Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2015 г. N 48-с/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев представленные ФГКУ Комбинатом "Наша марка" Росрезерва (далее - Заказчик) документы по открытому конкурсу на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0369100003515000008) (далее - Конкурс), и о признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик в феврале-марте 2015 года проводил Конкурс, извещение о проведении Конкурса опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 12.02.2015.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.03.2015 NПРО1 заявка СОАО "ВСК" признана решением конкурсной комиссии соответствующей требованиям конкурсной документации, ООО "Страховая компания "Северная казна" отказано в допуске к участию в Конкурсе.
1. В нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, пунктов 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещение о проведении Конкурса, сформированном посредством функционала официального сайта в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, отсутствуют единые требования к участникам закупки, предусмотренные пунктами 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в конкурсной документации максимальное значение цены контракта, а в проекте контракта формула цены, установленная заказчиком в пункте 8.5 документации о закупке, и максимальное значение цены контракта.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту Приложению N 1 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком при установлении порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Аукционе определено, что по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" оценке подлежат количество лет на рынке данного вида услуг, подтвержденные копиями документов (копия лицензии, копия свидетельства о регистрации, учредительные документы и т.д.).
Вместе с тем, наличие у участника закупки лицензии на определенный вид услуг, подлежащих лицензированию, не свидетельствует о наличии у него опыта на оказание услуг, являющихся объектом закупки, поскольку является лишь разрешающим документом (если страховая организация не заключает договоры страхования, то опыт отсутствует, при наличии соответствующей лицензии).
Таким образом, содержание указанного показателя критерия "Квалификация участников закупки" в нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не позволит конкурсной комиссии объективно подойти к оценке заявок на участие в Конкурсе и выбрать участника конкурса, имеющего опыт в оказании услуг, являющихся объектом закупки.
По показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки" установлено, что оценке подлежат количество аналогичных по характеру, сложности, статусу, объектам контрактов (договоров) за последний год.
Вместе с тем, из конкурсной документации невозможно установить, что Заказчик понимает под аналогичными услугами, перечень требований, которыми конкурсная комиссия будет руководствоваться при оценке заявок по характеру, сложности, статусу контрактов, что свидетельствует о нарушении пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Из содержания Приложения N 1 к Информационной карте конкурсной документации следует, что критериями оценки являются наличие рейтинга надежности у Страховщика, наличие сервисных центров и станций технического обслуживания для восстановления автотранспорта получившего повреждения в ДТП (подтверждение сведения о представительствах) и т.д.
Вместе с тем, указанные положения являются не только критериями оценки, но и условиями исполнения контракта, которые предлагает участник закупки, по которым выбирается лицо, предложившее наилучшие условия.
Однако содержание критериев оценки как условий исполнения контракт не нашли своего отражения в проекте контракта, что может привести к нарушению части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
5. В нарушение части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует положение о том, что Страхователь освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
6. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в разделе 9.3 проекта контракта, пункте 8.21.1 Информационной карты конкурсной документации.
Согласно пункту 13.1 проекта контракта контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до выполнения сторонами своих обязательств.
Действительно, в силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание окончания срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации.
Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол (часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе).
Частью 7 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
Приложением N 1 Информационной карты конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, а также показатели, раскрывающие содержание критерия "Квалификация участника конкурса".
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 10.03.2015 NПВК1 участниками закупки представлены договора по деловой репутации, сведения о наличии представительств.
Однако в нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 10.03.2015 NПВК1 информация по указанным документам, относящаяся к показателям критерия "Квалификация участника конкурса" (наличие сервисных центров и станций технического обслуживания для восстановления автотранспорта получившего повреждения в ДТП (адреса и количество представительств), характер, сложность, статус, объекты контрактов (договоров) за последний год, наличие актов оказанных услуг и т.д.), не нашла отражения.
8. Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 3.1.2 конкурсной документации установлено, что 3.1.2. заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Участник готовит заявку на участие в конкурсе в соответствии с требованиями раздела 3 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" и в соответствии с формами документов, установленными частью IV "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ КОНКУРСА".
Заполнение формы N 3 должно быть произведено участником с применением общепринятых обозначений, исключающих двусмысленное толкование. При заполнении формы участники закупки руководствуются примечаниями данной формы, техническим заданием конкурсной документации и излагают информацию в соответствии с ними. К данной форме участник закупки прикладывает копии документов, содержащих в себе необходимые данные, в случае не предоставления документов в подтверждения данных, указанных в форме 3 комиссия вправе поставить минимальный балл, согласна порядка оценки, установленного документацией (пункт 3.1.15 конкурсной документации).
Пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.03.2015 NПРО1 следует, что ООО "Страховая компания "Северная Казна" отказано в допуске к участию в Конкурсе по следующей причине: "Не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно не были предоставлены сведения, документы подтверждающие деловую репутацию участника закупки (рейтинг
надежности страховщика) в соответствии с п 8.12.3 п.п.2 информационной карты конкурсной документацией, ст. 53 ч.3 Федерального закона N 44-ФЗ".
Поскольку документы, подтверждающие деловую репутацию участника закупки, относятся к критерию оценки заявок на участие в конкурсе "Квалификация участника закупки", конкурсная комиссия в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе неправомерно отказа ООО "Страховая компания "Северная Казна" в участии в Конкурсе, нарушила права и интересы участника Конкурса.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, статьей 99 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ФГКУ Комбинату "Наша марка" Росрезерва в согласовании заключения контракта на страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение N 0369100003515000008) с СОАО "ВСК".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 3-5,7,9 части 1 статьи 31, частей 2,9 статьи 34, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 52, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председателя Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 апреля 2015 г. N 48-с/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2015