Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян В.В. Моргунов, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЮгТехСтройМонтаж" (далее - Заявитель) на действия комиссии Заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области при проведении открытого конкурса N 0158200001515000026 "Расчистка р. Чир и устьевого участка р. Вербовая в ст. Боковская, Боковский район" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Моисеева Н.В., Балонкина Ю.В., Челбин И.М.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика.
Заявитель указывает, что сведения, приведенные в протоколе рассмотрения и оценки заявок, относительно адреса ООО "СтройТехРесурс", не соответствуют информации, озвученной на процедуре вскрытия конвертов с заявками.
Заявитель кроме того оспаривает положения конкурсной документации.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что комиссией Заказчика нарушений Закона не допущено.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
14.02.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 786 400.00 рублей; дата и время окончания подачи заявок: 12.03.2015 11:00.
1) В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона жалоба на положения конкурсной документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких торгах.
Согласно п. 3 38 Регламента в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Учитывая указанные нормы права, доводы жалобы Заявителя на положения конкурсной документации не рассматриваются.
2) Согласно Положительному заключению негосударственной экспертизы номер в реестре 5-3-1-0054-12:
объектом негосударственной экспертизы является объект капитального строительства - расчистка р. Чир и устьевого участка р. Вербовая в ст. Боковская, Боковского района;
характеристики объекта капитального ремонта_.;
общая стоимость строительства_.;
сметная документация на капитальный ремонт объекта_;
основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства_;
общие выводы: проектная документация, включая смету и результаты инженерных изысканий на капитальный ремонт объекта: "Расчистка р. Чир и устьевого участка р. Вербовая в ст. Боковская, Боковского района" соответствует требованиям действующих нормативных документов и нормативов в области сметного нормирования и ценообразования.
Проектная документация включает, в том числе, проект организации строительства, разделы, посвященные видам строительных и монтажных работ, обоснованию потребности в строительных машинах, механизмах, транспортных средствах и т.д.
На объекте по предмету контракта подлежат выполнению, в том числе, следующие, работы: проведение расчистки донных отложений, дноуглубительные работы, уполаживание и уплотнение откосов механизированным или ручным способами, укладка растительного грунта с посевом трав, работы по водопонижению, организации поверхностного стока водоотвода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в соответствии со СНиП 12-01-2004 "Организация строительства".
В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Исходя из содержания статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", части 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 1, части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, отнесены действующим законодательством к строительным работам.
Объектом закупки является выполнение работ на объекте капитального строительства.
Выполнению подлежат строительные работы.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (часть 3.1 статьи 52 названного Кодекса).
Частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ определено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный Перечень содержит работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для которых требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к данным работам:
- работы по рыхлению и разработке грунтов под водой механизированным способом и выдачей в отвал или плавучие средства (пункт 30.2);
- работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода (пункт 3.7).
Согласно информационной карты документации участники закупки должны представить в составе заявок, в том числе: документы или копии действующих Свидетельств СРО о допуске к выполнению следующих видов работ:
работы по рыхлению и разработке грунтов под водой механизированным способом и выдачей в отвал или плавучие средства;
работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода.
Заказчик истребовал от участников торгов допуск СРО.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень).
Согласно Общероссийскому классификатору в продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007, 4510201 - Валка деревьев и корчевка пней, 4510202 - Расчистка территории от кустарников и мелколесья, 4510204 - Удаление растительного покрова, 4510411 - Разработка грунта экскаваторами в выемках, котлованах, траншеях и отвал или насыпь, 4510412 - Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на железнодорожный или автомобильный транспорт и вывозом, 4510413 - Разработка и перемещение грунта бульдозерами, 4510425 - Рыхление мерзлого грунта клин - бабой, рыхлителями и буровыми установками относятся к строительным работам (раздел F "Продукция и услуги строительства").
Если хотя бы один вид работ, предусмотренный при закупке, подпадает под код Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, указанный в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации N 2019-р перечне, то закупка должна осуществляться в форме аукциона.
В аукционный перечень включены работы, включенные в группировку 45 "Работы строительные" (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.
Приведенные нормы права возлагают на Заказчика обязанность по проведению торгов в форме электронного аукциона.
Осуществив определение Подрядчика путем проведения открытого конкурса, Заказчик нарушил ч. 5 ст. 24 Закона.
Указанные правовые выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2012 N 51-АПГ12-10, от 09.04.2008 N 74-Г08-18.
Кроме этого, выводы в части неправильного определения Заказчиком способа закупки подтверждаются судебной практикой по делам N А32-6065/2010, А14-10444/2013, N 55-5563/2012, N А33-3371/2013, А53-15248/2014, А52-2502/2013.
Ссылка Заказчика на Приказ Министерства природных ресурсов РФ N 61 от 18.03.2008 г., Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, признается Ростовским УФАС России несостоятельной, поскольку Заказчик при определении способа закупки должен руководствоваться требованиями Закона.
3) Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие от 12.03.2015 г. ООО "Стройтехресурс" имеет следующий адрес: Ростовская область, гор. Шахты.
Указанная информация приведена в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 19.03.2015 г.
На бланке ООО "Стройтехресурс" адрес указан как "Ростовская область, проспект Карла Маркса" ввиду чего комиссией Заказчика озвучена именно эта информация.
Согласно протоколу от 19.03.2015 г. Обществу присвоено третье место по степени выгодности предложенных условий исполнения контракта, Заявителю - четвертое.
Указание либо озвучивание того или иного адреса ООО "Стройтехресурс" не влияет и не может повлиять на права и интересы Заявителя.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮгТехСтройМонтаж" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 24 Закона.
3. Рассмотрение довода жалобы на положения конкурсной документации не проводить в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона.
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об аннулировании закупки.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2015