Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2015 г. N 1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Ладья" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО ""Областная больница N 6" (с.Аромашево) при проведении электронного аукциона N АЭ-6661/14 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167200003414008773 ) на оказание услуг по обслуживанию медицинского оборудования.
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 31.12.2014 г. поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 12.01.2015 г. N 4 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-6661/14 (N 0167200003414008773 ).
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у уполномоченного органа были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного электронного аукциона, которые представлены заблаговременно до дня заседания Комиссии.
Согласно жалобе, заказчиком неправомерно установлено в извещении о запросе котировок требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения в соответствии с Федеральным Законом от 09.01.1996 года N3-ФЗ "О радиационной безопасности", поскольку на техническое обслуживание оборудования, являющегося источником ионизирующего излучении, используемого в медицинской деятельности, лицензии не требуется.
Как следует из пояснений уполномоченного органа (письмо исх.N 0033 от 15.01.2015 г.), требование к участникам закупки о наличии вышеупомянутой лицензии установлено в соответствии с законодательством о контрактной системе, следовательно, не может нарушать права и законные интересы подателя жалобы относительно возможности участия в указанной закупке.
ГБУЗ ТО ""Областная больница N 6" (с.Аромашево), будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей на заседание Комиссии не направило, свою правовую позицию по существу рассматриваемого дела не представило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителей на основании имеющихся в материалах дела документах.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа и заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-6661/14 в интересах государственного заказчика - ГБУЗ ТО ""Областная больница N 6" (с.Аромашево) на оказание услуг по обслуживанию медицинского оборудования с начальной (максимальной) ценой контракта 895 936,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 29.12.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003414008773.
В соответствии с п.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе такой перечень должен содержаться и в документации электронного аукциона.
Таким образом, соответствие участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим поставки товаров и оказывающим услуги для государственных нужд, и которые предусмотрены документацией об аукционе, является обязательном условием для участия в публичных процедурах, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Во исполнение указанных норм Закона о контрактной системе, а также в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469 в п. 51 раздела 5 Информационной карты электронного аукциона N АЭ-6661/14 к участкам закупки предъявляются следующие требования:
-наличие лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (согласно видам работ перечисленным в Приложении N1 к документации об электронном аукционе);
Виды работ:
-контроль технического состояния медицинской техники
-периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники
-ремонт медицинской техники
- наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (согласно видам работ перечисленным в Приложении N1 к документации об электронном аукционе). Виды работ: Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В этой связи, п.8.1 раздела 8 Информационной карты электронного аукциона N АЭ-6661/14 содержится перечень документов (или копий документов), которые должны быть представлены участником закупки в составе второй части заявки, а именно лицензию на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники и лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
Как было указано выше, заявитель полагает, что означенные требования заказчика и уполномоченного органа являются избыточными и нарушающими права участника закупки, претендующего на заключение государственного контракта с заказчиком, но не имеющего лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. При этом, в качестве правового обоснования заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения и которое упомянуто в техническом задании аукционной документации (Приложение N1) используется заказчиком непосредственно в медицинской деятельности, и соответственно, лицензии на его техническое обслуживание не требуется.
Вместе с тем, Комиссия находит доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ч. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Таким образом, обслуживание источников ионизирующего излучения отнесено законодательством к лицензируемому виду деятельности.
Подпунктом 39 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Исходя из буквального толкования приведённой правовой нормы следует, что необходимость в получении лицензии отсутствует лишь в том случае, когда использование источников ионизирующего излучения (генерирующих) происходит в рамках осуществления медицинской деятельности.
Согласно ч.2 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", порядок лицензирования в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) устанавливается законодательством Российской Федерации.
В настоящее время порядок лицензирования в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) установлен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278.
В силу пункта 3 данного Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 2 указанного Положения).
Так, ранее Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 28.12.2011 г. N 01/16450-1-32, адресованном территориальным органам Роспотребнадора указала, что организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, освобождаются от необходимости получения лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Соответственно, все иные субъекты, деятельность которых связана с использованием таких источников, в том числе при техническом обслуживании медицинского оборудования, являющегося источником ионизирующего излучения, обязаны в установленном порядке получить указанную лицензию.
Из представленных документов следует, что предметом проведения настоящего электронного аукциона является деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию (ремонту) медицинского оборудования, имеющего у лечебного учреждения (в данном случае у ГБУЗ ТО ""Областная больница N 6" (с.Аромашево), но не деятельность по использованию источников ионизирующего излучения (генерирующих) непосредственно в медицинских целях.
В соответствии с п. 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники также относится к лицензируемым видам деятельности.
Порядок лицензирования данной деятельности установлен Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, которым утверждено Положение "О лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"
В частности, п. 3 названного Положения в состав деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники входят следующие работы (услуги):
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
Обозначенные виды работ (услуг) указаны в п. 5.1 раздела 5 Информационной карты электронного аукциона N АЭ-6661/14, а также в Приложении N1 аукционной документации.
Следовательно, требования к участникам аукциона N АЭ-03725/14 о наличии вышеупомянутых лицензий основаны на положения действующего законодательства, в связи с чем в действиях заказчика и уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Ладья" на действия Управления государственных закупок Тюменской области и ГБУЗ ТО ""Областная больница N 6" (с.Аромашево) при проведении электронного аукциона N АЭ-6661/14 (N 0167200003414008773 ) на оказание услуг по обслуживанию медицинского оборудования необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 15 января 2015 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.01.2015