Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 апреля 2015 г. N 74
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; Борисовой В.В. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Герофарм" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - Министерством Здравоохранения Забайкальского края, уполномоченным органом, уполномоченным органом - ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" при проведении аукциона на поставку инсулина растворимого (человеческий генно-инженерный) (реестровый N 0891200000315001205),
в присутствии представителя заказчика: Касаткиной Т.В. (доверенность от 16.04.2015 б/н), представителей уполномоченного органа: Иващенко Д.О. (доверенность от 12.02.2015 N 3), в присутствии представителя заявителя: Ивановой М.Н. (доверенность от 15.04.2015),
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Герофарм" на положения аукционной документации при проведении вышеуказанного аукциона.
Из существа жалобы следует, что описание объекта закупки не носит объективный характер, так как для описания объекта закупки использовано указание на совместимость объекта закупки со средством ввода "НовоПен", который хоть и не является предметом закупки, однако не позволяет предложить к поставке эквивалентную продукцию с МНН Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), что противоречит пунктам 1, 2 и 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно инструкции по применению шприц-ручки "НовоПен", единственный картридж, с которым возможна работа данной шприц-ручки - картридж с лекарственным препаратом торгового наименования Актрапид НМ Пенфилл, производства Ново Нордиск А/С - Дания.
Таким образом, при формальном указании международного непатентованного наименования, заказчиком в действительности установлено требование поставки конкретного торгового наименования лекарственного препарата - Актрапид НМ Пенфилл, что является нарушением части 6 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами, изложенными в жалобе и пояснил следующее.
Зарегистрированные в Российской Федерации лекарственные препараты с названием инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), раствор для инъекций 100 ME Змл. - картриджи (5) совместимы со специальными шприц-ручками (средствами введения) того же производителя, и между собой шприц-ручки разных производителей невзаимозаменяемы, закупка инсулина должна осуществляться с указанием, как минимум, конкретно шприц-ручки, совместно с которой инсулин будет использоваться.
Шприц-ручки Новопэн были приобретены Министерством более 5 лет назад, имеются в наличии у 2855 пациентов, поэтому необходимы картриджи, функционально совместимые указанными шприц-ручками.
Препарат закупается для продолжения лечения больных сахарным диабетом, имеющих право на получение государственной социальной помощи ранее получавших указанный инсулин, перевод больных на другую терапию может вызвать ухудшение здоровья пациента, так как инсулин подбирается врачом индивидуально, в зависимости от ряда факторов.
Кроме того, в 2014 году Министерством здравоохранения края для обеспечения льготных категорий граждан регионального уровня (Закон Забайкальского края от 25.11.2010 г N 433-ЗЗК "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан") в Департамент государственных закупок направлены заявки для обеспечения больных сахарным диабетом:
-инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный), раствор для инъекций КЮМЕ/мл Змл N5 картриджи;
-инсулин - изофан (человеческий генно-инженерный),суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл, 3 мл, картриджи(5);
-инсулин - изофан (человеческий генно-инженерный), суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл,3 мл, картриджи(5);
-инсулин - изофан (человеческий генно-инженерный), суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл, Змл-картриджи(5). Все заявки подготовлены без указания средств введения, то есть шприц-ручек (копии заявок прилагаются).
В результате проведенных аукционов заключены контракты N1/с от 23 мая 2014 года, N2/с от 23 мая 2014года, N7/с от 28 мая 2014 года , N11/с от 30 мая 2014 года с ООО "Сибмединфо" г.Новосибирск (копии контрактов прилагаются). Поставлены инсулины: Ринсулин Р, Ринсулин НПХ производства Герофарм- Био ОАО без шприц-ручек. В связи с тем, что поставка в край инсулинов производства Герофарм-Био ОАО ранее не осуществлялась, больные сахарным диабетом не имели шприц ручек указанного производителя, и поставленные инсулины не могли быть ими использованы. Министерством здравоохранения подготовлено обращение от 19.05.2014 г. исх. N 4668 в адрес ООО "Сибмединфо" с просьбой рассмотреть возможность поставки шприц-ручек конкретного производителя Герофарм-Био ОАО (письмо прилагается). Средства введения (шприц-ручки) "Автопен Классик" (совместимые только с картриджами производства Герофарм-Био ОАО) поставлены в край только 11.06.2014 года, что отразилось на бесперебойном обеспечении льготных категорий граждан регионального уровня.
На основании вышеизложенного представители заказчика просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и пояснили следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (за исключением случаев, где предусмотрено Законом о контрактной системе право заказчика).
При описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) с учетом максимальных и (или) минимальных значений показателей, которые не могут изменяться (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик в качестве описания объекта указал лекарственную форму, дозировку, первичную упаковку, а также количество и сведения о совместимости картриджей с ручками Новопэн. Таким образом, заказчик установил требования в описании объекта закупки, которые отвечают его потребности и соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Мнение заявителя о том, что закупку необходимо было проводить путем проведения запроса предложения является также необоснованным, поскольку проведение закупок путем проведения запроса предложений является правом, а не обязанностью заказчика (часть 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).
Кроме того, частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N2019-р.
Согласно указанному перечню закупаемый товар (24.42.12.152 инсулин и его соли) относится к 24 коду по видам экономической деятельности (ОКПД) "Вещества химические, продукты химические и волокна химические).
На основании вышеизложенного представитель уполномоченного органа просит признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
06 апреля 2015 года уполномоченным органом для нужд заказчика опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на поставку инсулина растворимого (человеческий генно-инженерный) (реестровый N 0891200000315001205).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 309 725,00 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 09 декабря 2014 года N 684 ГКУ "Центр материально-технического обеспечения медицинских организаций Забайкальского края" наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края в сфере здравоохранения за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта и подписания контракта.
Описание объекта закупки изложено в пункте 21 документации об аукционе.
На момент рассмотрения жалобы по существу первые части заявок не рассматривались.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения присутствующих сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанных лиц, на основании заявки заказчика для оказания медицинской помощи.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 указанной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Комиссия считает, что требования названных норм заказчиком соблюдены.
Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку инсулина растворимого (человеческий генно-инженерный) размещен в интересах заказчика - Министерства здравоохранения Забайкальского края.
Требования, связанные с определением соответствия предлагаемого товара требованиям заказчика, установлены в пункте 21 аукционной документации "Наименование, описание объекта закупки и количество товара".
Наименование товара |
Кол-во |
Единица измерения |
Описание объекта закупки |
Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] |
2500.00 |
Упаковка |
раствор для инъекций 100 МЕ/мл, 3 мл - картриджи (5) совместимые с ручками Новопэн в упаковке |
В данном случае, предметом закупки является поставка инсулина растворимого, а не шприц-ручек Новопэн.
Установлено, что указанный лекарственный препарат закупается для продолжения лечения больных сахарным диабетом, имеющих право на получение государственной социальной помощи ранее получавших указанный инсулин, перевод больных на другую терапию может вызвать ухудшение здоровья пациента, так как инсулин подбирается врачом индивидуально, в зависимости от ряда факторов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что указание на совместимость с ручками Новопэн обеспечивают заказчику более точное и четкое описание необходимого к использованию инсулина исходя из потребностей заказчика.
Довод заявителя о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признан Комиссией необоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку инсулина растворимого (человеческий генно-инженерный) может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара.
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу указанной нормы при установлении признаков нарушения закона имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные в документацию об аукционе в электронной форме, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия признала довод заявителя, что закупка проводилась по торговому наименованию не обоснованным, поскольку предметом закупки является поставка инсулина растворимого, а не шприц-ручек Новопэн.
Комиссия считает, что установленные заказчиком требования к товару не ограничивают число участников закупки и не усматривает в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14)
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Герофарм" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В.Терешина
Члены Комиссии: А.О.Осипова
В.В.Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 апреля 2015 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2015