Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2015 г. N 2-57-3176/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя Администрации поселения Щаповское: Назаровой А.Д., в присутствии представителя ООО "Реалстрой": Хуртова Б.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Реалстрой" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право ремонт мягкой кровли многоквартирных домов на жилом фонде поселения Щаповское (Закупка N 0148300015915000018) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части установления неправомерных требований к товарам, используемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.04.2015 NМГ/14488 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком при описании требований к товарам, используемым при выполнении работ использованы нестандартные единицы измерения характеристик:
п. 1 "Раствор цементный": "Количество примесей в составе песка должно быть: аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 моль/л", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", согласно которому содержание аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) в песке не должно превышать 50 ммоль/л;
п. 3 "Рулонный кровельный материал": "Температура дымовых газов должна быть не менее 155 K", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 30244-94 "Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть", согласно которому температура дымовых газов измеряется в градусах Цельсия;
п. 4 "Вода": "Вода должна содержать: Сахар менее 150г/л", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 23732-2011 "Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия", согласно которому вода для приготовления бетона должна содержать сахар в размере менее 150 мг/л".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно международной системе единиц, СИ, моль, ммоль, градусы Кельвина, градусы Цельсия, граммы, миллиграммы являются стандартными единицами измерения физических величин. Требования аукционной документации к вышеуказанным товарам в части указания характеристик в производных величинах (молях, ммолях, градусах Кельвина, градусах Цельсия, граммах, миллиграммах) не нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком к товару п. 6 "Мастика" неправомерно установлено требование "Мастика массой менее 42г должна свободно растекаться по поверхности пергамина размерами менее 200 х 200 мм ровным слоем толщиной не более 7 мм", поскольку данное требование установлено не к данному товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствие с ГОСТ 2889-80 "Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены следующие неправомерные требования к товарам:
п. 1"Раствор цементный" неправомерно установлены требования: "Содержание зерен крупностью по массе должно быть: свыше десяти мм - не более 0,63, но более 0,001 % по массе, свыше пяти мм более 2, но менее 10,93 % по массе, менее 0,16 мм - менее 28,96 , но более 3,65 % по массе. Песок должен быть средний или мелкий или очень мелкий. Полный остаток на сите с сеткой N2,5 должен быть не более 60 % по массе. Полный остаток на сите с сеткой N1,25 должен быть не более 20 % по массе. Полный остаток на сите с сеткой N063 должен быть не более 42 % по массе. Полный остаток на сите с сеткой N0315 должен быть не более 75, но более 18 % по массе. Полный остаток на сите с сеткой N016 должен быть более 60, но менее 99 % по массе. Содержание глины в комках должно быть более 0,22, но менее 0,64 % по массе. Количество примесей в составе песка должно быть: аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - не более 50 моль/л, содержание серы, сульфидов, и сульфатов (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - не более 1,5 % по массе, пирита в пересчете на SO3 - не более 8 % по массе, слоистых силикатов (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) - не более 10 % по массе, магнетита - не более 10% по объему, гидрооксидов железа (гетит и др.)- не более 10% по объему, апатита - не более 10% по объему, нефелина не более 10% по объему, фосфорита не более 10% по объему. Галоидов (галита, сильвина и др.), включая водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - не более 0,15 % по массе. Свободного волокна асбеста - не более 1 % по массе, угля - не более 1 % по массе", поскольку данные требования не предусмотрены ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия";
п. 2 "Материал рулонный кровельный тип 2" неправомерно установлены требования "Температура размягчения материала должна быть, более 500°С и менее 800°С", "Динамический модуль упругости материала, Па, должен быть более 60 х 10 в девятой степени и менее 90 в девятой степени", "Толщина ткани должна быть более 0,05 мм", поскольку данные требования не предусмотрены ГОСТ;
п. 5 "Пропан-бутан" неправомерно установлены требования "Должен представлять собой смесь органических веществ класса алканов. Первое органическое вещество (пропан) должно быть бесцветный газ, который слабо растворяется в воде. Точка вещества кипения пропана должна быть более -43,75 градусов, но менее -38,13 градусов С. При контакте с воздухом должен образовывать взрывоопасную смесь при концентрации паров диапазоном значений с минимальным пределом более 1,8 и максимальным пределом менее 12,4 %. При давлении 760 мм ртутного столба температура возгорания пропана должна составлять более 454, но менее 513,5 градусов С. Второе органическое вещество (бутан) должно представлять собой бесцветный и легко-воспламеняемый газ. При нормальном давлении и температуре ниже 0 градусов C бутан должен легко сжижаться. При повышении давления и обычной температуре должен представлять собой легколетучую жидкость. Растворимость в воде бутана должна составлять не более 7,03, но более 4,78 мг на 100 миллилитров воды. Бутан при давлении 10 атмосфер и температуре 100 °C должен образовывать азеотропное соединение с водой", поскольку данные требования не предусмотрены ГОСТ, распространяющимся на данные товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товару п. "Раствор цементный" установлены в соответствии с ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний", ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия".
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к товару "Раствор цементный" в соответствии с ГОСТ, распространяющемся на песок, применяемый в качестве заполнителя для бетонов монолитных, сборных бетонных и железобетонных конструкций, а также материала для соответствующих видов строительных работ и устанавливает методы испытаний, и ГОСТ распространяющемся на природный песок и песок из отсевов дробления горных пород с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3, предназначенные для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, а также затруднился пояснить в соответствие с какими техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании установлены требования к товарам "Материал рулонный кровельный тип 2", "Пропан-бутан".
Также, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлено неисполнимое требование к товару п. 3 "Рулонный кровельный материал": "Температура гибкости на брусе R= от 19 до 37 мм должна быть не менее -15 но не более -32 °С", поскольку невозможно использовать товар с температурой гибкости не превышающей -32°С, но превышающей -15°С.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товару п.5 "Пропан-бутан": "Объём пропано-бутановой смеси, содержащейся в баллоне 50 л должна быть менее 10,05 м3", "Смесь должна поставляться в баллонах по 5/ 12/ 27/ 50 л", поскольку из аукционной документации не следует баллоны с каким объёмом необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить баллоны пропан-бутана с каким объёмом необходимо использовать при выполнении работ.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком при описании требований к товару п. 6 "Мастика" неправомерно установлено требование "Кислотность в пересчете на НSO должна быть менее 0,7 %", поскольку данное требование отсутствует в ГОСТ 15123-78 "Симазин-порошки смачивающиеся 50%- и 80%-ные. Технические условия".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронных аукционах, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Реалстрой" на действия Администрации поселения Щаповское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Раствор цементный", "Материал рулонный кровельный тип 2", "Пропан-бутан", "Рулонный кровельный материал", "Мастика".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д. А.
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2015 г. N 2-57-3176/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2015