Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2014 г. N 781
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Лвончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" (далее - заявитель-1, общественная организация), ООО "СтройИндустрия" ( далее - заявитель-2, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по объекту закупки "Строительство детского сада на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Р. Люксембург, дом 104 в соответствии с техническим заданием и проектно-сметной документацией" (изв. N 0169300032614000477) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителей Управления образования администрации Верхнеуральского муниципального района (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 12.12.2014 года;
- представителя Управления имуществом и земельными отношениями администрации Верхнеуральского муниципального района (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 12.12.2014;
- представителей Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля", действующих на основании доверенности от 05.12.2014 года, выписки из протокола N 1 общего собрания учредителей от 19.09.2014 года,
- представителя ООО "ЮжУРАЛЭнергосталь", действующего на основании доверенности б/н от 15.12.2014 года;
- в отсутствие представителя ООО "СтройИндустрия" (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя исх. N 42 от 11.12.2014 года),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалоба Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" 09.12.2014 года, жалоба "СтройИндустрия" 10.12.2014 года на действия заказчика при проведении рассматриваемого аукциона, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 30.10.2014 года извещения о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100780242,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.11.2014 в 17 часов 00 минут.
По состоянию на 15.12.2014 контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля", заявитель-1 считает, что нарушения, допущенные заказчиком при проведении рассматриваемого аукциона, заключаются в следующем.
Документация об аукционе содержит сводный сметный расчет стоимости строительства, в котором определена сумма 102650630,00 рублей. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащееся в аукционной документации, определяет цену контракта в размере 100780242,00 рублей. Таким образом, документация о закупке содержит противоречивую информацию в части цены контракта.
Также заявитель-1 указывает, что в разделе аукционной документации, содержащем требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в закупке, указано, что участником закупки должны представить свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией по пункту 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", согласно Приказу Минрегионразвития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Одновременно с этим, пункт 2.1.7 Технического задания документации об аукционе требует представления свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, по иным видам работ, содержащимся в указанном Перечне ( пункты 7.1, 7.2, 12.9, 12.10, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 17.1, 17.3, 17.4, 17.7, 18.3, 18.4, 18.5 Перечня), а также копии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Указанная ситуация, по мнению заявителя-1, не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Кроме того, заявитель-1 указывает, что действия заказчика привели к ограничению числа участников аукциона, поскольку при формировании документации о закупке и размещении указанной документации на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru заказчик не учел требования "Положения о пользовании официальным сайтом РФ в сети интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н, поскольку Приложение N 1 к техническому заданию документации об аукционе размещено на официальном сайте в формате PDF, не позволяющем копировать фрагменты текста.
Доводы жалобы ООО "СтройИндустрия" заключаются в следующем.
Заявитель-2 указывает, что в составе аукционной документации представлена проектная документация с шифром 326.2011, выполненная ООО "Южуралуглепроект" на строительство детского сада на 140 мест в г. Еманжелинске. Также аукционная документация содержит положительное заключение государственной экспертизы N 74-1-5-0394-14 от 11.08.2014 года на объект капитального строительства "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" на проектную документацию шифр ПГ-13-55, выполненную ООО "Град". Таким образом, заявитель-2 полагает, что в составе аукционной документации представлен проект, не соответствующий заключению государственной экспертизы, что указывает на противоречивых характер сведений о закупке, содержащихся в аукционной документации.
Кроме того, заявитель-2 обращает внимание на тот факт, что в составе аукционной документации представлен сводный сметный расчет стоимости строительства, в котором учтены затраты на устройство наружных сетей теплоснабжения, НВК, наружных сетей связи (Главы 5, 6 сводного сметного расчета). Одновременно с этим, в представленной проектной документации отсутствует указание на данные виды работ.
Позиция заказчика и уполномоченного органа по доводам заявителя содержится в письменных пояснениях, представленных на заседание Комиссии.
По доводам жалобы Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" заказчик и уполномоченный орган поясняют следующее.
24.11.2014 года заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, а именно, из сводного сметного расчета исключены Главы N 10, 12, в связи с чем изменена начальная (максимальная) цена контракта. Кроме того, внесены изменения в Приложение N 1 к Техническому заданию документации о закупке в части исключения указания на немонтируемое оборудование. В связи с большим объемом вносимых в документацию об аукционе изменений допущена техническая ошибка в части исключения из сводного сметного расчета части объектом работ, что привело к несоответствию обоснования начальной (максимальной) цены контракта и сводного сметного расчета.
По доводу заявителя-1 относительно неоднозначности требований заказчика к представляемым в составе заявки на участие в аукционе документам, содержащихся в документации об аукционе, заказчик поясняет, что в пункте 2.1.7 Технического задания документации о закупке установлены требования к документам, представляемым участником до заключения контракта в том случае, если работы в рамках муниципального контракта будут выполняться победителем аукциона самостоятельно, без привлечения субподрядчиков.
По третьему доводу заявителя-1 о размещении Приложения N 1 к Техническому задания документации о закупке в формате, не позволяющем производить копирование фрагментов текста, заказчик указывает, что размещение указанного Приложения в формате PDF не ограничивает участников закупки в ознакомлении с аукционной документацией. Редактирование указанного документа производится с помощью программы "Файн-Ридер", посредством которой данный документ можно перевести в формат Word.
По доводам заявителя-2 представители заказчика и уполномоченного органа указывают следующее.
В составе аукционной документации представлена проектная документация с шифром 326.2011, выполненная ООО "Южуралуглепроект" на строительство детского сада на 140 мест в г. Еманжелинске. Комплект проектной документации приобретен заказчиком посредством проведения запроса котировок на создание проектной документации, а в дальнейшем заключен муниципальный контракт N 2013.170044 на привязку готового проекта детского сада на 140 мест в г. Верхнеуральске Челябинской области с ООО "Град", после чего получено положительное заключение государственной экспертизы. Таким образом, проект может применяться для строительства детского сада, контракт на строительство которого планируется заключить по итогам рассматриваемого аукциона.
По доводу заявителя-2 о несоответствии сводного сметного расчета и проектной документации заказчик и уполномоченный орган указывают, что по причине отсутствия технической возможности сканирования чертежей формата А1 разделы проекта, содержащие информацию о наружных сетях теплоснабжения, НВК, наружных сетях связи, не размещены на официальном сайте в сети интернет www.zakupki.gov.ru.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалоб Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля", ООО "СтройИндустрия" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Информационной карты документации об аукционе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта равна 100780242,00 рублей и определена проектно-сметным методом, сводный сметный расчет прилагается (Приложения в Сопроводительной документации).
На официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещен сводный сметный расчет стоимости строительства на сумму 102650630,00 рублей.
Из пояснений представителей заказчика и уполномоченного органа следует, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ошибочно размещен сводный сметный расчет на общую стоимость объекта строительства 102650630,00 рублей.
При этом, представители заказчика и уполномоченного органа уточняют, что были внесены изменения в сводный сметный расчет, а именно, исключено немонтируемое оборудование (локальная смета N 02-07-07), вследствие чего изменилась и начальная (максимальная) цена контракта.
Глава 2 "Строительные работы" включена в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта на общую стоимость строительства 72694,33 тысяч рублей и включает строительные работы на 64609,2 тысяч рублей, монтажные работы на 3366,39 тысяч рублей и оборудование на 4718,74 тысяч рублей. При этом, со слов представителей заказчика, немонтируемое оборудование из размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru сводного сметного расчета не исключено, то есть сводный сметный расчет составлен с учетом локальной сметы N 02-07-07.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении при обосновании НМЦК заказчиком положений пункта 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 Информационной карты документации об аукционе установлено, что описание объекта закупки содержится в Техническом задании и проектно-сметной документации.
При этом, Техническое задание документации об аукционе указывает, что работы проводятся в соответствии со сводным сметным расчетом, а пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией.
Таким образом, заказчиком нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в аукционной документации.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9 Информационной карты документации об аукционе установлено, что в составе второй части заявки на участие в закупке должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а именно: для выполнения работ по настоящему контракту подрядчик обязан иметь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающими влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, по пункту 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", согласно Приказу Минрегионразвития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Между тем, пунктом 2.1.7 Технического задания аукционной документации предусмотрены следующие условия: "В случае выполнения работ своими силами подрядчик обязан до заключения контракта предоставить заказчику:
- надлежащим образом заверенную копию свидетельства саморегулируемой организации следующей кодификации:
"7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации:
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения:
18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения;
18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения;
18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения".
- копию лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В случае выполнения работ с привлечением третьих лиц подрядчик обязан в течение 3 дней с момента заключения контракта предоставить заказчику:
- надлежащим образом заверенную копию свидетельства саморегулируемой организации следующей кодификации:
"33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство;
33.5. Объекты теплоснабжения;
33.7. Объекты водоснабжения и канализации".
Таким образом, при формировании требований к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе в части представления документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что могло привести к ограничению круга участников аукциона и отсутствию у участников закупки возможности надлежащим образом сформировать вторую часть заявки на участие в аукционе.
3. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 Статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Часть 2 указанной статьи Закона о контрактной системе предусматривает, что открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено следующее. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти (далее - Требования) определены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
Согласно Положению, программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств.
Согласно пункту 3 Требований, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Комиссией установлено, что в формате PDF на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru размещен файл "Приложение N 1 к Техническому заданию". При этом, указанный формат файла не позволяет после сохранения данного файла на технических средствах пользователя обеспечить возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста. Для обеспечения такой возможности необходимо использовать специальную программу по преобразованию файла в другой формат.
Между тем, указанное Приложение содержит информацию об объекте закупки, а именно, показатели основных материалов, оборудования и конструкций, используемых при выполнении работ на объекте, и устанавливает более 100 позиций используемых при выполнении работ товаров с показателями, которые необходимо указать участнику закупки в составе заявки на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия считает, что размещение заказчиком информации о рассматриваемом аукционе в формате PDF может привести к нарушению статей 6, 7, 8 Закона о контрактной системе.
4. Документация об аукционе содержит проектную документацию с шифром 326.2011, выполненную ООО "Южуралуглепроект" на строительство детского сада на 140 мест в г. Еманжелинске.
В сводном сметном расчете указана информация об объекте, для на строительство которого выполнен указанный расчет: Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, 104, детский сад на 140 мест.
В пункте 1.1.2 положительного заключения государственной экспертизы N 74-1-5-0394-14 от 11.08.2014 года указано, что одним из оснований проведения экспертизы является проектная документация "Детский сад на 140 мест. Челябинская область, г. Верхнеуральск, ул. Розы Люксембург, дом 104" (шифр ПГ-13-55), выполненная ООО "Град".
Согласно пояснениям заказчика и уполномоченного органа, в целях осуществления привязки готового проекта детского сада на 140 мест в г. Верхнеуральске Челябинской области заключен муниципальный контракт N 2013.170044 с ООО "Град".
Вместе с тем, проектная документация о привязке не содержится в составе документации о закупке, что объясняется представителями заказчика как следствие отсутствия технической возможности сканирования указанной документации для размещения в составе документации об аукционе.
Таким образом, неразмещение указанной привязки свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. При анализе информации, представленной в жалобе ООО "СтройИндустрия", Комиссия сопоставила информацию, указанную в сводном сметном расчете, с проектной документацией на объект строительства и пришла к следующим выводам.
Сводный сметный расчет содержит указание на Главу 5 "Объекты транспортного хозяйства и связи" и Главу 6 "Наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения".
Однако, проектной документации на указанные виды работ в составе документации об аукционе не представлено, что не отрицается заказчиком и свидетельствует о нарушении положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика, аукционной комиссии выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
6. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2014 года не содержит указание на положения документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка с порядковым номером 7 на участие в закупке, а также на положения заявки, которые не соответствуют требованиям аукционной документации.
7. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках приемки выполненных работ, являющихся объектом закупки.
8. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе гласит, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Согласно пункту 4 указанного постановления Правительства, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 того же постановления установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 11.7, 11.10 проекта контракта установлена неустойка для подрядчика в размере одной двухсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
В нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 11.18 проекта контракта указано, что неустойка, подлежащая уплате заказчиком за нарушение сроков расчетов за строительно-монтажные работы, не может быть более 10 % от суммы задержанного платежа.
Кроме того, при установлении штрафов заказчика и подрядчика заказчиком не учтены в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту заказчиком не учтены положения Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", а также нарушены положения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта установлены условия, при которых взимается штраф с подрядчика, не соответствующие требованиям части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
9. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Указанная информация содержится и в пункте 7 Информационной карты документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в пункте 13.3 проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта может предоставляться в виде передачи в залог денежных средств, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе, а следовательно, к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
10. Согласно пункту 7.1.5 проекта контракта, заказчик обязан передать подрядчику проектную документацию, утвержденные заказчиком исходные данные по акту-приема передачи. При этом, срок, в который заказчик обязан совершить указанные действия, проектом контракта не установлен.
Пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что работы выполняются в соответствии с утвержденной заказчиком проектно-сметной документацией.
Пункт 2.1 проекта контракта устанавливает, что выполнение работ должно быть начато с момента заключения контракта.
Таким образом, не предусмотрев в проекте контракта срок передачи подрядчику документации на объект, необходимой для выполнения работ, и установив срок начала работ с момента заключения контракта, заказчик допустил возможность возникновения ситуации, при которой просрочка исполнения обязательств по контракту в части начала выполнения работ возникнет по причине отсутствия у исполнителя проектно-сметной документации на объект.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителями, заказчиком, уполномоченным органом а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю "Комитет народного контроля" на действия заказчика обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СтройИндустрия" на действия заказчика обоснованной.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 9 статьи 22, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 5, 7, 8, 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2014 г. N 781
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2014