Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 1438-с/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев представленные Войсковой частью 3442 документы о проведении электронного аукциона на поставку расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения (изв. N 0369100050914000033) и признании его несостоявшимся,
УСТАНОВИЛА:
Войсковая часть 3442 (далее - заказчик) в октябре 2014 года проводила электронный аукцион на поставку расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения (изв. N 0369100050914000033) (далее - закупка).
Извещение N 0369100050914000033 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.10.2014 года.
Согласно протоколу N 34 рассмотрения единственной заявки от 28.10.2014 года на участие в закупке поступила одна заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям документации о закупке, законодательства о контрактной системе.
Заказчик представил на рассмотрение Комиссии документы и информацию для получения согласования возможности заключения контракта на поставку расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения с единственным поставщиком - ООО "Торговый дом "Картель Промснаб".
На рассмотрение Комиссии представлены следующие документы и информация:
- документация о закупке;
- извещение об осуществлении закупки;
- обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- протокол N 34 рассмотрения единственной заявки от 28.10.2014 года;
- I и II части заявки единственного участника закупки;
- письмо ООО "Торговый дом "Картель Промснаб" о согласии заключить контракт на поставку расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения на условиях, предусмотренных документацией о закупке по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, рассмотрев представленные государственным заказчиком документы, приходит к следующим выводам
1. В силу части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.10.2014 года в 18 часов 13 минут.
Вместе с тем, согласно извещению об осуществлении закупки, документации о закупке датой и временем начала подачи заявок определено 17.10.2014 года 21 час 00 минут.
Таким образом, в нарушение требований части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчик установил срок подачи заявок не с момента размещения извещения об осуществления закупки, чем ограничил участников в его праве на подачу заявок в любое время с момента размещения извещения об его проведении.
2. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Извещением об осуществлении закупки, технической частью (раздел 3 документации о закупке) определен перечень товара, необходимый заказчику к поставке.
Данный перечень включает в себя 90 позиций с указанием группы товара по "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности", который принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
Так, описание объекта закупки включает в себя поставку различного товара, относящегося к различным кодам ОКДП, а именно: 24.41 (продукты фармацевтические основные), 24.42 (препараты фармацевтические), 25.13 (изделия из резины прочие), 25.22 (изделия полимерные упаковочные), 33.10 (изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления), 33.20 (приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей).
Согласно пунктам 16, 47 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность, а также производство лекарственных средств являются лицензированными видами деятельности.
Таким образом, участник, осуществляющий поставку лекарственных средств, должен иметь лицензию либо на производство лекарственных средств, либо на фармацевтическую деятельность (розничная, оптовая торговля).
Поставка иных товаров не является лицензионным видом деятельности и не требует каких-либо дополнительных разрешений.
Таким образом, в объект закупки включена поставка товара технологически и функционально не связанных между собой, что ограничивает количество участников, имеющих возможность поставки только части товара, включенного в состав лота, и является нарушением части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик в извещении об осуществлении закупки не конкретизировал требование к участникам по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указал исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также заказчиком в извещении об осуществлении закупке не указаны обязательные в силу пункта 3-5,7,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требования к участникам закупки.
Кроме того, в нарушение требований части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает возможность установления дополнительных требований к участникам закупки в случае, если такая возможность установлена Правительством Российской Федерации. Объектом закупки является поставка расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения. Дополнительных требования к участникам, поставляющим данный товар Правительством Российской Федерации не установлено. Более того, документация о закупке данных требований не содержит.
Таким образом, требование о соответствии участника положениями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены безосновательно.
4. В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом данные требования должны носить четкий и однозначный характер.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований в документации о закупке продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Требования к участникам закупки установлены в пункте 9 документации о закупке. Вместе с тем данные требования носят неоднозначный, не соответствующий объекту закупки характер.
Так, например, не конкретизировано требование пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Однако, как уже отмечалось ранее, предметом закупки является поставка лекарственных средств. Следовательно, в соответствии с пунктами 16, 47 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" участник закупки должен обладать лицензией либо на фармацевтическую деятельность, либо на производство лекарственных средств.
Не соответствует объекту закупки требование к участникам закупки об обладании ими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), поскольку по условиям контракта заказчик не приобретает права на такие результаты.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 64, пунктов 1,8 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. Также документацией о закупке не установлены конкретные и однозначные требования к составу заявки в соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации и объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом данные требования должны носить четкий и прозрачный характер.
Кроме того, в случае установления данных требований они должны быть конкретизированы в соответствии с объектом закупки, а не зацитированы общие формулировки Закона о контрактной системе.
Так, требования к первой части заявки (пункт 10.2.1 документации о закупке) фактически дублируют положения законодательства о контрактной системе без привязки к объекту закупки, устанавливая требования к составу первой части заявки при заключении контракта и на поставку товара и на выполнения работ и на оказания услуг.
Требования ко второй части заявки также носят противоречивый, отсылочный характер, а именно подпункт 2 пункта 10.4 документации о закупке не конкретизирует документы, которые необходимо предоставить в составе второй части заявки, а отсылает на иные положения документации о закупке (пункты 9.2., 9.3 документации о закупке). Вместе с тем данные положения документации о закупке не содержит перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки. Более того, пункт 9.3 документации о закупке также содержит отсылочное положение на раздел 2 информационной карта". Однако информационная карта также не указывает установлены ли в закупке требовании к участникам в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, подпункт 3 пункта 10.4 документации о закупке не уточняет наименования документов, которые необходимо представить в составе второй части заявки, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также неправомерно заказчик в подпунктах 5, 6 пункта 10.4 документации о закупке обязал участника предоставить в составе второй части заявки документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28,29 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участника предлагаемым им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, поскольку извещение об осуществлении закупки, не содержит указание, что в закупке установленные данные преимущества, ограничения.
Вместе с тем, отсутствие четких и однозначных требований заказчика относительно сведений, которые должны содержаться в составе заявки, не позволит участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в закупке.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3, пункты 2,3,5,6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. В силу требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно пункту 2.2.1 проекта контракта остаточный срок годности товара должен составлять не менее 60%.
Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.
Таким образом, из содержания документации о закупке невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
7. В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Вместе с тем, заказчик по позиции 52 технического задания указал на поставку лекарственного средства с торговым наименованием Оксолин, что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
8. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок также регламентируется Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила). Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Однако проект контракта предусматривает иной порядок расчета пени, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: "_, заказчи впераве потребовать уплатиту нустойки (штрафа,пений) в размере 0.1% от цены государственногно контракта за каждый день просрочки_" ( пункт 6.3. проекта контракта).
Таким образом, заказчиком при утверждении документации о закупке нарушены положения части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Исходя из требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации.
Документация об электронном аукционе должна содержать в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Таким образом, заказчик в документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе к сроку действия обеспечения исполнения контракта.
Однако из положений документации о закупке невозможно сделать вывод о минимальном сроке действия обеспечения исполнения контракта.
Так, согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 20 информационной карты обеспечение исполнения контракта предоставляется на срок до 30.12.2014 года.
При этом пункт 7.1. проекта контракта указывает, что контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30.12.2014 г., а в части не исполненных обязательств до их полного исполнения.
Таким образом, проектом контракта определен двойной срок его действия, в связи с чем, не возможно определить конечный срок действия контракта.
Более того, не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе положение пункта 20 информационной карты, поскольку срок действия обеспечения исполнения контракта должен превышать срок действия контракта на 1 месяц.
10. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, проект контракта, размещенный в составе документации о закупке должен содержать исчерпывающую информацию, установленную документацией о закупке, которая при заключении контракта изменяться не может.
Однако в спецификации к проекту контракта заказчик не указал наименование, количество, единицу измерения и неизменные характеристики необходимого к поставке товара, определяющих предмет контракта, что может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке в нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
11. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке приложено обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит наименование и реквизиты документов, используемых в качестве обоснования НМЦК, а также выполненный заказчиком расчет.
Более того, обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержит информацию о хозяйствующих субъектах, коммерческие предложения которых использовались в качестве источников цен, что также не соответствует пункту 2.1 Методических рекомендаций.
Вместе с тем, указание на реквизиты источников информации о ценах товаров, работ, услуг, а также на выполненный заказчиком расчет необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации и расчету, произведенному заказчиком.
Руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537, Комиссия Челябинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Войсковой части 3442 в согласовании заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на поставку расходных фармацевтических товаров и изделий медицинского назначения (изв. N 0369100050914000033) с единственным поставщиком - ООО "Торговый дом "Картель Промснаб".
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1,8 части 1, частей 5,6 статьи 31, части 3, пунктов 2,3,5,6 части 5, части 7 статьи 66, пунктов 2,8 части 1, части 3 статьи 64, пункта 8 статьи 42, пункта 6 части 1, части 2 статьи 33, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Председатель Комиссии: Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии: П.А. Ушакова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 1438-с/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2014