заявки отказано в допуске к участию в аукционе по причине непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона по итогам проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижена на 63 %.
На дату рассмотрения жалоб контракт на поставку слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами, для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, по мнению заявителей при формировании лота заказчиком допущены нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части объединения в один лот поставку слуховых аппаратов и поставку индивидуальных ушных вкладышей.
В доказательство своего довода заявитель 1 указывает, что на поставку индивидуальных ушных вкладышей не распространяются положения Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 Постановления Правительства "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", тогда как приобретение слуховых аппаратов является сферой деятельности указанного нормативно-правового акта.
Кроме того, как следует из жалобы ООО "ЭкоПро" понятие поставка индивидуального ушного вкладыша подразумевает в том числе его изготовление. В свою очередь, изготовление ушных вкладышей включает в себя снятие слепка ушной раковины и наружного слухового прохода, которое выполняется врачом сурдологом-оториноларингологом и является лицензируемым видом деятельности.
Также по мнению заявителя 1 процедура изготовления ушных слепков слухового прохода имеет ряд противопоказаний и может быть выполнена только тем получателям, в индивидуальной реабилитации которых указана необходимость обеспечения данным средством реабилитации.
Также в своей жалобе ООО "ЭкоПро" обжалует установленные заказчиком требования к слуховым аппаратам, считает, что они безосновательно ограничивают возможность поставки товара российского, белорусского, казахстанского, армянского происхождения. Так, заявителем указано, что на территории данных государств производятся слуховые аппараты с количеством цифровой обработки сигнала не более 8, тогда как в документации о закупке установлено требование о количестве цифровой обработки сигнала не менее 10.
Также согласно жалобе ООО "ЭкоПро" заявитель 1 считает, что технология сенсорного управления имеется только в слуховых аппаратах компании Starkey Laboratories, Inc (США). Данная технология является новой и не доказала своих преимуществ.
Кроме того, по мнению заявителя 1, в описании объекта закупки указаны взаимоисключающие требования к товару, а именно установлено требование о поставке сверхмощных слуховых аппаратов, имеющих максимальный ВУЗД90 от не менее 137 дБ, тогда как сверхмощные слуховые аппараты имеют показатель максимального ВУЗД90 от не менее 138 дБ.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобах, не согласились и пояснили следующее.
При формировании лота заказчик руководствовался тем, что применение слуховых аппаратов без ушных вкладышей (в том числе без индивидуальных ушных вкладышей при показаниях в ПРП) и наоборот невозможно, а также в связи с тем, что слуховые аппараты и индивидуальные ушные вкладыши отнесены к одному коду по ОКПД, к одной группе N17 в классификаторе технических средств реабилитации (изделий), утвержденном Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N214н.
Требование о наличии у участника лицензии на осуществление медицинской деятельности не установлено, поскольку объектом закупки является поставка товара.
Кроме того, представители заказчика указали на то, что в рассматриваемой закупке осуществление медицинской деятельности, включающей в себя визуальное исследование органа слуха, установление диагноза, замеры степени утраты слуха и т.п. не предусмотрено. Установка индивидуального ушного вкладыша, в том числе его изготовление не является лицензируемым видом деятельности.
В части доводов, относительно требований к товару представитель заказчика пояснил, что данные требования установлены на основании программы реабилитации пострадавших.
Что касается требования о приобретения слухового аппарата с функцией сенсорного управления представитель заказчика указал, что в 2015 года заказчику представлены заявления от пострадавших с указанием функции - технология сенсорного управления. В связи с требованием, указанным в заявлениях, заказчиком включена данная функция в позицию 1 технического задания.
Кроме того, представитель заказчика сослался на Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N214н, согласно которому технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.
Также представителем заказчика даны пояснения относительного установления требований по позиции 6 технического задания к максимальному значению ВУЗД 90 от 137 дБ, согласно которым для сверхмощных слуховых аппаратов установлены значения максимального ВУЗД90 - от 137дБ до 140дБ. Данная классификация является общепризнанной несмотря на то, что не имеет законодательного закрепления.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона также указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке объект закупки определен как поставка слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами.
Таким образом, из наименования объекта закупки следует, что помимо поставки слуховых аппаратов требуется также поставка индивидуальных ушных вкладышей.
В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрено протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов (пункт 4), а в раздел "Технические средства реабилитации" включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).
Согласно Классификации технических средств реабилитации (изделий), утвержденной Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н, Перечню показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденному Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 65н (новый перечень утвержден Приказом Минтруда России 09.12.2014 N 998н), пункту 17 раздела "Технические средства реабилитации" федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду соответствуют следующие виды технического средства реабилитации (изделия):
- слуховой аппарат аналоговый заушный сверхмощный;
- слуховой аппарат аналоговый заушный мощный;
- слуховой аппарат аналоговый заушный средней мощности;
- слуховой аппарат аналоговый заушный слабой мощности;
- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный мощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности;
- слуховой аппарат цифровой заушный слабой мощности;
- слуховой аппарат карманный супермощный;
- слуховой аппарат карманный мощный;
- слуховой аппарат цифровой заушный для открытого протезирования;
- вкладыш ушной индивидуального изготовления (для слухового аппарата).
В соответствии с ГОСТ Р 51024-97 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Общие технические условия" слуховой аппарат - электронный прибор, предназначенный для звукоусиления по воздушному или костному звукопроведению; индивидуальный ушной вкладыш - ушной вкладыш, изготовленный по слепку ушной раковины и наружного слухового прохода.
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики слуховых аппаратов и ушных вкладышей изложены в Методических рекомендациях по установлению медицинских показаний и противопоказаний при назначении специалистами медико-социальной экспертизы технических средств реабилитации инвалида и методике их рационального подбора, разработанных Минтруда России в 2014 году.
Из указанных методических рекомендаций следует, что модульные слуховые аппараты, которые поставляются в виде готового модуля, изготавливаются серийно с уже собранным усилителем и встроенными телефоном и микрофоном. Модуль встраивается в индивидуально выполненный вкладыш. Достоинством модульных СА является их серийное производство (машинная сборка), а также то, что обе составные части - модуль и вкладыш - легко отделяются друг от друга, значительно упрощая рабочие процессы, укорачивая время изготовления, обеспечивая пользователям более простой сервис. Ушные вкладыши подразделяются на стандартные и индивидуальные, изготавливаемые по форме уха пациента, для чего делают слепок с уха пациента.
По слепку в лаборатории изготавливается форма, каждое углубление которой повторяет соответствующую выпуклость слепка. По этой форме затем изготавливается вкладыш.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что проект контракта предусматривает также изготовление индивидуальных ушных вкладышей. Кроме того, согласно пункту 3.1. проекта контракта цена включает в себя в том числе стоимость услуг по настройке слуховых аппаратов. Данный вывод подтвержден также пояснениями заказчика, изложенными в отзыве на жалобу ООО "ЭкоПро" (исх. N 01-19/11/3080 от 10.06.2015).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения исх. от 14.04.2015 N 03-9428/15 указано, что проведение аудиометрии, подбор слухового аппарата в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология - оториноларингология", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 155н, осуществляет врач сурдолог - оториноларинголог.
На основании изложенного, для проведения сурдологического приема больных, осуществлению подбора, настройки слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей медицинской организации необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "сурдология - оториноларингология".
Вместе с тем, извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке данные требования к участникам закупки не установлены, что не соответствует требованиям части 3 статьи 64, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в документации о закупке отсутствует обязательное требование о предоставлении данных документов в составе заявки, что не позволяет аукционной комиссии на этапе рассмотрения заявок определить соответствие участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации в части наличия у него разрешительных документов на выполнение, работ, являющихся объектом закупки.
Таким образом, документация о закупке не соответствует требованиям пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При этом исходя из требований части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наименование и описание объекта закупки содержится в разделе III документации о закупке (далее - Техническое задание).
Согласно Техническому заданию в объект закупки включена поставка 10 позиций товаров. При этом некоторые позиции содержат требования о поставке слуховых аппаратов с индивидуальными ушными вкладышами (позиции 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9 Технического задания), некоторые позиции указывают на поставку слуховых аппаратов без индивидуальных ушных вкладышей (позиции 2,5 Технического задания), позиция 10 Технического задания устанавливает требование о поставке индивидуальных ушных вкладышей отдельно.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в случае наличия у пациента показаний для применения слуховых аппаратов с индивидуальными ушными вкладышами, заказчиком закупается данный товар с указанной комплектацией. При отсутствии таких показаний слуховой аппарат закупается без указанных вкладышей. В связи с чем некоторые позиции технического задания содержат требование о поставке слуховых аппаратов с индивидуальными ушными вкладышами, а некоторые не содержат такого требования. По позиции 10 технического задания представитель заказчика пояснил, что индивидуальные ушные вкладыши закупаются также отдельно для замены по сроку службы ранее выданных.
При этом, как отмечалось ранее, поставку индивидуальных ушных вкладышей может осуществить только специализированная организация, имеющая в штате врача сурдолога - оториноларинголога и соответствующий вид лицензии, тогда как на поставку слуховых аппаратов специальные требования законодательством Российской Федерации не установлены.
Вместе с тем, слуховые аппараты и индивидуальные ушные вкладыши не являются товарами технологически и функционально связанными между собой. На это указывает в том числе сформированная заказчиком потребность в приобретении как слуховых аппаратов с индивидуальными ушными вкладышами так и слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей отдельно.
Принадлежность товаров к одному классификационному коду (пункт 17 перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р) не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров. При этом технологическую и функциональную связь следует рассматривать в том числе с учетом возможности участия хозяйствующих субъектов в торгах на поставку данного товара, оказания услуг.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Взаимозаменяемыми товарами признаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Из определений следует, что не взаимозаменяемые товары образуют различные товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность различные хозяйствующие субъекты. Участие в торгах производителей (или их представителей) определенных видов технических средств реабилитации при объединении в один лот различных товаров, работ и услуг будет затруднительным, поскольку потребует приобретения товара другой линейки у иных хозяйствующих субъектов, а также ограничит возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, не оказывающих медицинские услуг в рассматриваемой сфере, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа и закупке товара по начальной (максимальной) цене.
На основании изложенного и положений Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции и Закона о защите инвалидов необходимо осуществлять закупку ТСР с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты закупки слуховых аппаратов и услуг по настройке слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей.
Объединение заказчиком в один лот указанных товаров и услуг приводит к ограничению количества участников закупок и не соответствует Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.
Указанные товары, услуги могут быть предоставлены различными хозяйствующими субъектами, поскольку они не связаны технологически и функционально.
Довод заказчика, согласно которому слуховой аппарат не может быть проверен и применен без ушного вкладыша, в том числе индивидуального изготовления при показаниях в индивидуальной программе реабилитации, не принимается Комиссией во внимание, поскольку слуховой аппарат является отдельным товаром и показания к применению (с индивидуальными ушными вкладышами или без них) не могут являться основанием для невозможности проверки качества поставленного товара.
Таким образом, в действиях заказчика по включению в объект закупки условия о поставке слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей, а также работ по настройке слуховых аппаратов, которые могут быть выполнены (поставлены, оказаны) различными хозяйствующими субъектами противоречат части 2 статьи 8, пункту 1 части 1 статьи 33, частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе ввиду того, что указанные действия препятствуют участию в торгах организациям (индивидуальным предпринимателям), осуществляющим только один вид деятельности.
3. Пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102) определен перечень товаров, допуск которых ограничен в случае, если такие товары происходят из иностранных государств. Данный перечень включает в себя в том числе слуховые аппараты (код ОКПД 33.10.110).
Извещением об осуществлении закупки установлено, что в настоящей закупке применяются положения Постановления Правительства N 102.
Согласно подпункту 5 пункта 4.3. Инструкции по подготовке заявок на участие в электронном аукционе участнику в составе заявке необходимо представить сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан в качестве документа, подтверждающего соответствие предлагаемых товаров, работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, нарушения требований статьи 14, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства N 102 на заседание Комиссии не установлены.
4. Как уже отмечалось ранее часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе обязывает заказчика указывать в документации о закупке показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Так, заявителем 1 обжалованы позиции 1, 2, 3, 4, 5, 7 Технического задания в части установления требований к количеству каналов цифровой обработки сигнала не менее 10. Вместе с тем, как следует из пояснений заказчика данное требование к слуховым аппаратам установлено на основании программы реабилитации пострадавших.
При этом, изучив техническое задание, Комиссия пришла к выводу, что различные позиции технического задания содержат различные требования к количеству каналов цифровой обработки сигнала слухового аппарата. Например, позиции 1,2,4,5, содержат требование о поставке слухового аппарата с количеством каналов цифровой обработки сигнала не менее 10; позиция 6 - не менее 8; позиции 7,3 - 16, а позиции 8,9 технического задания вообще не содержат указанного требования.
При этом заявителем не представлены доказательства того, что требования к количеству каналов цифровой обработки сигнала слухового аппарата установлены заказчиком безосновательно, и что данная функция слухового аппарата не повлияет на качество слуха получателя товара.
Довод заявителя 1, согласно которому закупка слуховых аппаратов с количеством каналов цифровой обработки сигнала не менее 10 нарушает законодательство о контрактной системе, поскольку данный товар не производится на территории Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия и/или Республики Казахстан не принимается Комиссией во внимание по следующим основаниям.
Заказчик при описании объекта закупки формирует свою потребность исходя из программы реабилитации пострадавших, и отсутствие производства необходимого товара в тех или иных странах не является основанием для изменения требований к такому товару.
Относительно позиции 1 технического задания, согласно которой требуется наличие технологии сенсорного управления Комиссия отмечает, что факт ограничения количества участников закупки ввиду установления данного требования заявителем ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии документально не подтвержден.
Кроме того, не доказан заявителем факт того, что наличие/отсутствие технологии сенсорного управления не повлияет на потребность заказчика и права интересы конечного потребителя.
В свою очередь на заседание Комиссии представитель заказчика представил одно из заявлений пострадавших на получение слухового аппарата с сенсорным управлением.
Таким образом, довод неправомерного установления требований по позиции 1 технического задания о поставке слухового аппарата с сенсорным управлением не обоснован ввиду недоказанности.
Что касается довода заявителя 1, в соответствии с которым заказчиком установлено требование к поставке слуховых аппаратов сверхмощных, имеющих максимальный ВУЗД90 не менее 137 дБ, тогда как сверхмощные слуховые аппараты имеют показатель максимального ВУЗД 90 от не менее 138 дБ, Комиссия отмечает следующее.
Факт того, что сверхмощные слуховые аппараты имеют показатель максимального ВУЗД 90 от не менее 138 дБ документами, представленными на заседание Комиссии, материалами дела, сформованными в Челябинском УФАС России не подтвержден.
В связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют основания для признания нарушений законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки по установлению требований к максимальному ВУЗД90 не менее 137 дБ.
В свою очередь, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Такие документы ни в составе жалобы, ни на заседание Комиссии не представлены.
В связи с чем доводы жалобы ООО "ЭкоПро" относительно неправомерного установления требований к слуховым аппаратам необоснованны ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь статьями 106, 99 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "ЭкоПро", ООО "Элмед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов, в том числе с индивидуальными ушными вкладышами, для лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (изв. N0269100000115000168) обоснованными в части неправомерного объединения в один лот требования о поставке слуховых аппаратов и индивидуальных ушных вкладышей, а также не указания в документации о закупке требований к участникам закупки, о их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки (наличие действующих лицензий).
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2015 г. N 346,348-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2015