Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 января 2015 г. N 2584/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N2584/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого конкурса N 0158300035214000050 "Открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и содержанию дорог, тротуаров, аллей, скверов, уборке и санитарной очистки улиц, содержание зеленого хозяйства, уборке опасно растущих деревьев на территории Усть-Донецкого городского поселения Усть-Донецкого района на 1 полугодие 2015 года" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя (Часовских Ю.Ю.), представителей Заказчика (Скрипникова В.Н., Кодиленко И.И., Ермилова С.А.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Заказчика.
Заказчик в возражении отрицал нарушения Закона при проведении конкурса, просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Привлеченного лица свою позицию по доводам жалобы не высказал.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно извещению о проведении открытого конкурса от 04.12.2014 г. N0158300035214000050:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 25.12.2014 г. в 10-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила - лот N1 - 3 000 000 рублей, лот N2 - 3 000 000 рублей.
Доводом жалобы Заявителя является результат оценки заявки Заявителя конкурсной комиссией Заказчика по критериям "квалификация участников закупки", "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно ч.6 ст.106 Закона рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В силу п.п.3, 4 ч.1 ст.32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация участников закупки.
Таким образом, на основании ч.6 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России не рассматривает указанный довод жалобы Заявителя.
Согласно ч.2 ст.48 Закона Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Закона
В силу ч.2 ст.59 Закона Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.10.2013 года N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение, аукционный перечень), группировка 90 согласно ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (Том 1, классы 01 - 23; Том 2, классы 24 - 28; Том 3, классы 29 - 45; Том 4, классы 50 - 99) (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 года N 329-ст) (далее - Классификатор) входит в состав перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых должен проводиться аукцион в электронном виде.
Под "группировкой" в данном случае следует понимать услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги, включенные в код 90 Классификатора.
Согласно указанному Классификатору группировка "Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги" включает в себя, в том числе, услуги по уборке территорий городов и поселков (код 90.03.13.110 Классификатора).
Объектом рассматриваемой закупки является открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и содержанию дорог, тротуаров, аллей, скверов, уборке и санитарной очистки улиц, содержание зеленого хозяйства, уборке опасно растущих деревьев на территории Усть-Донецкого городского поселения Усть-Донецкого района на 1 полугодие 2015 года.
Таким образом, объект закупки, проводимой Заказчиком, включен в группировку 90 Классификатора, которая входит (за исключением кода 90.01) в аукционный перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 года N 2019-р. Следовательно, способ определения поставщика в виде открытого конкурса выбран Заказчиком с нарушением норм Закона, поскольку указанная закупка может быть проведена только электронным аукционом.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.2 ст. 59 Закона.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.44 Закона при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В силу ч.14 ст.44 Закона размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой покупки составляет 3 000 000 рублей. Однако Заказчик в п.27 Информационной карты конкурсной документации установил следующее:
27. |
Часть 4.5 |
Размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе |
1,67% от НМЦК, что составляет 50 000 руб. |
Таким образом, Заказчик нарушил ч.14 ст.44 Закона.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п.13 Информационной карты Заказчик установил "Единые требования к участникам открытого конкурса", где, в том числе, указал: "правомочность участника закупки заключать контракт".
С учетом того, что требование "правомочность участника закупки заключать контракт" в Законе (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") отсутствует, Заказчик, устанавливая к участникам закупки данное требование, нарушил ч.6 ст.31 Закона.
Согласно ч.4 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Согласно п.7.3 проекта контракта Заказчик, в том числе, установил: "в случае просрочки исполнения Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения такого обязательства в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Таким образом, Заказчик нарушил ч.5 ст.34 Закона.
Согласно ч.27 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проект контракта, размещенный Заказчиком в составе конкурсной документации на официальном сайте, условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не содержит.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.27 ст.34 Закона.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В п.38 Информационной карты конкурсной документации Заказчик указал следующее:
38 |
Часть 5.2 |
Величины значимости критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе |
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085. |
Согласно п.37 Информационной карты конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Величины значимости указанных критериев в конкурсной документации не установлены. Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.50 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалоба на результат оценки заявки Заявителя конкурсной комиссией Заказчика по критериям "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", "квалификация участников закупки" на основании ч.6 ст.106 Закона не рассматривается.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.31, ч.ч.5, 27 ст.34, ч.14 ст.44, ч.1 ст.50, ч.2 ст.59 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного открытого конкурса.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 января 2015 г. N 2584/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2015