Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2014 г. N 44-2429/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
ГБОУ ВПО "Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени академика И.П. Павлова" (далее - заказчик),
ООО "Синтэк" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 27606 от 28.11.2014) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием на комплексную поставку продуктов питания для нужд ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России в 2015 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.11.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100010614000697. Начальная (максимальная) цена контракта 45 616 529,73 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части утверждения в конкурсной документации c нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Конкурсная документация в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В требованиях к товарам, размещенным в составе конкурсной документации на официальном сайте (приложение N 2 к техническому заданию), заказчик установил нестандартные наименования товаров, например: "Крупа тип 1", "Крупа тип 2", "Крупа тип 3", "Крупа тип 4", "Крупа тип 5", "Мясо тип 1", "Мясо тип 2", "Мясо тип 3". Нормативные документы, в том числе ГОСТ, требование о соответствии которым установлено заказчиком в Форме 5 конкурсной документации, не содержат вышеуказанных наименований и, наоборот, содержат конкретные виды (типы) круп, мяса, например: ГОСТ 5784-60 - крупа ячменная, ГОСТ 6292-93 - крупа рисовая, ГОСТ Р 52601-2006 - мясо, разделка говядины на отрубы, ГОСТ Р 52702-2006 - мясо кур и т.д. Вместе с тем из требований к "Мясу тип 1", "Мясу тип 2", "Мясу тип 3" не представляется возможным определить, мясо какого животного требуется заказчику к поставке (говядина, свинина, кура и т.д.). В требованиях к указанным товарам отсутствует какая-либо информация о виде (типе) мяса.
Кроме того, заказчик установил нестандартные требования к значениям показателей некоторых товаров, например:
1. "Крупа тип 5" - "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Содержание доброкачественных ядер - не менее 98 %". Руководствуясь инструкцией по заполнению заявки участники закупки в данном случае должны указать конкретное значение, например: 98 % содержания доброкачественных ядер. Однако согласно ГОСТ на крупы показатель "содержание доброкачественных ядер" является диапазонным значением и не может являться конкретным значением.
2. "Свекла" - "Показатель, для которого установлено требование к конкретному значению: Минимальный размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру - не более 6,50 см.". Руководствуясь инструкцией по заполнению заявки участники закупки в указанных случаях должны указать конкретное значение, например: Минимальный размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру - 0,1 см или 0,2 см и т.д. Однако согласно ГОСТ Р 51811-2001 размер корнеплодов по наибольшему поперечному диаметру не может быть менее 5,00 см.
Обоснование использования нестандартных наименований и значений показателей продуктов питания заказчиком в конкурсной документации не приведено.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выразившееся в необъективном описании объекта закупки в части использования нестандартных наименований подлежащих поставке товаров и требований к значениям их показателей.
Следовательно, в данной части жалоба обоснованной.
Представитель заказчика пояснил, что перечень продуктов питания, подлежащих к поставке, установлен в приложении N 1 к техническому заданию, требование о соответствии товаров нормативным документам и ГОСТ установлены заказчиком в приложении N 1 к техническому заданию и форме 5 конкурсной документации. Вместе с тем представитель заказчика сообщил, что конкурсная комиссия заказчика готова не учитывать наличие (отсутствие) сведений о конкретных показателях товаров в соответствии с требованиями приложения N 2 к техническому заданию, а при направлении проекта контракта победителю конкурса и приемке товаров заказчик будет руководствоваться требованиями к товарам, установленными в приложении N 1 к техническому заданию и в форме 5 конкурсной документации.
2. В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановление Правительства от 28.11.2013 N 1089 устанавливает дополнительные требования к участникам конкурса с ограниченным участием, в том числе: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
Заказчик, руководствуясь положениями постановления Правительства N 1089 и ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации в п. 2.1 ч. 4 инструкции участникам установил требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установленный постановлением Правительства N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Вместе с тем заказчик по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки" установил подкритерии об опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по объему поставленных продуктов питания и об опыте участника по успешной поставке сопоставимого характера и объема, по количеству исполненных контрактов/договоров по поставке продуктов питания.
Однако данные подкритерии оценки заявок отличаются (не является идентичными) от дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного для осуществления предквалификационного отбора. Данные подкритерии оценки заявок позволяют выявить среди участников закупки наиболее квалифицированную и опытную организацию.
Следовательно, в данной части жалоба является необоснованной.
Выявленное в действиях заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Синтэк" частично обоснованной в части доводов о необъективном описании заказчиком объекта закупки в части использования нестандартных наименований подлежащих поставке товаров и требований к значениям их показателей.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать конкурсной комиссии заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2014 г. N 44-2429/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2014