Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 804-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
|
|
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 4" (извещение N 0369300123214000274) в присутствие:
- представителей ГБУЗ "ОКБ N 4", действующих на основании доверенностей от 23.12.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 17.12.2014 поступила жалоба ООО "ТрансМед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 4" (извещение N 0369300123214000274) (далее - закупка).
Согласно представленным документам ГБУЗ "ОКБ N 4" (далее - заказчик) объявило о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 4" путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300123214000274 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 405 400, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.12.2014 в 15 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 4" по итогам проведения закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "ТрансМед" положения пункта 2.1. раздела II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ документации об аукционе (оно же Приложение N2 раздела IV Проект государственного контракта) нарушают требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Как следует из буквального толкования положений, содержащихся в пункте 2.1. раздела II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ документации об аукционе, заказчиком не устанавливаются дополнительные требования к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования. Напротив, данные требования являются общими, предполагаемыми к соблюдению в силу прямого указания действующего законодательства РФ любым лицом, оказывающим аналогичные услуги.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 2.1 Технического задания установлены следующие требования:
Качество технического обслуживания медицинской техники должно обеспечиваться:
- выполнением работ, в соответствии с установленными государственными нормативами по охране труда (подтверждается наличием сертификата соответствия работ (сертификат безопасности) по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, либо свидетельства об аттестации по охране труда специалистов и рабочих мест, выданного организацией, имеющей соответствующую аккредитацию);
- выполнением работ квалифицированным персоналом, прошедшим профессиональную подготовку и обучение для технического обслуживания каждого вида медицинской техники
- применением аттестованного технологического, испытательного оборудования, поверенного контрольно-измерительного оборудования;
- использованием отдельных деталей, сменных узлов и комплектующих частей медицинского оборудования, ввезенных на территорию Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо произведенных на территории Российской Федерации и одобренных предприятием-производителем соответствующего вида (наименования) медицинского оборудования в официальном порядке.
Доводы представителей заказчика относительного того, что указанный пункт Технического задания составлен в соответствии с требованиями Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники", введенными в действие Минздравом России (N 293-22/233 от 27.10.2003) не принимается Комиссией во внимание в связи с тем, что документ, на который ссылается заказчик, носит рекомендательный характер и не обладает юридической силой закона.
Более того, в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлению Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее - Положения).
Следует отметить, что согласно пункту 12 Положений проведение лицензионного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании изложенного, требования, установленные заказчиком в пункте 2.1 Технического задания, нарушают положения части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе среди других требований указывает на обязательное содержание в извещении об осуществлении закупки краткого изложения условий контракта, содержащего наименование и описание объекта закупки и информации о начальной (максимальной) цене контракта. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Объектом закупки N 0369300123214000274 является оказание услуг по техническому обслуживанию рентгеновского оборудования для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 4".
Документация о закупке содержит информацию об оборудовании, которое подлежит техническому обслуживанию.
Техническое задание аукционной документации содержит информацию о перечне работ, проводимых в рамках периодического технического обслуживания медицинской техники, а также перечень запасных частей, предполагаемых к замене.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе, если в документации об аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены в порядке, установленном 68 статьей Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, аукцион заказчиком проведен без учета положений пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом обоснование НМЦК не содержит расчета НМЦК.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, заказчиком в пунктах 5.2.1, 5.2.2 проекта контракта установлена ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в нарушение частей 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, заказчиком в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлена ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение заказчиком по контракту в виде штрафа.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен в проекте контракта срок оформления результатов приемки оказанных услуг.
5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.1 проекта контракта настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.12.2015 года, в части оплаты до полного исполнения обязательств.
Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к минимальному сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проект контракта в нарушение части 27 статьи 34, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе не содержит требования обеспечения исполнения контракта, а также сроков возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ТрансМед" на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 68, частей 5, 7, 8, 13, 27 статьи 34, пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание о нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 декабря 2014 г. N 804-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2014