Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 ноября 2014 г. N ГЗ-2213/14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере размещения заказов в составе:
В присутствии представителей:
Заказчик: Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
- Муратов Рустам Рафкатович (по доверенности);
- Зиннатуллин Эдуард Зуфарович (по доверенности)
- Лутфрахманов Ренат Юлаевич (по доверенности)
Заявитель: Граждане Республики Башкортостан
- Максимова Т.В. (присутствовала на заседании от 19.11.2014 г.)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 13.11.2014 г., 18.11.2014 г., 19.11.2014 г., 20.11.2014 г., 24.11.2014 г. поступили жалобы от граждан России (далее - Заявители) на действия Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300371014000049 на выполнение работ по отлову и утилизации безнадзорных агрессивных животных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2015 год. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 682 000,00 рублей.
По мнению Заявителей, Заказчик нарушил Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы поданы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалоб в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0301300371014000049.
Комиссия Башкортостанского УФАС России, изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
07.11.2014 г. Заказчиком, Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0301300371014000049 на выполнение работ по отлову и утилизации безнадзорных агрессивных животных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2015 год.
1. Согласно первому доводу жалобы Заявителя выполнение работ по отлову и утилизации безнадзорных агрессивных животных относится к вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и решение данных вопросов отнесено исключительно к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не может осуществляться органами местного самоуправления.
Комиссия Башкортостанского УФАС России проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы представителей Заказчика приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории городского округа определяется как комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В Методических рекомендациях по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 г. N613 (далее - Методические рекомендации Минрегиона), благоустройство территории определяется как комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
Согласно п. 8.10.6 Методических рекомендациях Минрегиона закреплено: отлов бродячих животных рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.
Также следует отметить, что согласно Федеральному закону 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления наряду с иными субъектами обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 09 марта 2010 года N 32-В09-22, федеральные законы прямо не предусматривают в числе санитарно-противоэпидемических мероприятий по отлову безнадзорных животных и не возлагают на органы власти субъектов Российской Федерации обязанности по установлению порядка их отлова, содержания, использования и утилизации.
Отлов и утилизация безнадзорных агрессивных животных - это комплексная функция, которая имманентно (неразрывно) связана с обеспечением и благоустройства, и санитарно-эпидемиологического благополучия, и ее нельзя свести только к чему-то одному. Более; того, сами сферы благоустройства и санитарно-эпидемиологической обстановки неразрывно сопряжены между собой. Показательно, что в законодательном определении благоустройства в качестве одной из целей проводимых мероприятий обозначено поддержание и улучшение санитарного состояния территории.
Таким образом, деятельность в этой сфере может осуществляться одновременно различными уровнями власти в рамках их компетенции. Следовательно, ответственность за осуществление отлова и утилизация безнадзорных агрессивных животных возложена на органы государственной власти субъектов РФ (в рамках санитарно-эпидемиологических полномочий), а органы местного самоуправления правомочны участвовать в осуществлении данной деятельности (в рамках полномочий по благоустройству территории).
На основании изложенного, Комиссия Башкортостанского УФАС России признает первый довод жалобы Заявителей необоснованным.
2. Согласно второму доводу жалобы Заявителя, предприятия, занимающиеся отловом и утилизацией безнадзорных животных должны иметь ветеринарную лицензию, однако требование к участникам закупки о наличии ветеринарной лицензии в аукционной документации отсутствует.
Комиссия Башкортостанского УФАС России заслушав доводы жалобы Заявителя и возражения Заказчика приходит к следующему выводу.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определен перечень лицензируемых видов деятельности. Ветеринарная деятельность в данном перечне отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с ст.4 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием.
Пунктом 4.1.5 проекта контракта аукционной документации установлено, что одним из обязательств подрядчика является выполнение работ ветеринарным врачом.
Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что Заказчиком выполнены требования законодательства Российской Федерации, в связи с чем, Комиссия Башкортостанского УФАС России признает второй довод жалобы Заявителя необоснованным.
3. Согласно третьему доводу жалобы Заявителя. Заказчик неправомерно использует в аукционной документации понятие "безнадзорное животное".
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов.
Гражданский кодекс Российской Федерации включает в себя понятие "безнадзорное животное" (ст.230 ГК РФ). Кроме того, законодательства о контрактной системе в сфере закупок не содержит в себе каких-либо ограничении по употреблению в закупочной процедуре понятий, используемых в лингвистике.
Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России признает третий довод жалобы необоснованным.
4. Согласно следующему доводу жалобы Заявителей, в аукционной документации отсутствует требования к препаратам, а также информация о шестимесячном содержании безнадзорных животных
Комиссия Башкортостанского УФАС России исходя, из представленных материалов дела, а также доводов и возражений лиц участвующих в деле устанавливает следующее.
В соответствии с ст. 230, 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.
Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Исходя из указанных норм гражданского законодательства следует, что распоряжение безнадзорными животными может производиться только после их шестимесячной передержки.
Довод представителей Заказчика о том, что нормы ст. 230, 231 ГК РФ регулируют порядок возврата, содержания, пользования и приобретения права собственности на безнадзорные домашние животные, а предметом электронного аукциона является отлов и утилизация безнадзорных агрессивных животных Комиссией Башкортостанского УФАС России отклоняется, в связи с тем, что законодательством императивно не установлено отнесение безнадзорных животных к домашним и агрессивным. Кроме того, исходя из толкования словаря Ожегова следует, что понятие "домашнее" характеризует принадлежность (домашнее - относящийся к дому), а понятие "агрессивный" характеризует внутренне состояние (неприязнь, вызывающая враждебность).
Кроме того в соответствии с техническим заданием аукционной документации, основным способом отлова безнадзорных агрессивных животных установлен метод иммобилизации (временного обездвиживания), который осуществляется путем выстрела из пневматического оружия с применением ветеринарного препарата класса А и Б.
В 1998 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Главным государственным Ветеринарным инспектором Федерации утверждены Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств списка А и Б, предназначенные для ветеринарных целей. В приложении 1 и 2 указанного правила представлена классификация препаратов А и Б. Однако, в 2009 г. данный документ утратил силу, аналог документа не издан, в связи с чем, рассматриваемая сфера деятельности осталась законодательно не урегулирована.
Таким образом, по состоянию на сегодняшний день на территории Российской Федерации законодательно не существует классификация препаратов класса А и Б, следовательно ссылка в аукционной документации на данные препараты неправомерна.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.8 Закона Республики Башкортостан N88-з от 22.04.1997 года "О домашних животных", гуманное умерщвление животных (эвтаназия) проводится с помощью введения (ингаляционным или инъекционным путем) высокой дозы анестетиков, гарантирующих быстрое отключение сознания и смерть животного.
Таким образом, законодательство Республики Башкортостан устанавливает ограничение по применению препаратов по умерщвлению животных.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Учитывая изложенное, Комиссия Башкортостанского УФАС России усматривает в действиях Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ нарушение ст. 230,231 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы граждан России на действия Заказчика в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300371014000049 на выполнение работ по отлову и утилизации безнадзорных агрессивных животных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2015 год, частично обоснованными.
2. Признать в действиях Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N 0301300371014000049 на выполнение работ по отлову и утилизации безнадзорных агрессивных животных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2015 год нарушения ст. 230,231 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа РБ выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 ноября 2014 г. N ГЗ-2213/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.11.2014