Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 22 апреля 2015 г. N 12-10-55-/254
Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России, Комиссия по рассмотрению жалобы, Комиссия) в составе:
Заместитель председателя
Комиссии: Белов Д.Ю., заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: Степина А.К., старший государственный инспектор
отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы;
Колосова Н.М., государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок, торговли и рекламы,
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: <_>, рассмотрев жалобу ООО "РемСтрой-SV" на действия заказчика, уполномоченного учреждения при утверждении конкурсной документации открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы города Костромы (извещение N 0841300009015000249), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 31.03.2015 г. на официальном сайте в сети "Интернет" для размещения информации о размещении закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением - МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы города Костромы (извещение N 0841300009015000249) (далее - Конкурсная документация).
Участник закупки - ООО "РемСтрой-SV" в своей жалобе обжалует действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, которые, по его мнению, выбрали способ определения подрядчика с нарушением требований Закона о контрактной системе; а также утвердили Конкурсную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе в части включения в один лот работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения в ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России доводы жалобы не признали. При этом дали пояснения о том, что в соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Утверждают, что способ осуществления закупки - "Открытый конкурс" был выбран в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе, в том числе по цене контракта - свыше 50 млн. рублей (для обеспечения муниципальных нужд).
Относительно довода жалобы о включении в один лот указанных в Конкурсной документации работ пояснили, что предметом открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы являются работы, которые являются одноименными (строительные) работы и технологически и функционально связаны между собой и могут быть выполнены одним подрядчиком, что в данном случае объединение (укрупнение) объекта закупки обусловлено потребностью Заказчика (детские сады должны быть отремонтированы в срок до 01.07.2015 г.; школы - до 01.08.2015 г.), и что проект муниципального контракта содержит обязательное условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
1. Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС (далее - закупка строительных работ) путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормативами ст. ст. 48 - 55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень). В аукционный перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
Согласно Письма Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 от 07.05.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об осуществлении закупок работ строительных" заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта закупки составила - 50 114 981 рублей, по мнению представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, данное обстоятельство явилось основанием осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса.
В соответствии с ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
Согласно решению Думы города Костромы от 04.12.2014 года N 227 о бюджете города Костромы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в редакции от 26.02.2015 года N 17 утвержден бюджет города Костромы на 2015 год, имеющийся в свободном доступе на правовых ресурсах информационной программы Консультант Плюс.
Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы распределены бюджетные ассигнования на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд:
Детские дошкольные учреждения (целевая статья расхода 4200000) - 19871.1 тыс. рублей;
Школы - детские сады, школы начальные, неполные средние и средние (целевая статья расхода 4210000) - 29608.9 тыс. рублей;
Учреждения по внешкольной работе с детьми (целевая статья расхода 4230000) - 520.0 тыс. рублей.
Общая сумма выделенных средств составляет 50 млн. рублей.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания к определению начальной (максимальной) цены контракта закупки превышающей 50 млн. рублей по данному предмету контракта, а следовательно, неправомерен выбор способа закупки строительных работ путем проведения открытого конкурса.
Кроме этого, следует отметить, что Заказчиком в один лот включены разные целевые статьи расхода, утвержденные бюджетом города Костромы на 2015 год.
Согласно протоколу N 76 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы города Костромы на момент окончания срока подачи заявок - 11 часов 00 минут 21 апреля 2015 года представлен 1 конверт с заявкой на участие в конкурсе, и конкурс признан несостоявшимся.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Заказчик и Уполномоченное учреждение сформировали предмет контракта и выбрали способ закупки, не обеспечивающий конкуренцию среди участников и не отвечающий принципам Закона о контрактной системы.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системы контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее - ГК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8. ГК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 6 ст. 55.8. ГК РФ Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
Некоторые виды работ, установленные Заказчиком в разделе 8 Техническая часть Конкурсной документации включены в Перечень, утвержденный Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Так, в ведомости объемов работ по МДОУ г. Костромы детский сад N 26 по наименованию работ п. 17 "Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций" подлежит обработке поверхность 406 м2.
В ведомости объемов работ по МБОУ г.Костромы средняя общеобразовательная школа N3 п. 16 "Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций" подлежит обработке поверхность 1008 м2;
В ведомости объемов работ по МБОУ г.Костромы средняя общеобразовательная школа N5 п. 24 "Огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций" подлежит обработке поверхность 2306 м2.
Данные виды работ поименованы в разделе III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту Перечня:
12.8. Антисептирование деревянных конструкций
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Кроме этого, в проекте контракта стороной контракта выполняющей работы обозначен "Генподрядчик".
В силу ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Данные виды работ поименованы в разделе III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту Перечня:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Факт непредъявления требований к участнику закупки производства работ по огнезащите, Антисептирование деревянных конструкций, относящихся к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, организации работ, о необходимости наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, и представителями Заказчика, Уполномоченного органа не опровергнут.
Исполнение требований Законодательства в этой части несет значимое общественное отношение.
В соответствии с ч. 1. ст. 9.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее в настоящей статье - работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства), без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Исходя из санкции ст. ч. 1. ст. 9.5.1. КоАП, признаваемая Законом общественная опасность таких правонарушений высока.
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев материалы жалобы, изучив представленные документы, выслушав стороны, приходит к выводу, что Заказчик и Уполномоченное учреждение, выбрав способ осуществления закупки - "Открытый конкурс" и не предъявив требования о необходимости наличия СРО, нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 и часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РемСтрой-SV" обоснованной.
2. Признать факт нарушения заказчиком - Управлением строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, Уполномоченным учреждением - МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" пункта 1 части 1 статьи 31 и части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Управлению строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, Уполномоченному учреждению - МКУ города Костромы "Агентство муниципальных закупок" предписание о прекращении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.Ю. Белов
Члены Комиссии А.К. Степина
Н.М. Колосова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 22 апреля 2015 г. N 12-10-55-/254
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2015