Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 января 2017 г. N 04-02/805
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> - <__>, председателя Комиссии; <__> - <__>, члена Комиссии; <__> - <__>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюдения Министерством промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N174 "Выльгорт - Железнодорожный вокзал - Аэровокзал", извещение N 0107200002616000012 (далее - закупка, электронный аукцион, обращение),
при участии:
- <__> - представитель Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми, по доверенности от 09.01.2017 N 84;
- <__>., <__>., представителей индивидуального предпринимателя <__> (далее - ИП <__>.), по доверенностям от 19.01.2017 N 1, от 19.01.2017 N 1,
УСТАНОВИЛА:
1. В Коми УФАС России поступила жалоба ИП <__> исх. от 18.01.2017 (вх. от 18.01.2017 N 216) о нарушении заказчиком - Министерством промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми требований Закона о контрактной системе, в которой заявителем оспаривается положение документации об электронном аукционе при осуществлении закупки N 0107200002616000012.
В жалобе заявитель просит проверить соответствие документации об электронном аукционе требованиям Закона о контрактной системе.
Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми, ИП <__> закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" надлежащим образом о дате и времени проведения внеплановой проверки извещены.
Отсутствие представителей закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" не препятствует проведению внеплановой проверки.
Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми в отзыве на жалобу исх. от 24.01.2017 N 02-27/446 (вх. от 24.01.2017 N 338) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
Представителями ИП <__> до рассмотрения обращения представлены пояснения вх. от 25.01.2017 N 386.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, рассмотрев обращение, пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупок явилось Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми.
Объектом закупки явилось выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N174 "Выльгорт- Железнодорожный вокзал - Аэровокзал".
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 11 122,80 рублей.
Источником финансирования закупок явились средства республиканского бюджета Республики Коми на 2017 год.
Извещение N 0107200002616000012 о проведении закупки, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее официальный сайт) www.zakupki.gov.ru 19.12.2016.
3.1. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно позиции заявителя, заказчиком в разделе III "Техническое задание" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) неправомерно установлены требования к сроку эксплуатации автобусов - не более 3 года.
Указанную позицию заявитель мотивирует отсутствием требования к сроку эксплуатации автобусов в таких нормативно-правовых актах как: Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - ФЗ N 220), Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - ФЗ N 259), Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств", Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2009 N 112 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации", Постановление Совета Министров - Правительство Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения".
В силу пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании части 3 статьи 14 ФЗ N 220 предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Согласно позиции заказчика, установление в Техническом задании требования к сроку эксплуатации автобусов - не менее 3 года, обусловлено его потребностью.
Вместе с тем, в указанных заявителем в своем обращении нормативно-правовых актах отсутствует запрет на установление требования к сроку эксплуатации транспортных средств.
Требование установлено в отношении всех без исключения претендентов на участие в закупке.
Таким образом, действия Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми, в виде установления в Техническом задании требования к сроку эксплуатации автобусов - не менее 3 года, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 27 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе, при рассмотрении первых частей заявок участникам закупки необходимо указать только свое согласие, на основании чего аукционной комиссией были допущены все заявки участников и принято решение о признании заявок участников соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, Закона о контрактной системе, в том числе в отношении заявки заявителя.
3.2. На основании части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В своем обращении заявитель указывает на то, что срок действия банковской гарантии, установленный в проекте контракта, противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 статьи 368 Гражданского кодекса Российской федерации по независимой (банковской) гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
В силу подпункта 8.3. пункта 8 проекта контракта документации об электронном аукционе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия настоящего контракта не менее чем на один месяц, т.е. не ранее 31.01.2018 г.
Согласно подпункту 11.1 пункта 11 проекта контракта настоящий контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2017 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств Сторонами.
Следовательно, срок действия контракта определен как событием, так и датой - контракт вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2017 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств Сторонами.
Вместе с тем, подпунктом 5.1 пункта 5 проекта контракта установлен срок (график) выполнения Работ - со дня заключения контракта по 31.12.2017 года.
Таким образом, срок выполнения работ исполнителем установлен конкретной датой - 31.12.2017, тогда как исполнения обязательств по оплате контракта относиться к обязанностям заказчика, в связи с чем, установленный в подпункте 8.3. пункта 8 проекта контракта срок банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
По результатам внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 января 2017 г. N 04-02/805
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017