Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 января 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы Заявителя - ООО "Империя" на действия Заказчика - Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону при проведении открытого конкурса N 0158300052514000141 "Исполнение функций технического заказчика (в том числе строительного контроля) по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства и реконструкции, финансируемых за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону, а также субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет города в 2015 году" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Савенко О.М., Манцивада Н.Н.), привлеченного лица - Правительства Ростовской области (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель полагает, что в рамках исполнения работ по предмету контракта сведения, составляющие государственную тайну, использованию не подлежат.
Отсутствие необходимости взаимодействия участников закупки с указанной информацией обуславливает возможность участия в торгах без наличия лицензии ФСБ России.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
При осуществлении строительного контроля в рамках проектирования и строительства объекта "Строительство водовода от ВНС "Восточная" до ВНС застройки в районе Ростовского моря "Декоративные культуры" с закольцовкой сетей", а также объектов, в процессе строительства которых, предусмотрены перекладка и вынос водопроводных сетей с территории земельных участков, необходимо использовать схему водоснабжения города Ростова-на-Дону.
Информация, раскрывающая схему водоснабжения гор. Ростова-на-Дону, является сведениями, отнесенным к государственной тайне.
Привлеченное лицо пояснений не представило.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
05.12.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса. В указанное извещение внесены изменения. Согласно извещению в редакции от 12.12.2014 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляла 31 015 836. 00 рублей; 2) время вскрытия заявок - 29.12.2014 10:00.
1) В рамках выполнения работ по предмету контракта необходимо, в том числе, осуществление строительного контроля (п. 1.1 проекта контракта).
Согласно ч. 8 ст. 53 ГрК РФ Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Установленный Порядок закреплен Постановлением Правительства N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Объект закупки содержит требование о необходимости проведения строительного контроля в соответствии с указанным Порядком.
Названный Порядок устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 5 Порядка строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Виды работ, приведенные в названном Порядке, соответствуют видам работ, указанным в СНиПа 12-01-2004 "Организация строительства" (постановление Госстроя Российской Федерации от 19.04.2004 N 70).
Таким образом, данные виды работ (услуг) являются работами (услугами) по предмету конкурса.
Заявленные Заказчиком виды работ представляют собой деятельность по осуществлению строительного контроля.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Данный Перечень включает в себя следующий вид работ - п. 32 "работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем".
Работы по осуществлению строительного контроля включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (наравне с другими видами работ).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 59 Закона установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.
Указанный Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В данный Перечень включен код 45 "Работы строительные".
Вид работ по осуществлению строительного контроля является одним из видов строительных работ.
Приведенные нормы права возлагают на Заказчика обязанность по проведению торгов на закупку строительных работ в форме электронного аукциона.
Осуществив определение Подрядчика путем проведения открытого конкурса, Заказчик нарушил ч. 2 ст. 59 Закона.
2) В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложения запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При объединении товаров, работ, услуг в один лот Заказчику необходимо учитывать технологическую и функциональную взаимосвязь между ними.
Согласно п. 1.1 проекта контракта на победителя торгов возложены обязанности по выполнению функций технического заказчика, в том числе, строительного контроля, по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства и реконструкции.
Техническим заданием определено количество таких объектов - 25.
Объединение в один объект закупки предпроектных работ, строительного контроля, работ по подготовки инженерных изысканий, работ по подготовки земельных участков, работ по освоению строительных площадок, работ по контролю за осуществлением строительства, услуги по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку названные виды работ, услуг не связаны друг с другом ни функционально, ни технологически.
Кроме того, объединение названных работ, услуг в один лот и одновременное требование лицензии УФСБ России, является безусловным ограничением круга участников торгов.
В ходе заседания представители Заказчика пояснили, что Заказчиком применен принцип объединения указанных ранее работ, услуг в один лот с целью общего контроля за их исполнением, а также реализацией не каждого из них в отдельности, а их как единого комплекса.
Заказчик как участник бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяет необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Заказчиком не доказано, что поставленные перед ним задачи могут быть выполнены исключительно указанным способом - объединением в один лот.
Заказчиком не представлено доказательств того, что такой принцип закупки привел, либо приведет к более эффективному расходованию бюджетных средств, или того, что, используя данный бюджетом объем средств, им достигнут, либо может быть достигнут лучший результат.
Заказчиком нарушена ч. 2 ст. 8, ч. 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3) Согласно раздела 2 документации при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим, оказанием услуг, являющихся объектом закупки - участник должен иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Управлением ФСБ России.
Согласно п. 4.2 документации заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в конкурсной документации или копии таких документов: лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Управлением ФСБ России.
Заказчик обосновывает необходимость установления данного требования к участникам торгов тем, что в рамках исполнения контракта предполагается работа со сведениями, раскрывающие схему водоснабжения гор. Ростова-на-Дону. Данная информация, по мнению Заказчика, подлежит засекречиванию.
Указанное обстоятельство требует от исполнителя работ наличия лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и представления в заявке на участие в конкурсе копии такой лицензии.
Статьей 5 Закона Российской Федерации N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Конкурсная документация, включая техническое задание, содержит сведения и информацию исключительно общего пользования.
Каких-либо ссылок на использование сведений иного уровня конфиденциальности (секретности), а также на применение при выполнении работ (либо части работ) по предмету контракта указанных правовых актов документация не содержит.
На основании изложенного, необходимость установления в конкурсной документации требования к участникам закупки о наличии у них о лицензии УФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не подтверждена.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона.
4) В соответствии с ч. 3 ст. 49 Закона извещение о проведении закупки содержит информацию о том, на каком языке предоставляется конкурсная документация: русский.
Часть 1 ст. 50 Закона устанавливает, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Документация по данному конкурсу сведений о языке, на котором предоставляется конкурсная документация, не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Империя" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 50, ч. 2 ст. 59 Закона, ч. 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об аннулировании торгов.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 января 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2015