Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2014 г. N 06-897/14т
изготовлено в полном объеме 24 ноября 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Млечный путь" (далее - ООО "Млечный путь", заявитель): Изаев М.А. (директор);
от аукционной комиссии и уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее по тексту - аукционная комиссия, Госкомзаказ, уполномоченный орган): Тогуллаев Е.А. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик): Чичахов Д.А.;
рассмотрев жалобу ООО "Млечный путь" на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
12 ноября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Млечный путь" на действия аукционной комиссии Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении электронного аукциона на поставку детского питания (извещение N 0116200007914006256).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 19 ноября 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Млечный путь" пояснил следующее, что заявителем обжалуются действия единой комиссии в части признания заявки не соответствующей и действия заказчика в части установления требования о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о государственной регистрации на поставляемый товар (пункт 34 Информационной карты аукционной документации).
Заявка общества была признана не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, по следующим основаниям: "на основании п.1 ч.6 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА (копии свидетельства о государственной регистрации по поставляемый товар)".
Считает, что данные документы должны предоставляться при поставке товара, ссылается на Технический регламент на молоко и молочную продукцию ФЗ от 12.06.2008 года N 88-ФЗ, Письма Министерства экономического развития от 15.07.2010 г. N Д22-1110, от 11.03.2009 г. N Д05-1188, 20.05.2008 г. N Д05-1886.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание аукционной комиссии.
Представитель аукционной комиссии пояснил по доводам жалобы ООО "Млечный путь" следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Решением комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза. В разделе 2 Единого перечня утвержден перечень товаров, подлежащих государственной регистрации в который вошли специализированные пищевые продукты, в том числе продукты детского питания, продукты для беременных и кормящих женщин и так далее.
Таким образом, установлено, что государственной регистрации подлежат продукты детского питания, в которые входят и адаптированные молочные смеси.
Согласно пункту 17 "Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза" утвержденного Решением комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон, и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
Подтверждением наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, является:
оригинал документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, или его копия, заверенная выдавшим его органом или получателем указанного документа;
или выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, выдаваемая органами и учреждениями Сторон, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с указанием реквизитов документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям;
или электронная форма указанных документов, заверенная электронной цифровой подписью;
или сведения электронной базы данных Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на специализированном поисковом сервере сайта Таможенного союза в сети Интернет;
или наличием указания в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, и (или) иной сопроводительной документации, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон);
или наличием на товаре и (или) его потребительской таре номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации (при наличии сведений в Едином реестре или национальных реестрах Сторон).
Свидетельство о государственной регистрации Таможенного союза (свидетельство ЕврАзЭс) - это документ, подтверждающий безопасность товара, подлежащего санитарно-эпидемиологическому надзору, для здоровья человека и является действительным на территории стран Таможенного союза - Россия, Республика Беларусь, Казахстан.
Данный документ имеет бессрочный срок действия, выдается один раз на продукт и информация о документе находится в открытом доступе для потребителя (Приказ Роспотребнадзора от 23 июля 2012 г. N 781 п.83, п. 91) на сайте Роспотребнадзора. Кроме того, отмечаем, что Регистрационное свидетельство не выдается на конкретную партию товара и не является товарно-сопроводительным документом (ТСД). ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации.
Уполномоченным органом по выдаче свидетельства о государственной регистрации является Роспотребнадзор.
В целом, из доводов жалобы видно, что участник закупки по сути обжалует положения аукционной документации, таким образом в соответствии с ч. 4 ст.105 ФЗ-44 жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
От ООО "Млечный путь" до окончания срока приема заявок запросов о разъяснении положений аукционной документации в части предоставления в составе вторых частей заявки документов о государственной регистрации не поступало.
Таким образом, ООО "Млечный путь" при подаче заявки был ознакомлен и согласен с требованиями аукционной документации и подал заявку на участие.
В связи с этим ООО "Млечный путь" не вправе подавать жалобу на положения аукционной документации после завершения приема заявок.
Кроме того, участники закупки ООО "Иркутская фармацевтическая компания", ООО "Далькос", ООО "Айгуль" (за исключением позиции 14 (Сухая адаптированная молочная смесь для недоношенных детей "Нутрилак (Nutrilak)@ ПРЕ" 350 гр.) и по позиции 15 (Сухая специализированная молочная смесь, антирефлюксная для детей с синдромом срыгивания с рождения "Нутрилак (Nutrilak)@ Антирефлюксный" 350 гр.) ознакомившись с требованиями аукционной документации, представили в составе вторых частей заявок Свидетельства о государственной регистрации продукта.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ФЗ-44 аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей ООО "Млечный путь" выявлено, что в составе вторых частей не предоставлены копии свидетельства о государственной регистрации предлагаемой к поставке продукции. В связи с чем, аукционной комиссией на основании п.1 ч.6. статьи 69 ФЗ-44 было принято правомерное решение о не соответствии заявки ООО "Млечный путь", в связи с не предоставлением документов, информации, предусмотренных аукционной документацией.
Просит признать жалобу ООО "Млечный путь" необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что победитель электронного аукциона при поставке товара предоставляет заказчику копии сертификата соответствия или декларации о соответствии на поставляемый товар, что позволит определить качество поставленной партии товара. При этом, при подаче заявки в составе второй части предоставляет копию регистрационного удостоверения на поставляемый товар, данный документ не предоставляется при поставке товара, поскольку не подтверждает качество определенной поставляемой партии товара, а свидетельствует о том, что данный продукт зарегистрирован на территории РФ.
Поддерживает доводы уполномоченного органа. Просит признать жалобу не обоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
21 августа 2014 года уполномоченным органом в аукционной информационной системе www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116200007914006256 о проведении электронного аукциона на поставку детского питания, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 120 651 131.50 рублей.
07 августа 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007914006256-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступили 5 (пять) заявки от участников закупки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5. Решением аукционной комиссии участник закупки, подавший заявку с порядковым номером 1, не допущен к участию в электронном аукционе. Участники закупки, подавшие заявки с порядковыми номерами 2, 3, 4, 5 допущены к участию в электронном аукционе.
11 августа 2014 года проведен электронный аукцион. Предложения участников, о цене контракта ранжированные по мере убывания (степени выгодности) выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
5 |
101 346 950,38 |
11.08.2014 06:41:58.017 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
101 950 206,04 |
11.08.2014 06:40:59.253 (по московскому времени) |
понижение |
3 |
120 650 000 |
11.08.2014 05:51:05.530 (по московскому времени) |
понижение |
4 |
120 651 130 |
11.08.2014 06:38:51.930 (по московскому времени) |
понижение |
11 ноября 2014 года подведены итоги электронного аукциона, составлен протокол N 0116200007914006256-2. Согласно данному протоколу аукционная комиссия признала заявки участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 5 (ООО "Млечный путь"), 2 (ООО "Айгуль") признаны не соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации. Участники закупки, подавшие заявки с порядковыми номерами 3 (ООО "ИФК"), 4 (ООО "Далькос") признаны соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Млечный путь" признала необоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в электронном аукционе признан необоснованным на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007914006256-2 от 11 ноября 2014 года участник, подавший заявку с порядковым номером 5 (ООО "Млечный путь") признан не соответствующим требованиям, установленным в аукционной документации на основании следующего: "на основании п.1 ч.6 статьи 69 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА (копии свидетельства о государственной регистрации по поставляемый товар)".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Предметом данной закупки является поставка детского питания, а именно, сухие адаптированные молочные смеси для вскармливания детей и каши сухие на молочно-зерновой основе быстрорастворимые (не требующая варки).
Требование о предоставлении участниками закупки во вторых частях заявок регистрационных удостоверений на поставляемый товар установлен в пункте 34 информационной карты аукционной документации.
Согласно пункту 4.1. Проекта государственного контракта поставщик при поставке предоставляет Государственному заказчику всю необходимую документацию на поставляемый товар (предоставление копии сертификата соответствия или декларации о соответствии, согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии").
Таким образом, участник закупки в составе второй части заявки должен предоставить копию регистрационного удостоверения на поставляемый товар, а при поставке товара государственному заказчику должен предоставить копии сертификата соответствия или декларации о соответствии на поставляемый товар.
Из материалов дела установлено, что в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе заявитель не представил копии свидетельств о государственной регистрации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, аукционная комиссия, правомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации, в связи с непредставлением копий свидетельств о государственной регистрации.
Довод заявителя на обжалование факта установления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки копии регистрационного удостоверения признан не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе истек 04 августа 2014 года, между тем, жалоба ООО "Млечный путь" в антимонопольный орган поступила 12 ноября 2014 года.
Частями 1, 2 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (ч.3 ст.65).
Материалами дела установлено, что извещение о проведении закупки, а также документация об электронном аукционе, включая проект контракта, размещены в единой информационной системе 17 июля 2014 года и были доступны для ознакомления.
В случае возникновения вопросов по положениям документации участники закупки вправе направить запросы о даче разъяснений по документации, между тем таковые не поступали в адрес заказчика.
Части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе корреспондирует норма пункта 1 части 3 статьи 66, согласно которой участник закупки, подавая заявку на участие в электронном аукционе, подтверждает, что товары, работы, услуги, предлагаемые им, соответствуют требованиям, изложенным в извещении и документации о проведении электронного аукциона, а также подтверждает свое согласие поставить товар/выполнить работу/оказать услугу в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе и извещении. Более того, дача такого согласия является необходимым условием для подачи заявки в принципе.
Фактически, любой участник закупки, подавая заявку, своим согласием подтверждает, что условия электронного аукциона, в том числе, требования заказчика к поставляемому товару, для него понятны и приемлемы.
Положение части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе направлено на обеспечение стабильности и определенности публичного порядка проведения торгов в форме электронного аукциона путем ограничения срока, в течение которого лицо вправе обжаловать положения документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, с целью недопущения возможных злоупотреблений со стороны участников закупки.
Таким образом, Комиссия считает заявление ООО "Млечный путь", в части обжалования положений документации об электронном аукционе (требований к поставляемому товару) не подлежащим рассмотрению связи с истечением срока обжалования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Млечный путь" необоснованной. На основании положений части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оставить без рассмотрения довод жалобы на положения аукционной документации.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 ноября 2014 г. N 06-897/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2014