Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 апреля 2015 г. N 279
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Керезь Р. В., Хачатурян С. Б.,
от уполномоченного органа - Москового В. В., Пушкаревой Н. Н.,
от ООО "Спецторг Кэш энд Керри" - представитель не прибыл,
от ООО "ПромГидроСтрой" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы ООО "Спецторг Кэш энд Керри", ООО " ПромГидроСтрой" на действия государственного заказчика - ГКУЗ "Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн", уполномоченного органа - Министерство экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000159 "выполнение подрядных работ по капитальному ремонту хирургического отделения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, в соответствии с документацией".
По мнению заявителей жалоб аукционная документация нарушает требования Закона N 44-ФЗ.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Комиссия, рассмотрев доводы жалоб ООО "Спецторг Кэш энд Керри", ООО "ПромГидроСтрой", установила:
1. В проектно-сметной документации указан подлежащий применению материал - кирпич. Федеральным законом Заказчику предоставлено право предъявлять требования к отдельным материалам, используемым Подрядчиком при выполнении работ. Заказчик, руководствуясь действующим ГОСТ530-2012, предъявил требование к возможным к применению видам кирпича (лицевой или рядовый). Заказчик не ограничивает возможность участника закупки в составе первой части заявки предложить конкретный вид кирпича, который будет использоваться участником закупки при выполнении работ, следовательно участник может указать любой вид кирпича.
2. По позиции "Вазелин технический" Заказчиком не установлена единица измерения параметра кинематической вязкости, поскольку данный материал производится не только по ГОСТ 33-2000, регламентирующий данный вид товара, но также некоторые производители данного товара используют ТУ 38.101180-76 или ТУ38.301-40-21-95, при этом в паспортах на данный товар не указывается единица измерения данного параметра (данные паспорта представлены заказчиком и имеются в материалах дела).
3. Федеральным законом 44-ФЗ Заказчику предоставлено право предъявлять
требования к материалам, используемым при выполнении работ, руководствуясь потребностью в данных материалах. Заказчик предъявил требование к использованию при выполнении отдельных работ песок - крупный, что не запрещено законодательством. При этом согласно ведомости ресурсов применению подлежит песок природный для строительных работ, без указания на его крупность.
4. Требования, установленные к позиции "Унитаз" соответствуют проектно-сметной документации. Все указанные характеристики материала установлены
Заказчиком, руководствуясь потребностью в данных характеристиках. Проектно-сметная документация также предполагает использование данного материала, при выполнении работ по капитальному ремонту водопровода и канализации. Требуемые размеры установлены Заказчиком исходя из потребности Заказчика.
5. В позиции "Оповещатель световой МОЛНИЯ 12/24", Заказчиком установлено наименование МОЛНИЯ 12/24. При этом противоречия в характеристиках отсутствуют, поскольку в инструкции по заполнению заявок аукционной документации указано: "Знак "/" означает выбор между указанными показателями" - данные знаки означают "или".
6. В аукционной документации содержится исчерпывающая инструкция по формированию конкретного предложения участниками закупки. Согласно данной инструкции "Характеристики материала, являющиеся однородными и определяющие многообразие вариантов исполнения материала, имеющие обобщающее слово или фразу после которого (ой) стоит знак ":", и при этом разделенные между собой запятой "," - участником данные характеристики должны быть конкретизированы, т.е. должен быть указан конкретный вариант исполнения материала, при этом исключается возможность участника предложить одновременно два или все возможные варианты исполнения данного товара. В иных случаях перечисление характеристик через "," означает, что Заказчику необходимо наличие в товаре всех характеристик".
7. Согласно инструкции по заполнению заявок аукционной документации "В случае если участник предлагает к поставке и использованию несколько вариантов исполнения товара (материала), то значение показателей необходимо указывать для каждого варианта отдельно, за исключением случаев, когда разные варианты исполнения имеют одинаковые показатели характеристики". Данное положение применяется в том случае, когда заказчику по одной товарной позиции необходим товар в ассортименте, но при этом согласно действующим регламентам к каждому товару предъявляются отдельные требования к характеристикам. В таких случаях Заказчиком устанавливаются общие требования ко всем разновидностям товара, а участнику закупки необходимо указать характеристики для каждой разновидности отдельно.
8. Согласно инструкции по заполнению заявок - "При этом, в случае если в соответствии со стандартами какая-либо характеристика или показатель, указанные в требованиях к материалам, для какого-либо из предлагаемых участником торгов варианта исполнения материала не нормируется либо не определяется, участник вместо указания конкретных или диапазонных значений, соответствующих установленным заказчиком требованиям, по такой характеристике или показателю должен указать "не нормируется","не определяется".
Данное положение никоим образом не вводит участников закупки в заблуждение, поскольку, при указании конкретных характеристик для товаров, предполагаемых к использованию в ассортименте, для одной разновидности материала одна и та же характеристика может нормироваться техническим регламентом (ГОСТом), а для другой разновидности материала - не нормироваться.
9. Приложением N1 к Техническому заданию установлены требования к воде для бетонов и строительных растворов. Федеральный закон N44-ФЗ предоставляет Заказчика право требовать от участников закупки в составе первой части заявок, конкретных характеристики материалов, предполагаемых к использованию при выполнении работ, требования к которым установлены в аукционной документации. Вода, применяемая для бетонов и растворов, является таким же материалом, как и бетон, подоконник и другие материалы. Кроме того, от состава воды напрямую зависят сроки схватывания цемента, его прочность.
Заказчик установил требование к видам применяемой воды, руководствуясь действующим стандартом ГОСТ 23732-2011. Проектно-сметная документация также предполагает использование данного материала, при выполнении общестроительных работ, работ по капитальному ремонту водопровода и канализации, отопления. По данному материалу Участнику закупки необходимо сделать конкретное предложение, руководствуясь требованиями аукционной документации и инструкцией по заполнению первых частей заявок".
10. Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом.
В соответствии с пунктом 3 Положений, размещаемая на официальном сайте информация, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно пункту 8 Положений, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Данные положения подтверждаются и "Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 N 147.
Также согласно пункта 2.9.2 Регламента размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме на общероссийском официальном сайте - в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, PDF, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf.
Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi.
Приложение 1 к техническому заданию размещено в допустимом формате PDF, является читабельным и доступным к ознакомлению.
11. По позиции "Блок оконный" Заказчиком установлены характеристики в читаемом виде. При этом на поступивший запрос на разъяснение положений документации, заказчиком был дан полный ответ.
12. По позиции "Шкурка шлифовальная" Заказчиком установлены требования в соответствии с ГОСТ 13344-79. Согласно п. 2.1. которого "Шлифовальная шкурка должна изготовляться из нормального электрокорунда марок 15А, 14А и 13А; белого электрокорунда марок 25А, 24А и 23А; черного карбида кремния марок 55С, 54С и 53С;зеленого карбида кремния марок 64С и 63С". Заказчиком в Приложении N1 не установлены требования к характеристики "режущая способность" шкурки, но прочерк, который содержится в таблице 5 относительно электрокорунда, означает, что данный показатель не нормируется для данного материала, и не означает, что материал не может быть произведен из данного материала.
Ссылка Участника на Приложение 2 данного ГОСТ 13344-79 необоснованна, поскольку данное приложение является справочным и не отражает все возможные материалы изготовления шкурки с данной зернистостью.
13. Заказчиком установлено требование, что лист гипсокартонный должен быть влагостойким. Согласно требуемому ГОСТ 6266-97 влагостойкими являются листы влагостойкие (ГКЛВ) с обычной сопротивляемостью воздействию открытого пламени; а также листы влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛВО). Лист ГКЛВО также является влагостойким.ГОСТ6266-97установлены требования к водопоглощению листов ГКЛВО не должно быть более 10% и к сопротивляемости листов ГКЛВО воздействию открытого пламени должна быть не менее 20 мин. Данный требования были установлены в Приложении N1. Участник закупки может выбрать как один так и второй вид листа гипсокартонного.
Таким образом, доводы заявителей жалоб не находят своего подтверждения.
Вместе с тем в ходе внеплановой проверки в документации установлены нарушения ч. 1 ст. 34 и ст. 64 Закона N44-ФЗ, допущенные заказчиком при формировании документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Спецторг Кэш энд Керри", ООО "ПромГидроСтрой" на действия государственного заказчика - ГКУЗ "Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн" уполномоченного органа - Министерство экономического развития Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000159 "выполнение подрядных работ по капитальному ремонту хирургического отделения для обеспечения государственных нужд Ставропольского края, в соответствии с документацией" - не обоснованными.
2. Признать действия государственного заказчика - ГКУЗ "Ставропольский краевой госпиталь для ветеранов войн", уполномоченного органа - Министерство экономического развития Ставропольского края нарушившим требования ч. 1 ст. 34 и ст. 64 Закона N44-ФЗ.
3. В связи с раннее выданным предписанием - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 апреля 2015 г. N 279
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2015