Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 марта 2015 г. N 76-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 21 от 16.02.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 18 от 16.02.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 26 от 02.03.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 19 от 16.02.2015,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства", действующего на основании доверенности N 20 от 16.02.2015
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика при проведении открытого конкурса N 0369100028415000019 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск, подъезд к г.Екатеринбург км 44+000 -км 50+000 (левый проезд) в Челябинской области (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 25.02.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 133 921 880 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 13.03.2015 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, в нарушение пункта 5 части 24 Закона о контрактной системе заказчиком выбран неправильной способ закупки, так как работы, входящие в 45 группировку по ОКДП с учетом начальной (максимальной) цены контракта должны проводиться путем проведения электронного аукциона.
Кроме того, в документации о закупке установлено требование о необходимости наличия свидетельства о допуске к работам по пункту 33.2.1 Перечня, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, что противоречит части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающего необходимость наличия исключительно допуска на выполнение работ по организации строительства.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком правомерно выбран способ закупки, так как работы, являющиеся объектом закупки, являются работами по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, при проведении которых не требуется соблюдения ценового критерия, указанного в Распоряжении Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Заказчиком правомерно установлено требование к участнику закупки о предоставлении свидетельства о допуске к работам по организации строительства автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта в соответствии с пунктом 33.2.1. Перечня, что соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует их части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении, в том числе путем проведения конкурсных процедур.
В указанный перечень включена группировка 45 - работы строительные (кроме кода 45.12), со ссылкой, содержащей исключение из общего правила, в соответствии с которой в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения закупки иным способом, чем электронный аукцион, в том числе путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, для осуществления заказчиком закупки путем проведения конкурса
необходимо одновременное наличие следующих условий:
- объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
- начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Как следует из извещения и конкурсной документации предметом закупки является капитальный ремонт автомобильной дороги, который в соответствии с извещением отнесен к коду ОКДП - 45.23.11.199 "работы общестроительные по ремонту оснований покрытий автомагистралей, дорог, улиц, прочих автомобильных или пешеходных дорог, кроме работ, выполняемых по индивидуальным заказам" с начальной (максимальной) ценой контракта - 133 921 880,00 рублей.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, так как начальная (максимальная) цена контракта ниже ценового минимума, установленного для проведения закупки на выполнение работ, включенных в 45 группировку, для государственных нужд, что обязывает заказчика проводить электронный аукцион.
Доводы заказчика, согласно которым ценовой критерий относится только к иным работам, включенным в 45 группировку, является несостоятельными, так как из ссылки к 45 группировки однозначно следует, что все закупки, включенные в 45 группировку, в том числе прямо поименованные в сноске, возможно проводить конкурсом только при соблюдении ценового минимума, установленного в зависимости от уровня нужд, для реализации которых размещается закупка.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении закупки, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, пункт 33 Перечня является обобщенным наименованием работ по организации строительства, конкретные виды которых раскрыты в пунктах и подпунктах с 33.1 по 33.13:
33.1. Промышленное строительство (пп. 33.1.1-33.1.14)
33.2. Транспортное строительство (пп. 33.2.1-33.2.7)
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты
Таким образом, с учетом характера и видов работ, являющихся предметом закупки, в составе заявки заказчик должен указать конкретные виды работ по организации строительства, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Перечнем.
В пунктах 4.1.4, 6.1 конкурсной документации к участнику закупки установлены требования о наличии действующего свидетельства о допуске к работам по организации строительства автомобильных дорог и объектов инфраструктуры автомобильного транспорта в соответствии с пунктом 33.2.1. Перечня, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, что соответствует как требованиям законодательства о контрактной системе, так и требованиям градостроительного законодательства.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Согласно представленным материалам в конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 20%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 20%) (пункт 11.13, 11.14.3 раздела 11 конкурсной документации)
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено следующее: "Показатель "Качество работ" оценивается с точки зрения развернутого описания предстоящей работы, демонстрирующего понимание поставленной задачи, в том числе: цель работы, описание объекта, использование научных подходов, практическая значимость работы, применяемые методы и способы выполнения работ по объекту, планируемый результат.
Вместе с тем, из конкурсной документации не следует, что представляет собой развернутое описание работы, демонстрирующее понимание поставленной задачи, какие показатели должны быть представлены, чтобы описание работы соответствовало понятию "развернутости" (например, какие технологии производства работ должны быть применены, методы контроля качества и т.д.), что в итоге при данном описании показателя не раскрывает критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, заказчиком установлен порядок оценки заявок, который не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, что противоречит положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Таким образом, в конкурсной документации форма заявки является обязательным требованием, которое устанавливается заказчиком, и в соответствии с которой участник закупки формирует свое предложение.
Аналогичные требования установлены к описанию предложения участника конкурса, которое должно быть установлено заказчиком и содержать однозначные и конкретные условия, позволяющие участнику закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Вместе с тем, в пунктах 4.1.1, 4.1.8 конкурсной документации, Приложениях N 1, 3 к конкурсной документации указано, что описание предложения участника открытого конкурса в отношении объекта закупки может быть представлено в форме Приложения 1 к конкурсной документации.
В Приложении N 1 к конкурсной документации также указано, что предложение участника закупки предоставляется в соответствии с рекомендуемой формой.
Таким образом, альтернативное право выбора формы предоставления заявки на участие в конкурсе, установленное заказчиком, противоречит императивному требованию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В пунктах 4.1.8, 5.1 документации о закупке указано, что участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с требованиями установленными условиями государственного контракта (Приложение N 2 к конкурсной документации) и приложений к нему, с учетом Проекта (Приложение 4 к документации).
Таким образом, из требований к содержанию предложения участника конкурса не следует, какие условия государственного контракта и проектной документации, должны быть предложены участником открытого конкурса.
С учетом изложенного, отсутствие конкретных требований к содержанию и описанию условий, которые должны находить отражение в предложении участника открытого конкурса, нарушают подпункт 4 пункта 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" на действия заказчика обоснованными в части неправомерного выбора способа закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 4,9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 марта 2015 г. N 76-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2015