Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Автомост-Капитал" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии, МБУ "УКС КМР" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на Объект капитального строительства "Распределительные газопроводы д. Малая Серва Кудымкарского района Пермского края (изв. N 0356300049116000068),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300049116000068 Заказчиком проводился электронный аукцион на объект капитального строительства "Распределительные газопроводы д. Малая Серва Кудымкарского района Пермского края.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о закупках, обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 16.01.2017 г.
Поскольку жалоба подана в Пермское УФАС России 31.01.2017 г., т.е. по истечении установленных части 4 ст. 105 Закона о закупках сроков, доводы Заявителя о нарушении требований Закона о закупках при формировании аукционной документации, рассмотрению не подлежат.
Согласно протоколу рассмотрения заявок подателю жалобы отказано в допуске к участию в электронном аукционе ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ), а именно, в заявке участника не представлены конкретные значения:
- ударной вязкости (позициях 18-19 "Заглушка ГОСТ17379-2001" в заявке указано максимальное значение ударной вязкости KCU при температуре - 40 С: 34Дж/см2);- отклонения по массе швеллера (позиция 158 "Швеллер ГОСТ 8240-97" в заявке участника указано максимальное значение отклонения по массе швеллера +6%)
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: если в описании показателей заказчик использует слово "максимальное", участник закупки должен указать конкретное значение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, обозначены в Перечне основных используемых материалов и оборудования.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Перечне основных используемых материалов и оборудования.
В Главе 5 Техническое задание (Спецификация) содержится инструкция по заполнению первой части заявки. Так, в частности, указано следующее: Если при описании показателей Заказчик использует такие слова или знаки как: "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", "не уже", "не шире", "не ранее", "не позже", "от", "до", "максимальное (максимум, max)", "минимальное (минимум, min)", знаки "больше или равно", "меньше или равно", и т.п.: участник закупки должен указать конкретное значение показателя, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно. Если при описании данного вида показателей Заказчик использовал такие слова как: "уже", "шире", "более", "менее", "больше", "меньше", "свыше", "св.", "выше", "ниже", знаки "<", ">" и т.п.: участник закупки должен указать конкретное значение показателя, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки и т.п.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения жалобы основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе рассмотрения заявок, нашли свое подтверждение.
В п. 18,19 Перечня основных используемых материалов и оборудования установлены требования к заглушкам П 57х5,0 мм., П 32х3,0 мм., в частности, ГОСТ 17379-2001 максимальное значение ударной вязкости КСU при температуре - 40 °С: 34 Дж/см2.
В п.158 Перечня основных используемых материалов и оборудования установлены требования к швеллеру стальному по ГОСТ 8240-97, в частности, максимальное значение отклонения по массе швеллера +6%.
В заявке подателя жалобы указаны следующие показатели заглушек и швеллера: максимальное значение ударной вязкости КСU при температуре - 40 °С: 34 Дж/см2, максимальное значение отклонения по массе швеллера +6% соответственно.
Комиссия отмечает, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки, спорные показатели не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным в аукционной документации (с учетом положений инструкции по заполнению заявки) нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Нарушений при установлении требований к швеллеру (п.158) Комиссия не усматривает. Довод о том, что в ГОСТ отсутствует спорный показатель, отклоняется как несостоятельный, поскольку данный показатель содержится в п.2.10 ГОСТ.
Иного не доказано.
Вместе с тем, антимонопольный орган обращает внимание на следующее обстоятельство.
Как указано выше, заглушки должны соответствовать ГОСТ 17379-2001. Согласно Разделу 5 названного ГОСТ, Технические условия заглушек определяются по ГОСТ 17380.
В ГОСТ 17380-2001 установлено, что механические свойства металла деталей исполнения 2 должны быть не менее указанных в таблице 7.
С учетом изложенного выше, требование, установленное в документации, о максимальном значении ударной вязкости КСU, противоречит ГОСТ 17379-2001, в котором установлены требования к минимально допустимым показателям, а не максимальным, и, как следствие, Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что запросы о разъяснении положений документации о закупке ООО "Автомост-Капитал" не направлялись, положения документации, как указано выше, в установленном порядке не обжаловались.
С учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автомост-Капитал" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на Объект капитального строительства "Распределительные газопроводы д. Малая Серва Кудымкарского района Пермского края (изв. N 0356300049116000068) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Автомост-Капитал" на действия МБУ "УКС КМР" при проведении электронного аукциона на Объект капитального строительства "Распределительные газопроводы д. Малая Серва Кудымкарского района Пермского края (изв. N 0356300049116000068) не подлежащей рассмотрению в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 февраля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2017