Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 апреля 2015 г. N 05-05-06/21-15
Резолютивная часть решения объявлена 10.04.2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Дамба-Хуурак Ч.О. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Автобаза по обеспечению деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти Республики Тыва":
- "_", действующий на основании доверенности от "_" г. б/н;
- "_" - член аукционной комиссии;
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
"_", действующий на основании доверенности от "_" г. N "_".
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Хакасского филиала Страхового открытого акционерного общества "ВСК".
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Автобаза по обеспечению деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти Республики Тыва" до 14 часов 30 минут 10.04.2015 года.
рассмотрев жалобу (вх. N 1550 от 03.04.2015 года) Хакасского филиала Страхового открытого акционерного общества "ВСК" ("_") на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы - Хакасского филиала Страхового открытого акционерного общества "ВСК" при проведении аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 нарушен порядок определения победителя.
В ходе рассмотрения жалобы, представители заказчика пояснили, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта ими использовался метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в связи с чем были направлены запросы в страховые компании СОАО "ВСК", ОСАО "Ингосстрах", ООО "СК " Согласие" по расчету страховых премий ОСАГО транспортных средств ГБУ "Автобаза Республики Тыва". Указанными компаниями были предложены расчеты страховых премий ОСАГО. В результате чего была сформирована начальная (максимальная) цена контракта аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 в размере 856 264,38 рублей, которая при проведении аукциона была снижена участниками. Снижение цены объясняется тем, что страховыми компаниями предлагаются скидки.
Рассмотрев жалобу и возражение на нее, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 17.03.2015 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ. Заказчик - Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Автобаза по обеспечению деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти Республики Тыва" (далее - ГБУ Автобаза РТ), начальная (максимальная) цена контракта - 856 264,38 рублей (восемьсот пятьдесят шесть тысяч двести шестьдесят четыре) рубля 38 копеек.
Аукционная документация на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ, утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок N 375 от 13.03.2015 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 от 25.03.2015 года, на момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано четыре заявки, которые были признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, в связи с чем, были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 от 30.03.2015 года, наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки N 2 в размере: 836 350, 09 рублей. Участник закупки N 4 сделал второе минимальное ценовое предложение в размере: 851 983, 06 рублей. Участник закупки N 1 сделал ценовое предложение в размере: 856 264,37 рублей. От участника закупки N 3 ценовое предложение не поступило.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 от 31.03.2015 года, участники закупок N 2 (ООО "СК"Согласие"), N 4 (ОАО "СОГАЗ" Красноярский филиал) и N 1 (Страховое акционерное общество "ВСК") признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документацией, в связи с чем участник N 2 признан победителем электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Указанный перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Вместе с тем, в части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе указано, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Предметом аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункта 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункта 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Из пункта 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
В силу пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Порядок).
Таким образом и исходя из анализа статей 8, 9, 15 Закона об ОСАГО цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России, следовательно участник закупки, добросовестно исполняющий требования Закона об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований Указания Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У, стремясь предложить наиболее низкую цену на электронном аукционе.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России победителем электронного аукциона N 0112200000815000550 участником N 2 ООО "Страховая компания "Согласие" представлено ценовое предложение в размере 836 350,09 рублей, участником N 4 ОАО "СОГАЗ" Красноярский филиал - 851 983, 06 рублей, участником N 1 Страховое акционерное общество "ВСК" - 856 264,37 рублей при начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона - 856 264,38 рублей.
Размещение заказа на оказание услуг ОСАГО в порядке, предусмотренном статьей 59 Закона о контрактной системе (электронный аукцион), является неправомерным, поскольку исходя из смысла названной нормы, такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион вынуждает участников размещения заказа конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, что невозможно при добросовестном исполнении законодательства об ОСАГО.
Однако, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, показатель цены контракта должен быть одинаков у всех организаций-страховщиков для предлагаемых заказчиком к страхованию транспортных средств, и при таких обстоятельствах невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта - самую низкую его цену.
Таким образом, выбор заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и списка транспортных средств, предлагаемых заказчиком к страхованию, а следовательно, предопределенности цены контракта, не учитывает специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств и не соответствует положениям части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.01.2014 N 21 "Об утверждении порядка взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на территории Республики Тыва при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Уполномоченный орган в пределах своей компетенции в том числе проверяет обоснование выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок; осуществляет определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков путем проведения аукционов (электронных аукционов), конкурсов, запроса котировок, запроса предложений для государственных нужд Республики Тыва, нужд государственных бюджетных учреждений Республики Тыва, финансируемых за счет средств бюджета Республики Тыва и внебюджетных источников финансирования, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе; создает комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок, определяет их состав и порядок работы, назначает председателей комиссий; формирует и утверждает документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию; формирует извещение об осуществлении закупки, размещает информацию об осуществлении закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок в срок не позднее тридцати календарных дней со дня поступления в Уполномоченный орган от заказчика заявки на закупку; в случаях выявления завышения начальной (максимальной) цены контракта, нарушения порядка формирования такой цены, несоответствия условий контракта, а также характеристик товаров, работ, услуг требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляет заказчику соответствующее уведомление, которое является обязательным для рассмотрения.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение части 4 статьи 24, части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", неправомерно выбран способ закупки.
Кроме того, аукционной комиссией уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе неправомерно признаны соответствующими заявки участников аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 ООО "Страховое общество газовой промышленности" Красноярский филиал, ООО "СК "Согласие", Страхового открытого акционерного общества "ВСК", так как указанными компаниями была снижена начальная (максимальная) цена контракта.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Согласно части IV документации об аукционе в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГБУ Автобаза РТ начальная (максимальная) цена контракта сформирована посредством применения тарифного метода (Указание Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У).
В силу части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В силу пункта 2 Порядка при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т) в отношении транспортных средств категории "B", "BE" (в том числе такси), находящихся в собственности юридических лиц определяется по следующей формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8
В отношении транспортных средств категорий "A", "M", "C", "CE", "D", "DE", "Tb", "Tm", тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей, находящихся в собственности юридических лиц определяется по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН x КПр, где КО = 1,8
В результате изучения представленных ГБУ Автобаза РТ документов Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что размер страховых премий ОСАГО транспортных средств ГБУ Автобаза РТ в количестве 135 единиц установлен в результате использования метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), посредством направления запросов в страховые компании СОАО "ВСК", ОСАО "Ингосстрах", ООО "СК " Согласие". Указанными компаниями были представлены расчеты страховых премий, сумма которых не совпадает. По представленным расчетам была сформирована начальная (максимальная) цена контракта аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 в размере 856 264,38 рублей.
Следовательно, у Тывинского УФАС России отсутствуют основания для признания расчета начальной (максимальной) цены контракта соответствующим законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Республики Тыва от 24.01.2014 N 21 "Об утверждении порядка взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на территории Республики Тыва при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Уполномоченный орган в пределах своей компетенции в случаях выявления завышения начальной (максимальной) цены контракта, нарушения порядка формирования такой цены, несоответствия условий контракта, а также характеристик товаров, работ, услуг требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок направляет заказчику соответствующее уведомление, которое является обязательным для рассмотрения.
Таким образом уполномоченный орган - Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", разместило извещение об аукционе в электронной форме с недостоверной информацией о начальной (максимальной) цене контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Хакасского филиала Страхового открытого акционерного общества "ВСК" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания соответствующими заявок участников аукциона в электронной форме N 0112200000815000550 ООО "Страховое общество газовой промышленности" Красноярский филиал, ООО "СК"Согласие", Страхового открытого акционерного общества "ВСК".
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки признать в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части размещения в извещении аукциона в электронной форме недостоверной информации о начальной (максимальной) цене контракта; нарушение части 4 статьи 24, части 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного выбора способа закупки.
4. Выдать уполномоченному органу и аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Оператору электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" предписание о прекращении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Черепанов
Ч.О. Дамба-Хуурак
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 апреля 2015 г. N 05-05-06/21-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2015