Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 января 2015 г. N 5/03-15-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
Молчанова А.В. - руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Фуфачевой И.Н. - начальника отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
Панкратовой В.Д. - специалиста 1 разряда отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
в присутствии:
<>- представителей КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Афло-центр" (610020, г. Киров, ул. Володарского, д. 60)
У С Т А Н О В И Л А:
12.01.2015 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Афло-центр" (далее - Заявитель) на документацию о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, извещение N 0340200018814000047.
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчиком выставлено требование о наличии у участника конкурса лицензии на осуществление медицинской деятельности: по бактериологии и по клинической лабораторной диагностике, что ограничивает количество участников, т.к. для получения лицензий по этим направлениям требуются различные комплекты документов и разная материальная база. Таким образом, Заказчиком осуществлено объединение в один лот различных исследований. Кроме того, установлено требование о наличии копии Свидетельства, выданного в рамках Федеральной системы внешней оценки качества (ФСВОК) за 2011, 2012, 2013 в соответствии с приказами Минздрава РФ от 07.02.2000 N 45 и от 25.12.1997 N 380, что ограничивает количество участников и создает преференции определенным участникам. Сообщает, что в Техническом задании указаны характеристики методов исследований, которые сделаны под оборудование конкретной торговой марки (OLIMPUS). Просит отменить проведение открытого конкурса, т.к. он нарушает ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 16.01.2015 г.
Заказчик представил запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной. Указывает, что согласно п. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе целью закупок является повышение эффективности и результативности определения поставщиков. В соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых услуг установленным заказчиком требованиям. Заказчики самостоятельно определяют предмет торгов, детализируя технические и функциональные характеристики. Предметом закупки является оказание услуг по проведению лабораторных исследований, исследования по клинической лаборатории и бактериологии связаны с предметом закупки, следовательно, правомерно объединены в один лот. Требование о предоставлении копии свидетельства ФСВОК в соответствии с приказами Минздрава РФ от 07.02.2000 N 45 и от 25.12.1997 N 380 является обоснованным, т.к. участие в мероприятиях ФСВОК является обязательным для лабораторий учреждений здравоохранения всех форм собственности и учитывается при их аккредитации и лицензировании. Заявителем не представлены доказательства, что техническое задание подготовлено под оборудование OLIMPUS. Согласно приказу Минздрава РФ от 07.02.2000 N 45 характеристики методов являются аналитическим характеристиками методов исследований (чувствительность, специфичность, правильность, воспроизводимость, диапазон измерений, линейность), что обеспечивает качество клинических лабораторных исследований. Коэффициент вариации (CV) рассчитывается и регламентируется приказом Минздрава РФ от 26.05.2003 N 220. Аналитические характеристики методов исследований, представленных в Техническом задании, характерны для современных аналитических систем ведущих производителей лабораторного оборудования (ROCHE/HITACHI, BECMAN COULTER, ABBOT и др.). Просит признать жалобу необоснованной.
Заявитель, извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях на жалобу, просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. 17.12.2014 года на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, извещение N 0340200018814000047. 23.12.2014 г. в извещение и документацию вносились изменения, которые также опубликованы. Организатор совместных торгов - КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр". Заказчиками выступают 19 учреждений здравоохранения Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 76508642,32 руб.
Согласно конкурсной документации предметом конкурса является оказание услуг по проведению лабораторных исследований по бактериологии и клинической лабораторной диагностике. Техническая часть (Конкурсное задание) содержит перечень наименований тестов и характеристики методов исследований.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с ч.ч. 5, 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При осуществлении закупки путем проведения конкурса могут выделяться лоты.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Системное толкование приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет торгов, его качественные и количественные характеристики в соответствии с собственными потребностями, а также наделен правом выставления предмета торгов одним лотом с определением его содержания. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по определению предмета торгов, учитывающего выполнение заказчиком функций, возложенных на него законодательством, не содержит запрета выставлять единым лотом предмет торгов, который в силу своей специфики может быть объединен в один лот.
Кроме того, согласно пояснениям представителя Заказчика данный способ закупки является более разумным, т.к. эти исследования взаимосвязаны и объединение их в один лот сокращает временные затраты на полную диагностику пациента, что важно и для врачей и для пациентов.
Сведения, подтверждающие, что содержащиеся в технической части (конкурсном задании) документации об открытом конкурсе требования создали одним участникам закупки преимущество пред другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным способом влекут за собой ограничение количества участников закупки, отсутствуют.
2. Бактериологические и клинические лабораторные исследования составляют предмет конкурса, относятся к услугам по проведению лабораторных исследований и, соответственно, такие услуги могут быть оказаны только организацией, имеющей соответствующую лицензию. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит медицинская деятельность по перечню работ (услуг), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. В соответствии с указанным перечнем к услугам, составляющим медицинскую деятельность, относятся: бактериология; клиническая лабораторная диагностика.
Согласно п. 1.5.1 приказа Минздрава РФ от 07.02.2000 N 45 "О системе мер по повышению качества клинических лабораторных исследований в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" контроль качества клинических лабораторных исследований на уровне системы здравоохранения России и на уровне субъектов Российской Федерации (межлабораторный контроль качества) осуществляется Федеральной системой внешней оценки качества (ФСВОК) на основе обработки результатов проведенных клинико-диагностическими лабораториями исследований образцов контрольных материалов. Целью внешней оценки качества исследований является оценка степени сопоставимости результатов исследований, выполняемых в различных учреждениях здравоохранения, и соответствия их установленным нормам аналитической точности. Внешняя оценка качества клинических лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях учреждений здравоохранения производится в соответствии с нормативными документами Минздрава России. Участие в мероприятиях ФСВОК является обязательным для лабораторий учреждений здравоохранения всех форм собственности и учитывается при их аккредитации и лицензировании. Наряду с этим допускается участие лабораторий в других программах внешней оценки качества (международных, коммерческих и региональных), в частности для показателей, отсутствующих в ФСВОК. Бактериологические показатели присутствуют в ФСВОК.
В соответствии с приказом Минздрава от 21.02.2000 N 64 "Об утверждении номенклатуры клинических лабораторных исследований" бактериология как метод исследования относится к клиническим лабораторным исследованиям.
Пунктом 9 Информационной карты конкурсной документации установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурсе, в частности:
- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности: по бактериологии, по клинической лабораторной диагностике,
- копия свидетельства ФСВОК за 2011 г., 2012 г., 2013 г. в соответствии приказа МЗ РФ N 45 от 07.02.2000 и МЗ РФ N 380 от 25.12.97г.,
что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
3. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.709 ГК РФ заказчик вправе установить в проекте государственного контракта запрет на привлечение соисполнителей при оказании услуг, являющихся предметом закупки.
В случае единоличного исполнения достигается возможность в максимально сжатые сроки подготовить полное лабораторное заключение о состоянии здоровья пациента.
Таким образом, условия проекта контракта об оказании услуг Исполнителем лично, без привлечения соисполнителей, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
4. Ссылка Заявителя на то, что в Технической части (конкурсном задании) указаны характеристики методов исследований, которые сделаны под оборудование конкретной торговой марки (OLIMPUS) не нашли своего подтверждения.
Согласно приказу Минздрава РФ от 07.02.2000 N 45 характеристики методов являются аналитическими характеристиками методов исследований (чувствительность, специфичность, правильность, воспроизводимость, диапазон измерений, линейность), что обеспечивает качество клинических лабораторных исследований. Коэффициент вариации (CV) рассчитывается и регламентируется приказом Минздрава РФ от 26.05.2003 N 220. Аналитические характеристики методов исследований, представленных в Технической части (конкурсном задании), характерны для современных аналитических систем ведущих производителей лабораторного оборудования, таких как ROCHE/HITACHI, BECMAN COULTER, ABBOT и др.
Заявителем не представлен какой-либо сравнительный анализ лабораторного оборудования, подтверждающий довод жалобы.
Конкурсная документация на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, извещение N 0340200018814000047, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Афло-центр" на документацию о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению лабораторных исследований, извещение N 0340200018814000047.
Председатель комиссии А.В. Молчанов
Члены комиссии И.Н. Фуфачева
В.Д. Панкратова
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 января 2015 г. N 5/03-15-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2015