Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 декабря 2016 г. N 1853-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма -
- заявителя жалобы в лице ООО "АТЛАНТ" -
рассмотрев жалобу ООО "АТЛАНТ" (426200, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Им. Н.Б. Скворцова, д. 35) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма (624090, г. Верхняя Пышма, ул. Красноармейская, 13)при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья для переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядкенепригодными для проживания (извещение N 0162300005816000034), Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "АТЛАНТ" (вх. N 01-20699 от 21.12.2016 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья для переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (извещение N 0162300005816000034), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
По мнению Заявителя, положения документации об электронном аукционе (далее по тексту - аукционная документация) нарушают нормы Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
14.12.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300005816000034 и документация об аукционена приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья для переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 814 567 ,80 руб.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований.
Согласно ч. 20 аукционной документации объектом закупки является приобретение жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья для переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Описание объекта закупки приведено в Техническом задании.
В соответствии с ч. 7 Технического задания аукционной документации жилые помещения передаются Заказчику по акту приема-передачи, а также кадастрового паспорта и иных документов на Объект, необходимых для государственной регистрации права собственности.
Не позднее, чем за 5 календарных дней до принятия заказчиком решения о заключении муниципального контракта, продавец обеспечивает доступ представителя заказчика (Покупателя) в жилое помещение с целью проверки на соответствии представленной информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что положения Закона о контрактной системе не дают право заказчику до момента заключения контракта осуществлять проверку жилого помещения, путем обеспечения доступа продавцом представителя заказчика (Покупателя)на соответствие представленной информации предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с чем в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер.
При этом согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Кроме того, в случае признания заявки участника закупки победителем такого аукциона заказчик обязан заключить с ним контракт.
В соответствии с ч. 4 Технического задания аукционной документации построенный жилой дом и квартира должны соответствовать проектной документации и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, СанПин 2 1 22645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям"), Своду правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", должно быть пригодным для постоянного проживания и отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (глава II Постановления Правительства РФ от 28 01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"), в том числе:
1) Стены наружные и внутренние (несущие), перекрытия, перегородки (межквартирные)- в соответствии с проектной документацией*
*(за исключением гипсокартонных перегородок, деревянных стен и перекрытий).
2) Наличие систем жизнеобеспечения и безопасности: электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, горячее водоснабжение, канализация, вентиляция.
Частью 5Технического задания установленытребования к техническим функциональным характеристикам жилого помещения, в том числе:
- Год постройки дома -Год постройки дома не ранее 1980 года.
Согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что СП 59.13330.2012 применяется к зданиям и сооружениям, которые построены после 2012 года. При рассмотрении первых частей заявок будет применяться год постройки дома, который укажет в заявке участник закупки. Кроме того, отклонение заявки с годом постройки ранее 2012 года аукционной документацией не предусмотрено.
В ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 2.4 проекта контракта установлено, что аванс на предусмотрен. Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления Покупателем денежных средств на банковский счет Продавца, указанный в Контракте в течение 10 (десяти) календарных дней с момента регистрации права собственности жилых помещений (квартир).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что акт приема-передачи жилого помещения подписывается в момент фактической передачи квартиры и ключей в течение 5 дней с момента получения денежных средств.
При этом установлен следующий порядок передачи жилого помещения:
1) п 5.2.муниципального контракта: в течение 10 дней с даты заключения настоящего контракта проводится экспертиза (своими силами либо с привлечением эксперта или экспертной организации);
2) сдача подписанных документов на регистрацию и регистрация права собственности жилых помещений (квартир);
3) п 2.4 муниципального контракта: в течение 10 дней с момента регистрации права собственности жилых помещений (квартир) производятся перечисления Покупателем денежных средств на банковский счет Продавца.
4) п. 5.1. муниципального контракта: в течение 5 дней с момента получения денежных средств продавцом производится передача квартиры и ключей.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Вместе с тем Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что проект контракта содержит обязательные требования, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
При этом, договорные отношения в рамках указанного контракта регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и при исполнении договора могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
При этом ч.3 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальнымиправовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Пунктом 2 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о закупках планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона о закупках порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Требованием к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 554, установлено, что планы-графики закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней следующими заказчиками, в том числе государственными заказчиками, действующими от имени субъекта Российской Федерации, или муниципальными заказчиками, действующими от имени муниципального образования, - со дня доведения до соответствующего государственного заказчика (муниципального заказчика) объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.3).
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд Серовского городского округа утв. Постановлением Администрация Серовского городского округа от 17 августа 2016 г. N 1430.
В соответствии с ч. 10 ст. 21 Закона о закупках план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч.11).
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно части 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ статья 17, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21 Закона N 44-ФЗ вступают в силу с 1 января 2016 года.
При этом формирование заказчиками планов закупок и планов-графиков закупок в соответствии с нормами указанных статей будет осуществляться на 2017-й и последующие годы.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы в порядке, утвержденном совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. N 761/20н (далее - Порядок), с учетом особенностей, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н (далее - Особенности).
Таким образом, частью 12 статьи 21 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, в случае их несоответствия плану-графику закупок. При этом в настоящее время согласно части 2 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с размещенными и утвержденными на 2016 год планами-графиками размещения заказа (за исключением случаев, предусмотренных частью 24 статьи 112 Закона N 44-ФЗ).
Комиссией установлено, что закупка не включена в план-график 44201601623000058001 на 2016 г. Извещением предусмотрено финансирование из средства областного, местного бюджета, выделяемые для реализации мероприятий в рамках муниципальной подпрограммы N 2 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории городского округа Верхняя Пышма до 2020 года".
Таким образом, оснований для осуществления закупки у заказчика в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма не имелось.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "АТЛАНТ"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации городского округа Верхняя Пышмавыявленынарушенияч. 12 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 26 декабря 2016 г. N 1853-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017