Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2017 г. N 44-252/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствие представителей:
ФГБУ культуры и искусства "Центральный военно-морской музей" Минобороны РФ (далее - Заказчик):
ООО "Агентство Экспертиз" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 218/17 от 10.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию (техническое обслуживание зданий, инженерных сетей и санитарное содержание) здания ФГБУ ЦВММ Минобороны РФ по адресу СПб, пл. Труда, д.5, филиалов ФБГУ ЦВММ Минобороны РФ (извещение номер 0372100004616000020) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100004616000020. Начальная (максимальная) цена контракта - 61 177 500,00 рублей.
В жалобе ООО "Агентство Экспертиз" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- отсутствии порядка, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе;
- размещении части документации об аукционе в формате, ограничивающем возможность ознакомления с ней, в части наличия функции поиска и копирования фрагментов текста;
- нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров, а именно: п. 9 "Проволока канатная оцинкованная", 4 "Гайки шестигранные", 12 "Проволока стальная" и 7 "Краски тип 1";
- отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно п. 12.1 части II "Информационная карта" документации об аукционе: "Любой участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такой закупки вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть".
При этом даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе в документации об аукционе отсутствуют, в чем усматривается нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что часть документации об аукционе, а именно Приложение N 1 "Сведения о качественных, технических характеристиках товара, его эксплуатационных, функциональных характеристиках (потребительских) свойствах и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе, размещена Заказчиком в Единой информационной системе в формате ".pdf", которая обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста, довод жалобы является необоснованным.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
К товару по позиции 9 "Проволока канатная оцинкованная" Заказчиком установлено требование: "Проволока должна изготовляться из углеродистой канатной катанки".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода (который основаны исключительно на предположениях и субъективных суждениях Заявителя), в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе при описании обжалуемого требования. Данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
К товару по позиции 4 "Гайки шестигранные" Заказчиком установлено требование о его соответствии положениям ГОСТ 5927-70 "Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) данный государственный стандарт имеет статус "Утратил силу в РФ", следовательно, его действие на территории Российской Федерации прекращено с 01.01.2017.
Однако, датой размещения документации об аукционе является 28.12.2016, когда данный государственный стандарт действовал на территории Российской Федерации, следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является необоснованным.
К товару по позиции 12 "Проволока стальная" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Поверхностная плотность цинка должна быть от 50г/м2* или не нормируется. Число погружений должно быть 1/2/3/4/ не нормируется. Продолжительность каждого погружения должна быть 60 с или не нормируется".
Пунктом 2.7 ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия" установлены нормативные значения для показателей поверхностной плотности цинка, числа погружений и продолжительности каждого погружения.
Согласно п. 3.1 данного государственного стандарта проволока принимается партиями. Партия должна состоять из проволоки одного диаметра, одной точности изготовления, одного вида обработки, одного вида поверхности, одного класса и одной группы и должна быть оформлена документом о качестве, содержащим:
- товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное обозначение проволоки;
- результаты проведенных испытаний;
- массу нетто партии.
При этом пунктом 4.6 предусмотрено, что поверхностную плотность цинка проволоки определяют весовым или объемно-газометрическим методом, а равномерность и сплошность цинкового покрытия - методом погружения.
Таким образом, из положений государственного стандарта следует, что для определения характеристик цинкового покрытия, нанесенного на проволоку необходимо провести испытания.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматривается нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении товара по позиции 7 "Краски тип 1".
Также Заказчиком при описании требований к товару по позиции 12 "Проволока стальная" используется альтернативная характеристика "не нормируется". При этом данная характеристика не отражает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, и не позволяет определить действительную потребность Заказчика. Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Документация об аукционе содержит две различные инструкции по заполнению первой части заявки, а именно в п. "Инструкция по заполнению заявки" раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" части I "Аукцион" документации об аукционе, а также в Приложении N 1 "Сведения о качественных, технических характеристиках товара, его эксплуатационных, функциональных характеристиках (потребительских) свойствах и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" к Техническому заданию документации об аукционе. При этом текст данных инструкций отличен, ввиду чего отсутствует понимание какими положениями необходимо пользоваться участникам закупки при заполнении сведений о конкретных показателях товаров.
При установленных обстоятельствах в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы также является обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 4, 8, 33, 64, 65, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агентство Экспертиз" необоснованной в части доводов:
- об отсутствии порядка, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе
- о нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров;
- об отсутствии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (ч. 2 ст. 33), п.п. 2 и 11 ч. 1 ст. 64, а также ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 января 2017 г. N 44-252/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2017