Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 января 2017 г. N 25/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - специалиста эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей от заказчика: Ким А.Г., Безуглого Р.В., Кравчик С.М., в отсутствии представителей от заявителя и уполномоченного органа, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Хаджирокова Руслана Мухаджировича на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство (реконструкция) участка км 11 - км 19 автодороги Корсаков-Новиково в Корсаковском районе Сахалинской области" (корректировка 2016 г.)" (извещение N 0161300001116000390),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалоба индивидуального предпринимателя Хаджирокова Руслана Мухаджировича (далее также - Заявитель, ИП) на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (далее также - Заказчик) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство (реконструкция) участка км 11 - км 19 автодороги Корсаков-Новиково в Корсаковском районе Сахалинской области" (корректировка 2016 г.)" (извещение N 0161300001116000390) (далее - аукцион).
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
30.12.2016 18:12 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона и аукционная документация утвержденная Заказчиком. 20.01.2017 14:23 в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию внесены изменения.
В жалобе Заявитель указал следующие доводы:
1) По позиции 2 "Устройство сброса" (стр. 1) требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам установленные Заказчиком в Сведениях о товарах (материалах) используемых при выполнении подрядных работ не соответствуют требованиям действующего ГОСТ 26633-2015, установленного в документации.
2) С учетом норм ст.65 ФЗ N 44-ФЗ, ст.191, ст.192 ГК РФ, последний день подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе - 20.01.2017 г. Соответственно, день для предоставления разъяснений для заказчика - 22.01.2017 г. Таким образом, заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок определил порядок и даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации.
3) Заказчик нарушил ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте контракта условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4) Учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из п.18.1. проекта контракта, данный срок не определен, в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
5) Учитывая, что объектом закупки (извещение N 0161300001116000390) является Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство (реконструкция) участка км 11 - км 19 автодороги Корсаков-Новиково в Корсаковском районе Сахалинской области" (корректировка 2016 г.), заказчик обязан был установить запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, в соответствии с Постановлением 1457, однако данное требование Заказчик установил только в документации об электронном аукционе, в извещении N 0161300001116000390 указанный запрет заказчиком не был установлен.
6) Требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, размещены в формате pdf, не позволяющем осуществить копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки. Кроме того, информация, размещенная на изображениях, не доступна для ознакомления, т.к. текст набран в формате, который практически невозможно прочитать.
7) Заявитель Жалобы считает, что Заказчик установил требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы несогласны. Представили письменное возражение с обоснованием своей позиции по каждому доводу.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, пришла к следующему.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;.
Относительно установленных Заказчиком показателей бетона "класс бетона - не ниже В 20":
Заказчик сделал ссылку на ГОСТ 26633-2015, указав в качестве характеристики бетона - класс В 20. Согласно ГОСТ 26633-2015 - под классом бетона В20 подразумевается показатель качества бетона по прочности на сжатие (п. 4.3.1). Поскольку конструктивный элемент (бетонный блок устройства сброса), не испытывает нагрузок на растяжение и на данные нагрузки не рассчитывался, проектная организация и Заказчик не предъявляют к нему дополнительные требования по прочности бетона на растяжение при изгибе (обозначающееся в указанном ГОСТе как класс Bt) и прочности бетона при изгибе (обозначающееся в указанном ГОСТе как класс Btb).
То же самое относится и к п. 1 "Сборные конструкции опор, переходных участков и пролетных строений", п.2 "Монолитный бетон опор, переходных участков и пролетных строений" (стр. 4-5) Технического задания.
Участником закупки может быть указано любое значение соответствующее ГОСТу но не ниже требуемого заказчиком.
2. В соответствии с ч. 3. ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 30.12.2016.
Дата окончания подачи участником аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе: 02.02.2017.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 04.02.2017
Дата окончания срока подачи заявок - 06.02.2017.
Таким образом, порядок даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений установлен в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
3. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В аукционной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (статья 55.8 Градостроительного кодекса РФ)
Учитывая, что физическое лицо не может иметь свидетельство выданное саморегулируемой организацией, следовательно не может стать участком и победителем закупки, а значит требование об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта не подлежит включению в контракт.
4. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Понятие срока исполнения контракта Законом N 44-ФЗ не детализируется.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Банковская гарантия обеспечения исполнения договора оформляется с победителем аукциона на этапе заключения договора, когда определены день окончания выполнения работ подрядчиком и срок действия банковской гарантии.
Что касается срока действия контракта - это понятие не аналогично сроку исполнения обязательств по контракту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Но даже при наличии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равнозначна дате, когда обязательство должно быть исполнено в соответствии с условиями контракта (ст. 314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обязательства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ сроками исполнения обязательств по контракту являются предусмотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сроки оплаты товара, работы или услуги, сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо понимать срок, в течение которого в соответствии с условиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта.
В извещении об аукционе указано, что рок исполнения контракта: год 2018 месяц Декабрь Срок исполнения отдельных этапов контракта: 20.12.2018 Периодичность поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг): 20.12.2018
В пункте 1.3. проекта контракта указано: Сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 20.12.2018 года. - начало работ - ________ 2017 года (дата заключения контракта); - окончание работ - по 20 декабря 2018 года.
Согласно 13.3 проекта контракта в случае, если обеспечение исполнения настоящего обязательства Подрядчика будет в форме безотзывной банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
Заказчик в аукционной документации установил срок выполнения работ по контракту, следовательно, данный довод заявителя Комиссия признает необоснованным.
5. В ходе изучения извещения об аукционе Комиссией установлено, что в извещение Заказчиком указан запрет для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457)....".
6. В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой.
Настоящий порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок) устанавливает правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующих информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями пункта 1.2 Раздела I Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В соответствии с Разделом IV "Правила пользования единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы" Порядка:
пользование единой информационной системой пользователями официального сайта единой информационной системы осуществляется без регистрации;
пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции: поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы; просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системе.
На официальном сайте допускается загружать файлы в форматах bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов.
Кроме того, формат файла PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
Таким образом, опубликование аукционной документации в формате pdf не противоречит действующему законодательству и не ограничивает возможность участников ознакомиться с документацией.
7. В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:
"1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;...".
В соответствии с ч. 2. ст. 33 Закона о контрактной системе "Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться".
На основании изложенного, жалоба признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единое требование:
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование:
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Указанные нормы вступили в силу с 09.01.2017.
В п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Установлено, что 20.01.2017 14:23 в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию внесены изменения. Однако Заказчиком не учтены положения указанных норм Закона о контрактной и такие требования не установлены при изменении и утверждении аукционной документации от 20.01.2017.
Таким образом, Заказчик нарушил п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Хаджирокова Руслана Мухаджировича на положения аукционной документации утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство (реконструкция) участка км 11 - км 19 автодороги Корсаков-Новиково в Корсаковском районе Сахалинской области" (корректировка 2016 г.)" (извещение N 0161300001116000390) - необоснованной.
2. Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" признать нарушившим требования п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа", аукционной комиссии администрации Корсаковского городского округа обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.О. Щур
Члены Комиссии К.В. Солонин
Н. А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 января 2017 г. N 25/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017