Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 января 2017 г. N 68
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Титовой Е.С. |
- |
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова" (доверенность от 26.01.2017 N 199-160-04/35), |
- Савостиной О.В. |
- |
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова" (доверенность от 26.01.2017 N 199-160-04/39), |
- Струнина А.В. |
- |
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова" (доверенность от 26.01.2017 N 199-160-04/36), |
- Кузнецова П.Н. |
- |
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова" (доверенность от 26.01.2017 N 199-160-04/37), |
- Титовой Е.С. |
- |
представителя Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (доверенность от 20.12.2016 N 1/246/2016-ДОВ), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРО-СтройИнвест" (далее - ООО "ПРО-СтройИнвест", заявитель) на действия Федерального государственного унитарного предприятия Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова" (далее также - ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова", заказчик) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ПРО-СтройИнвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку измерительного оборудования в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0532100000216000020 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "ПРО-СтройИнвест" при рассмотрении жалобы не присутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова" и Государственной корпорация по атомной энергии "Росатом", присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "ПРО-СтройИнвест" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 28.12.2016 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.roseltorg.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку измерительного оборудования в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0532100000216000020 и документация об электронном аукционе.
Государственным заказчиком данной закупки выступает ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова".
Специализированной организацией выступает Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
Оператором электронной площадки является АО "ЕЭТП".
Начальная (максимальная) цена контракта - 699 020,65 рублей.
Источник финансирования - средства Федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа.
2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочих, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Согласно пункту 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости) объекта закупки, количество товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг определены в Разделе 8 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об аукционе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включены указания в отношении наименование места происхождения товара (а именно: "Страна происхождения товара (с учетом установленного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств) Россия"), в то время как, под исключение из правил (согласно которым допускается указание, среди прочего, в отношении наименования места происхождения товара, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки) - не подпадает, поскольку описанием объекта закупки, изложенным в документации образом, фактически обеспечивается точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с названной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 (далее также - Постановление N 9) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к названному постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России заказчик использовал код по ОКПД2 26.51.66.140 "Измерительное оборудование". Названный код входит в перечень предусмотренный приложением к Постановлению N 9 (пункт 31. Перечня предусмотренного приложением к Постановлению N 9 "Измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин").
При этом пунктом 3 Постановления N 9 установлено, что подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров отраслей промышленности, нормативно-правовое регулирование в сфере которых осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации этих товаров, выдаваемое в установленном указанным Министерством порядке с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".
Также в соответствии с пунктом 7 Постановления N 9 для целей применения названного постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
Как установлено данный аукцион осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
При этом, заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товара, являющегося объектом закупки на момент публикации извещения и документация об электронном аукционе у заказчика отсутствовало. Кроме того, на момент рассмотрения Комиссией Нижегородского УФАС России настоящей жалобы названое заключение также не представлено.
Изложенное свидетельствует об обязанности заказчика установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Данный запрет правомерно установлен заказчиком в пункте 7 Раздела 5 "Информационная карта" документации об аукционе.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Между тем в нарушение названной нормы доводы относительно отсутствия производства на территории Российской Федерации товара, являющегося объектом закупки не подтверждены никакими доказательствами. В этой связи рассматриваемые доводы заявителя отклоняются за недоказанностью.
Следовательно жалоба ООО "ПРО-СтройИнвест" признается необоснованной.
4) Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронных аукционах, среди которых, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе);
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Поскольку Постановление N 9 не содержит перечня документов, подтверждающих соответствие участника установленному запрету на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Представление участником закупки в составе заявки прочих документов, что поставляемый для нужд обороны страны и безопасности государства товар, не происходит из иностранных государств не требуется. То есть требовать в составе второй части заявки какие-либо документы, подтверждающие соответствие названным запретам незаконно.
Кроме того факт подачи участником заявки на участие в закупке может являться согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия, установленным в документации о закупке требованиям в части запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в нарушение части 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявок содержится неправомерное требование о предоставлении письма-подтверждения изготовителя (производителя) товара; сертификата или декларации соответствия в качестве названных документов.
5) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения, допущенные ФГУП "ФНПЦ НИИИС им. Ю.Е.Седакова", не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента.
Вместе с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания о прекращении приостановления определения подрядчика оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (АО "ЕЭТП").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу ООО "ПРО-СтройИнвест" на действия ООО "ПРО-СтройИнвест" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку измерительного оборудования в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0532100000216000020, необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, частей 5 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание Заказчику не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения поставщика.
4. Выдать оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") предписание о прекращении приостановления осуществления закупки в части заключения контракта.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Н.В. Балабина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 января 2017 г. N 68
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2017