Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2014 г. N 44-2783/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в присутствии представителей Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик), ООО "Специализированное строительное управление - 5" (далее - заявитель), рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29651 от 17.12.2014) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по санитарной очистке и косьбе территории Калининского района в 2015 году, согласно адресной программе (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 02.12.2014 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004314000075. Начальная (максимальная) цена контракта 30 019 199,12 руб.
Заявитель обжалует действия заказчика в части составления документации об аукционе с нарушением положений законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе предметом контракта является выполнение комплекса работ по санитарной очистке и косьбе территории Калининского района в 2015 году, согласно адресной программе.
Анализ аукционной документации показал, что в соответствии с п. 1 требований к техническим и функциональным характеристикам товара "Вода" установлено следующее требование:
"Все характеристики материалов должны соответствовать характеристикам материалов, указанным в Требованиях к техническим и функциональным характеристикам товаров, являющихся приложением N 2 к техническому заданию документации об аукционе и государственным стандартам:
ГОСТ 3351-74 Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности.
ГОСТ 4151-72 Вода питьевая. Метод определения общей жесткости.
ГОСТ 2874-82 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством."
ГОСТ 3351-74 утратил силу на территории Российской Федерации 1 января 2009 года в части раздела 4 в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 26.10.2007 N 278-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 52769-2007.
ГОСТ 4151-72 утратил силу на территории Российской Федерации 1 января 2009 года в части раздела 4 в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 20.12.2005 N 317-ст.
ГОСТ 2874-82 утратил силу на территории Российской Федерации с 1 июля 1999 года в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 17.12.1998 N 449. Взамен введен в действие ГОСТ Р 51232-98.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проект контракта Заказчика не содержит положения относительно: пени за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы; освобождения Сторон от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажут, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению N 0172200004314000075 дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе 18.12.2014 10:00. Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе должно являться 15.12.2014 10:00. Заказчик в части II "Информационная карта" документации об электронном аукционе установил датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 13.12.2014.
Заявителем 12.12.2014 направлен запрос о даче разъяснений положений документации. Следовательно, разъяснение положений документации должно быть размещено Заказчиком в единой информационной системе не позднее 15.12.2014. Разъяснения опубликованы Заказчиком 16.12.2014 21:41.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п. 3 требований к техническим и функциональным характеристикам товаров "Мешки тип 1." установлены следующие требования:
"Мешки должны быть изготовлены из полиэтилена низкого давления (высокой плотности) по ГОСТ 16338-85. Минимальная температура воспламенения материала (аэрозоля) не должна быть менее 280°С. Из полиэтилена в воздух окружающей среды, в воду, в продукты питания не должны выделяться вредные вещества выше предельно допустимых концентраций, мг/м3: формальдегида более 0,5, ацетальдегида более 5,0, окиси углерода более 20,0, органических кислот (в пересчете на уксусную кислоту) более 5,5, аэрозоли полиэтилена более 10,0. Прочность на разрыв материала изготовления от не менее 186 до не более 345 кгс/см2. Толщина мешка должна быть более 10 микрон. Количество в рулоне должно быть не менее 50 шт. Объем не менее 60 л. Температура размягчения материала выше 120 град. Цельсия."
Поскольку Заказчиком к данному товару также установлено требование на соответствие товара ГОСТ 16338-85 "Полиэтилен низкого давления. Технические условия", значения показателей параметров данного товара не могут отличаться и выходить за пределы, установленные этим государственным стандартом, следовательно, требование к их подробному описанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
ГОСТ 16338-85 "Полиэтилен низкого давления. Технические условия" содержит однозначно определенные значения вышеуказанных величин для полиэтиленовых мешков.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4, 5, 7, 9 ст. 34, п. 4 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 34, 64, 65, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное строительное управление - 5" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 4, 5, 7, 9 ст. 34, п. 4 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с ранее выданным по делу от 23.12.2014 N 44-2741/14.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 декабря 2014 г. N 44-2783/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2014