Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
в присутствии представителей Администрации Калининского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края - Коломыцева Д.О., ООО "СтройИнвестСервис" - Боронникова Д.А. (на основании доверенностей),
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнвестСервис" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на определение подрядчика на право заключения муниципального контракта на строительство объекта "Сети водоснабжения по ул. Свердлова, ул. Лямина, ул.Красноармейская в с. Калинино Кунгурского района Пермского края" (извещение N 0156300009915000011).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300009915000011 Администрацией Калининского сельского поселения (далее - Заказчик) проводился аукцион в электронной форме на определение подрядчика на право заключения муниципального контракта на строительство объекта "Сети водоснабжения по ул. Свердлова, ул. Лямина, ул.Красноармейская в с. Калинино Кунгурского района Пермского края".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2015 г. ООО "СтройИнвестСервис" (защищенный номер заявки - 5501563) отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине того, что заявка участника не соответствует требованиям аукционной документации и требованиям Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик должен использовать если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены Заказчиком в "Техническом задании" аукционной документации.
В соответствии с пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, при выполнении которых используется товар, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки установлены Заказчиком в п.14 аукционной документации.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки. Упомянутая инструкция содержится в п.14 аукционной документации. При этом, в инструкции установлено: "Слова "максимальный" (-ое, -ая, -о) и "минимальный" (-ое, -ая, -о) должны присутствовать в заявке участника аукциона в случае, если данные слова являются составляющими наименования показателя товара и предусмотрены сопроводительной документацией на товар, нормативной документацией - ТУ, ГОСТах (по результатам испытаний) или Типовыми сериями; в случае, если указанные слова в Ведомости основных используемых материалов и оборудования относятся к значениям, то в заявке необходимо указанные слова исключить, а значения указывать в соответствии с требованиями Ведомости основных используемых материалов и оборудования, при этом значения не должны противоречить сопроводительным документам к товару, нормативной документации - ТУ или ГОСТам (по результатам испытаний) или Типовым сериям".
В техническом задании Заказчиком установлены требования к чугунному люку тяжелому (Т), соответствующему ГОСТ 3634-99, в том числе по требованию Заказчика: между крышкой и корпусом люк должен иметь эластичную прокладку и ремонтную вставку, которые для закрепления в канавке корпуса люка должны крепиться скобами из отожженной ленты 65Г по ГОСТ 2283-79 обыкновенного качества. Толщина ленты должна быть 0,8-2 мм. Временное сопротивление ленты 65Г не должно быть более 740 Н/мм2. Относительное удлинение не должно быть менее 10%. Минимальная ширина ленты должна быть 8 мм.
Комиссия, изучив заявку ООО "СтройИнвестСервис" установила, что участником предлагается к использованию люк чугунный тяжелый Т (С250), соответствующий ГОСТ 3634-99. Кроме того, участником предоставлены в том числе следующие сведения: "по требованию Заказчика: между крышкой и корпусом люк имеет эластичную прокладку и ремонтную вставку, которые для закрепления в канавке корпуса люка крепятся скобами из отожженной ленты 65Г по ГОСТ 2283-79 обыкновенного качества. Толщина ленты 1,5 мм. Временное сопротивление ленты 65Г: 600 Н/мм2. Относительное удлинение 15%. Минимальная ширина ленты -8 мм".
ГОСТ 2283-79 не предусматривает наименования показателя, установленного Заказчиком в аукционной документации, а именно: минимальной ширины ленты. Исходя из положений инструкции, минимальная ширина ленты является значением показателя, в связи с чем, участнику закупки следовало указать конкретное значение ширины ленты. Таким образом, ООО "СтройИнвестСервис" в составе первой части заявки указаны сведения, не соответствующие требованиям аукционной документации.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о закупках участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Исходя из совокупности вышеизложенного, в действиях Аукционной комиссии в рассматриваемом случае нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В техническом задании установлены требования к трубам, соответствующим ГОСТ 18599-2001, в том числе требования к максимальной толщине стенки, а именно:
-труба код 22 4811 3608, максимальная толщина стенки 5,3 мм;
-труба код 22 4811 3607, максимальная толщина стенки 4,3 мм;
-труба код 22 4811 3606, максимальная толщина стенки3,5 мм;
-труба код 22 4811 3605, максимальная толщина стенки 2,8 мм;
- труба код 22 4811 3604, максимальная толщина стенки 2,4 мм.
Комиссия, изучив заявку ООО "СтройИнвестСервис" установила, что участником закупки требуемые сведения предоставлены с указанием слова "максимальная", например следующим образом: "Максимальная толщина стенки 5,3 мм".
ГОСТ 18599-2001 предусматривает для труб такое наименование показателя, как максимальная толщина стенки (п.3.11 ГОСТ 18599-2001), в связи с чем рассматриваемый термин является наименованием показателя и не может быть изменен участником закупки.
Исходя из изложенного, сведения, предоставленные участником закупки по оспариваемым пунктам заявки, соответствуют требованиям аукционной документации.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о закупках, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, Аукционной комиссией нарушены требования ч.5 ст.67 Закона о закупках.
Помимо прочего Комиссией установлено, что приложением В ГОСТ 18599-2001 установлены стандартное размерное отношение (SDR) и наружный диаметр, соответствующие каждому коду ОКП труб. Таким образом, трубам, требования к которым установлены Заказчиком в техническом задании, соответствуют следующие SDR и наружный диаметр:
Код ОКП, указанный Заказчиком в техническом задании |
Соответствующий данному коду SDR |
Соответствующий данному коду номинальный наружный диаметр |
22 4811 3608 |
SDR 11 S 5 |
50 мм |
22 4811 3607 |
SDR 11 S 5 |
40 мм |
22 4811 3606 |
SDR 11 S 5 |
32 мм |
22 4811 3605 |
SDR 11 S 5 |
25 мм |
22 4811 3604 |
SDR 11 S 5 |
20 мм |
В таблице 3 упомянутого ГОСТ указаны номинальная толщина стенок трубы и их предельные отклонения в зависимости от SDR и номинального наружного диаметра трубы (DN/OD). Максимальная толщина стенки трубы является номинальной толщиной стенки с учетом предельного отклонения.
Исходя из изложенного, с учетом таблицы 3 ГОСТ 18599-2001 (в редакции, действующей на момент опубликования аукционной документации), максимальная толщина стенок для труб, требуемых Заказчиком составляет:
-труба код 22 4811 3608, максимальная толщина стенки 5,2 мм;
-труба код 22 4811 3607, максимальная толщина стенки 4,2 мм;
-труба код 22 4811 3606, максимальная толщина стенки3,4 мм;
-труба код 22 4811 3605, максимальная толщина стенки 2,7 мм;
- труба код 22 4811 3604, максимальная толщина стенки 2,3 мм.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в аукционной документации, не соответствуют требованиям ГОСТ 18599-2001, в связи с чем, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Помимо изложенного, Комиссия отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в совокупности с текстом технического задания, не позволяют сделать однозначный вывод о том, является ли то или иное требование к используемому материалу наименованием показателя товара или значением данного показателя. Положения инструкции предполагают дополнительное обязательство для участника закупки в части анализа сопутствующей нормативной документации. Аналогичное обязательство возникает и для Аукционной комиссии, что также приводит к возможности произвольного толкования положений аукционной документации. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В техническом задании установлены требования к смеси песчано-гравийной, соответствующей ГОСТ 23735-79, в том числе: "содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм: 20% по массе дополнительные характеристики песка: модуль крупности песка от 1,0 до 3,0; полный остаток на сите, % по массе, сетка N0315 - более 60; частный остаток на сите, % по массе: с круглыми отверстиями диаметром 2,5 мм - не более 5; с сетками NN 1,25 - до 30; 063 - до 65; 016 - более 20. Смесь песчано-гравийная природная или обогащенная".
В первой части заявки ООО "СтройИнвестСервис" предлагается к использованию смесь песчано-гравийная, соответствующая ГОСТ 23735-79 и имеющая в том числе следующие значения показателей: "содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм:14%; дополнительные характеристики песка: модуль крупности песка 2,09; полный остаток на сите, % по массе, сетка N0315 -61; частный остаток на сите, % по массе: с круглыми отверстиями диаметром 2,5 мм - 5; с сетками NN 1,25 - 16; 063 - 19; 016 - 21. Смесь песчано-гравийная природная".
Согласно п.1.10 ГОСТ 23735-79 пески, входящие в состав природной песчано-гравийной смеси по зерновому составу, должны отвечать требованиям ГОСТ 8736-93 к крупным, средним, мелким и очень мелким пескам.
В соответствии с п.6.1 ГОСТ 8736-93 Испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88.
Согласно п.3.1 ГОСТ 8735-88 зерновой состав определяют путем рассева песка на стандартном наборе сит.
В соответствии с п.1.6 упомянутого ГОСТ стандартный набор сит для песка включает сита с круглыми отверстиями диаметрами 10; 5 и 2,5 мм и сита проволочные со стандартными квадратными ячейками N 1,25; 063; 0315; 016; 005 по ГОСТ 6613 (рамки сит круглые или квадратные с диаметром или боковой стороной не менее 100 мм).
В п.3.5 ГОСТ 8735-88 установлено, что частный остаток на каждом сите () в процентах по формуле
где mi- масса остатка на данном сите, г;
m- масса просеиваемой навески, г/
Исходя из изложенного, частные остатки песка в сумме с песком, проходящим через наименьшее сито с ячейками 016 должны составлять 100%.
В том же ГОСТ установлено, что полный остаток на каждом сите (Ai) в процентах по формуле
, (4)
где a2,5, a1,25 , ai- частные остатки на соответствующих ситах.
Таким образом, полный остаток на сите 0315, рассчитывается как сумма частных остатков на ситах 2,5 + 1,25 + 0,63 + частный остаток на сите 0315. Поскольку значение полного остатка на сите 0315 указан в составе первой части заявки и составляет 61%, частный остаток на сите 0315 будет равен:
61-5-16-19=21%.
Следовательно, сумма частных остатков песка на всех ситах и проходящих через сито N016 равна:
5+16+19+21+21+14=96%, что противоречит требованиям ГОСТ.
Таким образом, участником закупки в первой части заявки предоставлены недостоверные сведения. Вместе с тем, Аукционная комиссия не отклонила заявку ООО "СтройИнвестСервис" по упомянутому основанию.
Исходя из изложенного, Аукционной комиссией нарушены ч.ч.1,3 ст.67 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнвестСервис" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на определение подрядчика на право заключения муниципального контракта на строительство объекта "Сети водоснабжения по ул. Свердлова, ул. Лямина, ул.Красноармейская в с. Калинино Кунгурского района Пермского края" (извещение N 0156300009915000011) обоснованной в части отказа в допуске к участию в электронном аукционе по пунктам "трубы" (п.п. 23-27 заявки).
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.ч. 1,3 ст.67 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения п.п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
5. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2015