Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2017 г. N 31-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат питания "Школьно- базовый"(620026,г. Екатеринбург, ул. Декабристов,д.16/18,оф.82) о нарушении заказчиком в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя об-щеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский (624285, Свердловская область,
рп. Рефтинский, ул. Молодежная, 5), уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Рефтинский, его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участиемна оказание услуг по организации горячего питания учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский на февраль-май 2017 года (извещение N0162300052816000093), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "Комбинат питания "Школьно- базовый" (вх. N01 - 258 от10.01.2017 г.) о нарушении заказчиком в лицеМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский, уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Рефтинский, его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на Оказание услуг по организации горячего питания учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский на февраль-май 2017 года (извещение N0162300052816000093)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения документации о проведении конкурса с ограниченным участием нарушают нормы Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.12.2016 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участиемN0162300052816000093и документация на оказание услуг по организации горячего питания учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский на февраль-май 2017 года.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 483 648,00 рублей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливаетследующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пп. "б" ч. 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Правил) в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке, в том числе такой нестоимостной критерий оценки как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Разделом 3 конкурсной документации установлены "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" согласно которым по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оцениваются показатели, раскрывающие содержание нестоимостного критерия оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки:
Показатели критерия оценки |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости показателя |
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг |
45 |
0,45 |
б) опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
10 |
0,10 |
в) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
30 |
0,30 |
г) деловая репутация участника закупки |
15 |
0,15 |
По показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" оценивается наличие квалифицированного штатного производственного персонала, имеющего опыт работы в детском питании, имеющим личные медицинские книжки установленного образца с результатами медицинских обследований, включая нарколога, отоларинголога, стоматолога, психиатра, результатами лабораторных исследований, заключением терапевта о допуске к работе и отметкой о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и прививочного сертификата со сведениями обо всех необходимых прививках (клещевой энцефалит, дифтерия, корь, краснуха, гепатит А, дизентерия Зоне), обследование на рото-норовирусы: повар-диетолог - 1 человек (квалификацией не ниже 4 разряда), техник-технолог или технолог - 1 человек, бухгалтер - 1 человек, повара - не менее 4 человек (квалификацией не ниже 4 разряда), кондитер - 1 человек (квалификацией не ниже 4 разряда), товаровед - 1 человек, специалист с удостоверением по ОТ, пожарно-техническому минимуму - от 1 до 2 человек, кухонные работники - не менее 4 человек.
Наибольшее количество баллов по данному критерию - 100 баллов.
Для подтверждения необходимо приложить:
- заверенные руководителем копии документов об образовании (дипломы, свидетельства, удостоверяющие уровень полученного лицом образования по окончании учебного заведения);
- заверенные руководителем копии трудовых книжек, удостоверений специалистов, протоколов аттестации;
- заверенные руководителем копии медицинских книжек;
- заверенные руководителем копии прививочных сертификатов;
- заверенные руководителем копии документов о повышении квалификации специалистов.
В случае, если участник не предоставит сведения о сотруднике с образованием хотя бы по одному из указанных направлений, то такому участнику по указанному критерию выставляется 0 баллов.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Таким образом, услуги по обеспечению лечебным питанием пациентов является частью медицинской деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" и "Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений".
Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "Диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
На основании Приказа N474н от 24.06.2010 г. Минздравсозразвития РФ "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Диетология" в учреждениях стационарного типа диетологическая помощь осуществляется при стационарном обследовании и лечении больных с алиментарно-зависимыми заболеваниями, а также в виде организации диетического питания больных. Организация диетического питания больных, находящихся на стационарном лечении, оказывается во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки и койки дневного пребывания.
Таким образом, лицо, которое осуществляет организацию диетического (лечебного) питания, должно иметь лицензию на осуществление доврачебной медицинской помощи по диетологии.
Вместе с тем, в предмет конкурса с ограниченным участием не включены работы по приготовлению лечебного питания. Объектом закупки в соответствии с извещением и закупочной документацией является оказание услуг по организации горячего питания учащихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский на февраль-май 2017 года, что исключает потребность в наличии штатного повара-диетолога. При этом необходимость наличия у лица, которое осуществляет организацию диетического (лечебного) питания, лицензии на осуществление доврачебной медицинской помощи по диетологии необоснованно ограничивает круг участников закупки.
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки составляет 100 процентов.
Для заказчика лучшим условием исполнения договора по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБ i), определяется по формуле:
НЦБ i= КЗх100х(Кi /Кmax)
где: КЗ - коэффициент значимости показателя,
Кi- предложение участника закупки, заявка которого оценивается,
Кmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (п. 28 Правил).
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя (п. 29 Правил).
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному показателю - представление полной информации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" в заявке на участие в конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, в разделе 3 части 3 заказчиком установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" учитывается наличие штатного производственного персонала, имеющего общий трудовой стаж в детском питании:
Повар-диетолог - с опытом работы в детском питании не менее 10 лет
Техник-технолог - с опытом работы в детском питании не менее 10 лет
Бухгалтер - с опытом работы в общественном питании не менее 10 лет
Повара - с опытом работы в детском питании в должности повара более 10 лет
Кондитер - с опытом работы в детском питании не менее 10 лет
Товаровед - не установлено
Кухонные работники - не установлено
Специалист, прошедший обучение по ОТ, пожарно-техническому минимуму - не установлено.
Максимальное количество баллов по данному критерию - 100.
Для подтверждения необходимо приложить:
- копии трудовых книжек, заверенные руководителем;
- копию штатного расписания организации - участника закупки или ее выписку.
0 чел. - 0 баллов
1 чел. - 30 баллов
2-5 чел. - 60 баллов
6 чел. и более - 100 баллов
Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документациидля подтвержденияобеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами необходимыми для оказания услуг достаточно приложить копии трудовых книжек, копию штатного расписания организации, в котором присутствует 6 единицпроизводственного персонала одной квалификации (прим. - 6 чел. - Поваров), чтоне раскрывает содержание нестоимостного критерия оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", и не учитывает особенности оценки закупаемых услуг, что нарушает ч. 10 Правил, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с показателем "Деловая репутация участника закупки" оценивается положение участника конкурса в сфере оказания услуг по организации детского питания. Приветствуется наличие дипломов, почетных грамот и благодарственных писем.
Для подтверждения необходимо приложить:
- копии дипломов, благодарственных писем и/или почетных грамот от Правительства на уровне субъекта федерации, Министерства Агропромышленного комплекса и продовольствия на уровне субъекта федерации, Законодательного Собрания Свердловской области, которыми награждены предприятие (учреждение) или его сотрудники.
Максимальное количество баллов по данному критерию - 100.
Отсутствие дипломов, благодарственных писем и/или почетных грамот - 0 баллов
От 1 до 3 дипломов, благодарственных писем и/или почетных грамот - 50 баллов
От 4 до 6 дипломов, благодарственных писем и/или почетных грамот - 100 баллов.
Установление данных критериев оценки заявок создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, так как предметом закупки является организация питания учащихся, а деловая репутация участников закупки оценивается по наличию почетных грамот, благодарственных писем, наградных дипломов, наград, не связанных с предметом данной закупки. Закрытый перечень субъектов, выдавших необходимые письма и грамоты подразумевает необходимость наличия у участника опыта работы исключительно с данными субъектами, что ограничивает круг участников закупки.
Таким образом, установление вышеуказанных критериев оценки заявок создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, препятствует выявлению лучших условий оказания услуг по организации лечебного питания и ведет к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, что нарушает положение ст.50 и ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.ЖалобуООО ООО "Комбинат питания "Школьно- базовый"признать обоснованной.
2.В действиях заказчика в лицеМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский, выявленонарушение ст. 50, ст. 32 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лицеМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N17" городского округа Рефтинский, уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Рефтинский,выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица,утвердившего документацию (закупка, N0162300052816000093), с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж, с объяснением по факту выявленного нарушения ____ ___________ в _______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2017 г. N 31-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2017